Конспект урока по географии Источники географических знаний. Методы географических исследований. Методы познания ( 8 класс)
2
Источники географических знаний. Методы географических исследований. Методы познания.
Цель: 1. Ознакомить с новыми источниками географических знаний, с методами географических исследований и методами познания.
2. Ознакомится с тематическими картами атласа, картами Липецкой области и планом своего города.
3. На основе усвоенных ранее приёмов работы с картой выявить уровень подготовленности к решению по картам простейших задач.
Оборудование: Физическая карта России, карта Липецкой области, атласы России и Липецкой области. Схема города Липецка.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Изучение нового материала:
Методы познания.
Методы географических исследований.
Источники географических знаний.
3. Практическая работа № 1: "Ознакомление с тематическими картами атласа, картами Липецкой области и города Липецка, решение простейших задач по картам".
4. Закрепление нового материала.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Активизация познавательной деятельности.
1. Что изучает физическая география России?
2. Какие основные задачи стоят перед географией России на современном этапе?
3. Как работать с учебником географии?
4. что такое природный комплекс?
5. Что такое природная зона?
2. Изучение нового материала:
Вы уже знаете, для чего и что предстоит изучать в курсе географии России. Что бы успешно решить поставленные задачи, необходимо ответить ещё на один очень важный вопрос: Как изучать физическую географию России?
Изучать физическую географию нам помогут методы познания, которые возникли давно и развивались много столетий.
Методы познания.
1. Принцип историзма.
2.Принцип исторического и логического - изучать объект с истории его последовательного
становления и развития до современного его состояния.
3. Принцип детерминизма - основан на выявлении причинно-следственных связей. В окружающем мире все природные компоненты связаны между собой. Каждый из них выступает как причина, и как следствие.
Например: Климат растительность животный мир. В познании природы мы двигаемся от причины к следствию, а не наоборот. Принцип детерминизма требует открыть причину существования объекта.
4. Принцип противоречия.
«Условия познания всех процессов мира есть познание их как единства противоположностей» В. И. Ленин.
Действительно, если посмотреть вокруг, то мир полон противоположностей. Например: участки земной коры бывают устойчивые и (подвижными); Горы созидаются и ; Ветер проводит разрушительную и работу.
5. Моделирование.
Методы географического исследования.
До недавнего времени в географии господствовал описательный метод. Он основан на описании географических объектов. Но на Земле почти не осталось неоткрытых и неописанных земель. С ним связан и ещё существует экспедиционный метод.
Один из основных методов изучения – сравнение. Сравнивать родной край с другими регионами России – значит выявить черты сходства и различия, определить его своеобразие.
В настоящее время географии приходится решать другие задачи, поэтому они применяют другие, современные методы: геофизические, геохимические, биологические, картографические.
В настоящее время большое значение имеют аэрокосмические методы. Основным содержанием работ наших географов стал научный поиск.
Источники географических знаний.
1. Учебник.
2. Справочники и энциклопедии.
3. Географические книги.
4. Журналы.
5. Телевидение.
6. Карты и атласы – это картографические источники информации. Они содержат накопленные человечеством знания о различных природных явлениях и процессах, об их распространении по территории.
7. Интернет.
3. Практическая работа № 1:
"Ознакомление с тематическими картами атласа, картами Липецкой области и города Липецка, решение простейших задач по картам".
Цель: самостоятельное применение усвоенных ранее приёмов работы с картой для решения по картам простейших задач.
Оборудование: атлас, линейка.
Ход работы:
1. Прочитайте правила анализа географической карты:
Правила анализа географической карты:
1. Прочитать название карты.
2. Определить её масштаб численный и именованный.
3. Изучить легенду (с помощью легенды карты определить содержание данной карты).
4. Найти на карте заданную территорию и, используя легенду, рассказать о том, что показано на карте.
2. Задание 1:
Проанализируйте тематические карты атласа и заполните таблицу:
Название карты и её масштаб
Страница атласа, на которой она помещена
Что изображено на карте
Способ изображения
При решении каких задач используется
Тектоника и минеральные ресурсы.
1 : 30.000.000
(в 1 см 300 км)
10 - 11
Тектонические структуры разного возраста, полезные ископаемые, землетрясения и вулканы
Качественный фон (цвет), геометрические знаки.
При характеристике геологического строения, рельефа, полезных ископаемых территории.
1.
2.
3.
. Задание 2:
Определите расстояние в градусах и километрах от Москвы до:
1 - вариант
2 - вариант
3 - вариант
Владивостока
Читы
Самары
Санкт-Петербурга
Мурманска
Воркуты
. Задание 3:
Определите в каком направлении от Москвы находятся:
1 - вариант
2 - вариант
3 - вариант
Владивосток
Чита
Самара
Санкт-Петербург
Мурманск
Воркута
Ростов-на-Дону
Архангельск
Сочи
Задание 4:
Определите абсолютную высоту на которой расположены города:
1 - вариант
2 - вариант
3 - вариант
Владивосток
Чита
Самара
4. Закрепление нового материала.
1. Назовите методы познания.
2. Назовите методы географических исследований.
3. Какие источники географических знаний вы знаете?
5. Домашнее задание.
Записи в тетради.
Практическая работа № 1:
"Ознакомление с тематическими картами атласа, картами Липецкой области и города Липецка, решение простейших задач по картам".
Цель: самостоятельное применение усвоенных ранее приёмов работы с картой для решения по картам простейших задач.
Оборудование: атлас, линейка.
Ход работы:
1. Прочитайте правила анализа географической карты:
Правила анализа географической карты:
1. Прочитать название карты.
2. Определить её масштаб численный и именованный.
3. Изучить легенду (с помощью легенды карты определить содержание данной карты).
4. Найти на карте заданную территорию и, используя легенду, рассказать о том, что показано на карте.
2. Задание 1:
Проанализируйте тематические карты атласа и заполните таблицу:
Название карты и её масштаб
Страница атласа, на которой она помещена
Что изображено на карте
Способ изображения
При решении каких задач используется
Тектоника и минеральные ресурсы.
1 : 30.000.000
(в 1 см 300 км)
10 - 11
Тектонические структуры разного возраста, полезные ископаемые, землетрясения и вулканы
Качественный фон (цвет), геометрические знаки.
При характеристике геологического строения, рельефа, полезных ископаемых территории.
1.
2.
3.
. Задание 2:
Определите расстояние в градусах и километрах от Москвы до:
1 - вариант
2 - вариант
3 - вариант
Владивостока
Читы
Самары
Санкт-Петербурга
Мурманска
Воркуты
. Задание 3:
Определите в каком направлении от Москвы находятся:
1 - вариант
2 - вариант
3 - вариант
Владивосток
Чита
Самара
Санкт-Петербург
Мурманск
Воркута
Ростов-на-Дону
Архангельск
Сочи
Задание 4:
Определите абсолютную высоту на которой расположены города:
1 - вариант
2 - вариант
3 - вариант
Владивосток
Чита
Самара
15