Что должен знать педагог о современных педагогических технологиях?
Доклад на региональном научно-практическом семинаре
«Что должен знать педагог о современных педагогических технологиях?
Г.Н. Грушевская – методист центра АСОУ по связи с регионами на базе ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства всё начинается, технологией – заканчивается,
чтобы затем всё началось сначала.
В. П. Беспалько
Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся образования «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
- школа является важнейшим фактором развития личности;
- школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
- систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).
Причиной выбора является следующее:
- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
- педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью школьника. А реализовать это можно, используя различные современные педагогические технологии, адекватные поставленным задачам.
Именно использование педагогических технологий позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.
Каковы же признаки педагогической технологии? Самыми существенными являются следующие:
Диагностическое целеполагание и результативность, которые предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.Оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения.
Возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на чётко определённые цели.
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?
Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.
Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверх доминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.
Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20).
Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психическое отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция, и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.
Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи, можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В связи с этим, мне хочется порекомендовать Вам, использовать в своей работе практическое пособие «Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях?» авторы-составители В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г. Тренитатская, А.В. Тищенко М. «АРКТИ», 2010 год. Практическая ценность настоящего издания заключается в том, что в нем в кратком и систематизированном виде представлены ведущие педагогические идеи, затрагивающие основные проблемы модернизации российского образования. Предлагаемый материал позволяет педагогам: во-первых, получить краткую обобщенную информацию о наиболее важных тенденциях и технологиях современного российского образования, во-вторых, проанализировать свой опыт и планируемые к внедрению инновации, через призму современных подходов к организации образовательного процесса и оценке качества образования.
Важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать разумно только хорошую погоду, качественно и, по возможности, солнечно.
Отсюда наши пожелания всем педагогам:
Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.
Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.