Исследовательская работа Вклад наших земляков в Великую Победу
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 пос. Нижнезольского»
районная конференция
«Вклад наших земляков в Великую Победу»
тема работы: «Мой прадедушка – герой!»
Нарыков Николай Андреевич, 8 класс
МКОУ СОШ №19 пос. НижнезольскогоРуководитель:
Аншакова Ирина Вячеславовна
II квалификационная категория
Георгиевск, 2016г.
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………... 3
Глава 1. Георгиевск в годы войны и оккупации…………………….5
Глава 2. Они сражались за Родину ...…………………….……………….6
Глава 3. Мой прадед – герой ..………………………………….……8
Исследовательская часть ..………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………...13
Список литературы ...………………………………………………..14
Приложение …………………………………………………………..15
Введение
Данная работа посвящена моему прадеду — участнику Великой Отечественной войны. Тема выбрана не случайно. Накануне 71-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне я хочу рассказать о своем прадедушке, который с первых дней был призван на фронт.
Мне всегда была близка эта тема, потому, что это история моей семьи и моей страны. Мне стало важно собрать и систематизировать документы семейного архива и факты военной биографии из жизни моей семьи в годы Великой Отечественной войны. Более четко представить события тех лет мне было трудно. Поэтому я решил изучить тему Великой Отечественной войны со слов близких мне людей (бабушки, дедушки) постараться воспроизвести в своем сознании события тех лет.
Предметом исследования является изучение истории Родины через внесение личного вклада в общую победу отдельно взятого солдата.
Цель исследования:
- изучить события автобиографии моего прадеда Франгулянц Гариша Малхасовича, связанные с Великой Отечественной войной;
- собрать информацию о войне, изучить биографии военных и послевоенных лет своих родных.
Задачи исследования:
- расширить знания о Великой Отечественной войне;
- рассмотреть вклад моих земляков в Победу;
- изучить и проанализировать архивные данные моей семьи;
- познакомить с военной историей моего прадеда;
- продолжить работу по сбору информации для Книги Памяти об участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны с целью сохранения информации о земляках, ставших свидетелями событий войны.
Методы исследования:
- интервьюирование
- сбор и анализ архивных источников,
- изучение интернет источников.
В ходе проведённого исследования я опирался на воспоминания бабушки, свидетеля военных лет.
Новизна исследования заключается в том, что гласность, открытие современных архивов, ранее недоступных исследователям, породили сегодня совершенно противоречивые оценки, значения и итогов войны. У этого спора, который в другой исторической обстановке и в других формах продолжается и сейчас - глубокие корни. Поэтому особо важно именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.
Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках
школьного курса истории, Великой Отечественной войне отводится совсем немного времени и учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны, также данная работа предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Результаты исследований могут быть использованы при проведении
уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества.
Образовательный продукт данного исследовательского проекта – Книга Памяти.
Глава 1. Георгиевск в годы войны и оккупации.
После вероломного нападения фашисткой Германии на Советский Союз, многие георгиевцы в первые же дни ушли на фронт. Добровольцы осаждали двери военкомата. Вместо ушедших на фронт мужей и братьев на их рабочие места становились их жены, матери, сестры, дети - подростки. Они трудились, не уходя из цехов по две - три смены.
Впереди были трудные годы сражений и оккупации. Летом 1942 года враг предпринял наступление на юг страны, пытаясь захватить Кавказ.
Проходили дни и становились известными все новые злодеяния фашистов. По показаниям жителей города известно, что немцы только в песчаном карьере расстреляли 700 человек. В станице Незлобной был расстрелян 351 житель района. В двух рвах за вокзалом были зверски замучены 25 человек. В городе и районе они замучили свыше двух с половиной тысяч человек, насильно угнали в Германию на каторжные работы более 400 жителей Георгиевска.
С 9 августа 1942 года до 10 января 1943 года город Георгиевск находился под пятой фашистских оккупантов. Всего полгода хозяйничали фашисты здесь, но урон нанесли огромный.
При отступлении немцы превратили промышленные предприятия в развалины. Сожгли школы, библиотеки, ясли, разрушили железную дорогу, многие учреждения, МТС, фермы. Захватчики вывезли с мельниц, из колхозов и совхозов более одного миллиона пудов хлеба, свыше 32 тысяч голов скота.
После освобождения Георгиевска всё население города приступило к восстановлению народного хозяйства.
Глава 2. Они сражались за Родину
Чтоб дать нам право жить на этом свете,
Вы шли сражаться, грудью на врага,
Вас ждали дома мамы, жены, дети…
Храня тепло родного очага…
За то, чтоб звезды в небе нам сияли,
За то, чтоб на дворе цвела весна,
Сражались вы, и «за ценой не постояли»,
Но непомерно высока цена…
Уже 71 год отделяет нас от Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Но время не властно над народной памятью: хотя война все дальше и дальше уходит в прошлое, потомки всегда будут помнить то драматическое и героическое время, всегда будут чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Война не прошла стороной ни одну советскую семью.
История Великой Отечественной войны – это, прежде всего, история человеческих судеб. Ю. Бондарев писал: «Я не жалею ни об одном дне своей военной молодости. Я был самым обыкновенным солдатом в многомиллионной армии моих соотечественников… Отечественная война – это наша юность, наш тяжкий опыт, наша совесть, наше достоинство!» и эти слова можно отнести ко всему фронтовому поколению. А значит, не прервётся веков связующая нить. Чтобы новое поколение было способно жить и трудиться на благо Отечества, смогло избежать многих ошибок, нужно повышать интерес к истории страны, истории малой Родины. Непреходящие ценности мужества, чести, достоинства, прав и обязанностей перед обществом, самоорганизации и соблюдения государственных интересов, присущие советскому солдату особенно необходимы сейчас подрастающему поколению российского общества.
Что для человека может быть дороже Родины? Каждый сын России носит в душе любовь к своему отечеству. Помнит о нём и в горе, и в радости, трудится на благо его, а если понадобится, отдаст свою жизнь за неё, не задумываясь.
Свой вклад в разгром фашистов внесли наши земляки-ставропольцы.
Под Смоленском, затем под Ельней сражалась в июле 1941 года 103-я мотострелковая дивизия, дислоцировавшаяся до войны в Ставрополе. Две кавалерийские дивизии – 5-я и 53-я, сформированные на Ставрополье, одними из первых были удостоены гвардейских званий за стойкость при защите Москвы. Среди защитников легендарной Брестской крепости было 20 наших земляков.
Героически воевали ставропольцы и на территории своего родного края. Например, в августе 1942 года немецкий 49-й горнострелковый корпус был направлен к перевалам Кавказского хребта. Четыре месяца держали оборону 808-й, 810-й, 815-й стрелковые полки Закавказского фронта, в составе которых было немало наших земляков.
Наравне с мужчинами в военных действиях принимали участие женщины. 300 ставропольских девушек стали бойцами 485-го зенитно-артиллерийского полка ПВО, охранявшего воздушное пространство южных городов.
На территории края во время войны действовали 47 партизанских отрядов, которые насчитывали 2000 человек.
Бежит неумолимо время, уходят из жизни ветераны, редеют ряды старых бойцов, наших дедов, которые там, на далекой войне, проливали кровь и оставляли свои молодые жизни за нас, ныне живущих. Уже 71 год как отгремела Великая Отечественная война. Для нас это уже история, а для них, ветеранов - это их боевая молодость, это горечь утрат и побед, это старые раны, которые к «ненастью болят», это боевые награды, которые напоминают о тех далеких суровых днях.
Глава 3. Мой прадед – герой.
Я родился в счастливое, мирное время и не хочу узнать что такое война, страх, ужас, голод, холод, потеря родных и близких. Я много слышал об этой Великой войне. Нет такого дома, в котором бы не потеряли отца, деда, брата... И наша семья не исключение.
Мой прапрадед – Франгулянц Гариш Малхасович прошел всю войну от первого и до последнего дня. Он родился 21 января 1921 года. Когда ему исполнилось 19 лет, его призвали в ряды Красной Армии, и в 1940 году, ему пришлось оставить любимую жену Клавдию и двухмесячную дочку Зоечку, и идти служить на благо Родины.
До начала войны оставалось меньше года...
Прадедушка служил в Монголии, именно там его и застала страшная весть о том, что на свободу Советского Союза посягнули фашистские захватчики. Оттуда 25 октября 1941 года его перевели под Москву, где в то время разворачивались кровопролитные бои. Шофёром автомашины 355 отдельной роты подвоза горюче-смазочных материалов 6 механизированной колонны он и дошёл до Берлина. Так как прадедушка был водителем, ему было поручено подвозить к местам сражений боеприпасы, которые были нужны как воздух тысячам солдат...
После Москвы был блокадный Ленинград. Я, конечно, никогда этого не узнаю, но думаю, что это был самый страшный эпизод за всю войну для моего прадеда. Он вывозил детей по «дороге жизни»... Так называли
Ладожское озеро. Дети были измучены голодом, холодом, и ему приходилось видеть это каждый день, как же наверно ему хотелось накормить и согреть каждого, но им просто было нельзя сразу дать покушать. Только лишь маленький кусочек шоколада... Я даже не могу себе представить, как это было тяжело и страшно... За этот сложный отрезок военных действий прадед награждён медалью «За оборону Ленинграда».
Несмотря на всю тяжесть Великой Отечественной войны, у моего прапрадеда был очень сильный ангел-хранитель, ведь у него не было ни одного ранения.
В нашем семейном архиве хранится не так уж много фотографий и медалей, но все, что осталось - это громадная память для нас. Родина высоко оценила заслуги тех, кто сражался на ее рубежах, и мой прадедушка тоже удостоен наград: медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Вернулся Гариш Малхасович лишь в 1946 году, ведь по законам Советского Союза ему нужно было закончить службу в Красной Армии. Дома его ждала его семья...
Сегодня, в нашем современном мире, когда технологии развиваются с каждым часом, все стало гораздо проще. И я решил сам найти своего прадеда, и почитать про его боевые заслуги. Министерство обороны Российской Федерации создало уникальный ресурс, где информация находится в открытом доступе для граждан. В нем имеются архивные документы о ходе Великой Отечественной войны. Именно там я решил искать своего прадеда. И нашел! Нашел документы советских времен, в которых описывались действия моего прадеда, за которые он получал награды. Особенно, до глубины души, меня тронул тот документ, в котором описывался его подвиг, за который он получил медаль «За боевые заслуги».
Вот выдержка из данного документа: «Товарищ Франгулянц в Отечественной войне с 25 октября 1941 года. За это время показал себя одним из лучших водителей. Дисциплинированный и исполнительный красноармеец. За время работы на автомашине не имеет аварий и поломок, его машина прошла с начала участия на фронте 42 тысячи километров, за это время перевез груза более 170 тонн. Работая в тяжелых условиях бездорожья, все поставленные задания выполняет точно и срок. В напряженные дни наступательных боев, товарищ Франгулянц не зная усталости, зачастую без сна, своей добросовестной работой бесперебойно обеспечивал передовые части боеприпасами и другими необходимыми грузами. В июльских наступательных боях 1943 года в районе Войново и Рожково товарищ Франгулянц неоднократно попадал под огонь вражеской артиллерии и бомбежку, и во всех случаях не бросал машину, а быстро и расчетливо выводил её из под обстрела, спасая тем самым груз и технику... Товарищ Франгулянц пользуется заслуженным авторитетом среди товарищей, оказывает практическую помощь молодым шоферам на пути».
Читая другой наградной лист на этом же сайте, я узнал, что «в напряжённые дни наступательных операций 1945 года, тов. Франгулянц не считаясь с опасностью настойчиво и бесперебойно обеспечивал горюче-смазочными материалами передовые наступающие части, чем способствовал успеху наших войск». За это он был представлен к правительственной награде «Медаль «За отвагу».
Вот таким был мой прадед. И моя семья хранит о нем память. Столько документов из архива еще не расшифрованы, и я искренне надеюсь, и жду, что скоро появятся новые факты из его жизни, и я с гордостью буду вчитываться в каждую строчку. Мой прадед - мой герой, пример для подражания.
В послевоенное мирное, время, он работал на Арматурном заводе в городе Георгиевске и ушел из жизни задолго до моего рождения. Его сердце остановилось 8 марта 1980 года.
Я безмерно благодарен ему, и всем ветеранам это страшной войны. Мне хочется каждую секунду благодарить Вас, за мирное небо над головой, за то, что почти 75 лет назад Вы не сломались, и защитили нашу Родину отфашистских захватчиков. Вечная память, погибшим в годы суровой войны! Крепкого здоровья, живущим сейчас в разных точках нашей необъятной страны ветеранам.
Исследовательская часть
Перед тем как приступить к изучению данной темы и пополнению Книги Памяти новой информацией был проведен социологический опрос учащихся школы (5-11 классы), молодежи и жителей села. Мне хотелось узнать, как знают историю военных лет ученики нашей школы, поэтому разработал анкету «Моя семья в годы войны».
Всего опрошено 110 человек. Данные исследования показали:
1 вопрос: «Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?», «Хотели бы узнать больше?»
В семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны – 72% респондентов, не знают – 28%. Хотели бы узнать больше – 93% опрошенных.
2 вопрос: «Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните, и передается из поколения в поколение?
Хранят семейные реликвии военных лет – 16% опрошенных респондентов.
3 вопрос «Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?
Интерес к подробностям участия родных в войне проявляют 68% опрошенных респондентов.
4 вопрос «Считаете ли Вы проблему написания Книги Памяти актуальной в настоящее время?».
93% респондентов ответили, что проблема написания Книги Памяти является актуальной и важной для жителей поселка.
По результатам опроса учащихся, молодежи, жителей поселка Нижнезольского можно сделать следующие выводы:
- большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном школьники (5-7 классов).
- небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фотографии, награды, похоронки, письма и прочее).
- практически все респонденты уверены в необходимости пополнения и сбора новой информации для Книги Памяти о ветеранах-участниках Великой Отечественной войны.
Ученики нашей школы интересуются событиями того времени, читают военную литературу, смотрят фильмы о войне. Но этого мало, для того чтобы хорошо знать историю Великой Отечественно войны.
Надеюсь, что моя работа послужит отличным примером и хорошим начинанием для наших учеников. И они будут узнавать историю своей семьи, в том числе и военное прошлое.
Заключение
9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его Великая Победа над фашистской Германией.
Пришло мирное время, но отголоски той войны остались в каждом городе и селе. Человек должен помнить о своих корнях, тогда история страны не будет казаться далёкой. Вспоминая те трудные годы военного лихолетья, удивляешься, сколько горя и тяжёлых испытаний выпало на долю наших родных.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Выполняя исследовательскую работу я изучил литературу, проанализировал воспоминания.
Достигая поставленной цели, я ещё раз убедился, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной и мою семью. Один мой прадед, участник Великой Отечественной войны, был готов отдать за свободу Родины собственную жизнь, и пройдя все ужасы войны, дошёл до Берлина. Другой мой прадед Нарыков Василий Андреевич, не задумываясь отдал свою жизнь, ради своих сыновей, внуков и правнуков, защищая столицу нашей Родины от фашистской нечисти. Его имя навечно занесено в Книгу памяти, которая продолжает пополняться сведениями о наших земляках погибших или пропавших без вести в лихую годину.
Мои прадеды были героями, они являлись непосредственными участниками исторических событий нашей Родины. А её история переплетается с историей моей семьи.
Память… Это свойство человеческой души помнить о былом, хранить его.
Список литературы
Дударенко М.Л., Перечнев Ю.Г., Елисеев В.Т. и др "Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941–1945"/. — М.: Воениздат, 1985.
Кругов А.И. «Ставропольский край в истории России. (1941-97). Часть 3. Материалы по краеведению для старших классов средних учебных заведений. Ставрополь, 1997г. стр.245.
Интернет сайт podvignaroda.mil.ruАнкета «Моя семья в годы войны».
1 вопрос: «Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?», «Хотели бы узнать больше?» _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2 вопрос: «Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните, и передается из поколения в поколение? _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3 вопрос: «Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне? ______________________________________________________________
______________________________________________________________
4 вопрос: «Считаете ли Вы проблему написания Книги Памяти актуальной в настоящее время?». _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Приложение