Урок по литературе для 10 класса «Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова»
Методическая разработка урока по литературе для 10 класса
«Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова»
Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственность за них через понимание и осмысление содержания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи урока:
раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления;
показать ответственность человека за совершенное преступление;
помочь понять, какую власть может иметь над человеком любая теория;
на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется;
развивать умение работать в группе, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность.
Методы обучения: аналитическая работа с текстом, аналитическая беседа, подготовленное сообщение учащихся, дискуссия на основе проблемного вопроса, самостоятельная работа, чтение эпизодов «Статья Раскольникова», «Раскольников признается Соне в своем преступлении».
Оборудование. Презентация
Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая; учебно-познавательная; общекультурная; личного самосовершенствования.
Вступительное слово учителя
Тема урока «Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова»
Дома вам нужно было подумать над вопросом: «Какова, по вашему мнению, главная причина преступления Раскольникова»
Вот какие версии вы высказали.
Причины преступления
голод, нищета
плохие времена
хотел понять, сильный он человек или слабый
хотел убедиться в действии своей теории
хотел проверить, сможет ли он убить
созданная Раскольниковым теория
теория о делении людей на 2 разряда и о праве сильной личности
«Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления»
В. Б. Шкловский
Справка
Виктор Борисович Шкловский (24 января 1893 — 5 декабря1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист.
Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а что толкнуло героя на этот путь.
Кадр из фильма Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание» (2007 г.). В роли Раскольникова – Владимир Кошевой, Сони – Полина Филоненко, Свидригайлова – Александр Балуев. Была еще экранизация Льва Кулиджанова (1969 г.)
Аналитическое чтение отрывка
1 и 2 группа «Статья Раскольникова» (часть третья, глава 5)
3 и 4 группа «Признание Раскольникова Соне в убийстве» (часть пятая, глава 4)
Слово учителя
Вначале было Слово, и словом этим была статья Раскольникова «О преступлении».
Задания по группам:
1 группа – выписать основные положения статьи Раскольникова
Возможные ответы учащихся:
Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению.
Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради благоденствия других.
«Тварь ли я дрожащая или право имею» - желание помочь обездоленным превращается в эксперимент над собой.Теория сильной личности, которая может «для своей идеи перешагнуть… через кровь».
Проверка теории осуществима лишь через практику, но душевные муки начинаются еще до преступления и безнадежны попытки избавиться от них.
группа – Каковы принципы деления людей на 2 разряда?
Возможные ответы учащихся:
Обыкновенные люди Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Живут в послушании.
Переступают закон во имя лучшего.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи. Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.Вывод. Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Для справки
Ликург — древнеспартанский законодатель.
Соло́н (между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции
МУХАММЕД — (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет Магомед) (ок. 570 632), основатель ислама, почитается как пророк.
Наполео́н I Бонапа́рт ( 15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 5 мая 1821,Лонгвуд, остров Святой Елены) — император Франции в 1804—1815 годах, великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
3- найти социальный мотив преступления ;
4 - найти идеологический мотив преступления .Возможные ответы учащихся:
Социальные мотивы
-Ну да, чтоб ограбить
- Ну…ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета… и на новую, независимую дорогу стать…
-А знаешь ли , Соня, что низкие потолки и стены душу и ум теснят! О как я ненавидел эту конуру!
Идеологические мотивы
-Знаешь, Соня…знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь…счастлив был! Знай ты это!
-Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…
Я…я захотел осмелиться, и убил…я только осмелиться захотел. Соня, вот вся причина
- И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею?
Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку, - вскричал он вдруг в судорожной тоске.
Вопрос к размышлению.
Так почему же Раскольников совершил преступление? Какой вывод мы можем сделать?
Какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим?
Обсудите в группах.
Пытаясь обосновать необходимость убийства, Раскольников формулирует целую систему мотивов, убеждая себя и нас, что убить старуху-процентщицу необходимо, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, помочь матери, спасти сестру от брака с Лужиным и от притязаний Свидригайлова, чтобы закончить университет и, став благодетелем человечества, помочь таким, как Сонечка и Лизавета, и этим искупить свою вину.На этот вопрос вместе с вами отвечают исследователи творчества Достоевского, но отвечают, разумеется, по-разному. Попробуйте установить, какая из них более точно интерпретирует авторскую концепцию. Обсуждение в группах.
Высказывания критиков
Николай Николаевич Страхов (1828 — 1896) — русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889).
Дмитрий Иванович Писарев (1840 — 1868) — русский публицист и литературный критик, революционный демократ.
Валерий Яковлевич Кирпотин (1898 — 1997) — советский литературовед, критик, заслуженный деятель науки РСФСР (1969).
Владимир Владимирович Набоков (1899— 1977) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.
Н. Н. Страхов: «Главный корень, из которого выросло чудовищное намерение Раскольникова, заключается в некоторой теории, которую он неоднократно и последовательно развивает; само же убийство произошло из непременного желания приложить к делу свою теорию».
Д. И. Писарев: «Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления… Эта теория отразила только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей… Настоящею и единственною причиною являются тяжелые обстоятельства…»
В. Я. Кирпотин: « Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить вопрос: кто он- тварь дрожащая или Наполеон. И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив закон враждебного человеку общества, прийти к счастью…Достоевский выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Автор все время подменяет один мотив другим».
В. В. Набоков: « Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности…
Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек… а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности и во имя благой цели (помощь своей семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так как он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств»
Слово учителя.
Чтение цитаты из статьи Раскольникова
« Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе… и все ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается. Нет на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»
Историческая справка
Не Достоевский открыл проблему «бонапартистского» типа сознания. Еще А. С. Пушкин писал в своем романе «Евгений Онегин»
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
В этих строках, как в зеркале, отражается Раскольников с его теорией-«арифметикой». «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»
Проблемный вопрос
Можно ли совершить преступление по совести?
Достоевский убеждает читателя, что совершить преступление «по совести» невозможно. Преступление всегда – против совести. В самой этимологии слова «совесть» заложен особый, религиозно-философский смысл: «со» - приставка объединения (содружество, сотрудничество, сообщество, соединение), а «весть» – понятие религиозное, это слово Божье. Совесть – это «совместное держание» вести.
Творческое задание, которое выполняли учащиеся, – «Последствия теории Раскольникова в истории». Видеоряд или презентация
В группах обсудить и записать краткий вывод: «Последствия теории Раскольникова»
Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.
Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»
Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь живыми людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.
Домашнее задание «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку» Как вы понимаете эти слова Раскольникова?