Родительская гостиная Особенности трудового воспитания в семье (старший возраст)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36»
Родительская гостиная
в старшей группе
Тема: Особенности трудового воспитания в семье.
Разработчик: С.Н.Аксютова – воспитатель
высшей квалификационной категории
Славгород,2017
Родительская гостиная в старшей группе
Тема: Особенности трудового воспитания в семье.
Цель: формирование у родителей отчетливых представлений о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в семье.
Материал: пословицы на листах бумаги, шляпа
Добрый день уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на встречу в нашу гостиную. Тема очень актуальна: « Особенности трудового воспитания в семье.» (слайд №1)
«Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.»Гельвеций
(слайд2)
Всем известно, труд способствует полноценному воспитанию ребенка в семье. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. Но стоит обратить внимание, что существуют различия в приобщении мальчиков и девочек к труду.
Труд помогает сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения мальчика или девочки – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций, аккуратность, основательность, эстетичность и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе и окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.)
Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от родителей и воспитателя большого терпения.
Игра с родителями «Доскажи пословицу о труде» (из шляпы)
Глаза страшатся, а руки делают.
• Делу — время, потехе — час.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• На чужой каравай рта не разевай,
А пораньше вставай да свой добывай.
• Каков мастер, такова и работа.
• Кончил дело — гуляй смело.
• Скучен день до вечера, Коли делать нечего.
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Назвался груздем — полезай в кузов.
• Первый блин всегда комом.
• Кто ест скоро, тот и работает споро.
• Терпенье и труд все перетрут.
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Не боги горшки обжигают.
• Куй железо, пока горячо.
• Доброе дело само себя хвалит.
• После дела за советом не ходят.
• Цыплят по осени считают.
• Умел начать, умей и окончить.
• Конец — делу венец.
• Землю красит солнце, а человека — труд.
• Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. (слайд3)
Семья – дружный трудовой коллектив.(слайд4) Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Так, наблюдение мальчика за работой отца с инструментами обязательно отразиться в его игре, пусть это будет ремонт игрушечной машинки или детской мебели, но зато какой опыт приобретет ребенок, почувствовав себя причастным к общей мужской деятельности. Или присутствие на кухне маленькой девочки и минимальная помощь по хозяйству – стереть со стола, вытереть посуду, пускай пока еще игрушечную, обязательно останутся в памяти ребенка как яркие впечатления совместной работы с мамой.
Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. (слайд5)
Можно выделить основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей: (слайд6)
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня дошкольника.
Анкета для родителей «Трудовая деятельность ребенка» (слайд7)
1. Нужно распределять трудовые обязанности по обслуживанию семьи между всеми её членами ? (Да, нет.)2. Должен ли ребенок иметь трудовые обязанности в семье?(Да, нет, постоянные, эпизодические, не должен иметь)3. Чтобы ребенок охотно выполнял трудовые обязанности, что нужно делать?
4.Нужно ли поощрять ребенка за выполнение трудовых поручений.?(Да, нет, иногда)5. Нужно ли наказывать за невыполнение?(Да, нет, иногда)6. Нужно ли привлекать ребенка к совместной работе?(Да, нет, иногда)
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. И в этом на помощь родителям придется призвать всю свою смекалку, чтобы сын или дочь поверили в искренность слов папы или мамы.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности. Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще вытираешь стол? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее. Тем более, что они только учатся трудолюбию.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Разбор ситуаций1.) Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама?Ответ: одним этим своим действием был нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.(слайд 8)2.) Опаздывая на работу, мама попросила дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружила, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросила: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!» Правильно ли поступила мама?Ответ: Дети ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполняя его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. И еще одно правило -постоянная подкрепляющая оценка и подчеркивание полезности выполняемых детьми домашних дел.(слайд 9)3) В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении « не покладая рук».Почему это произошло? Ответ: Вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами. (слайд 10)
С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда.
Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.
Виды труда в детском саду: (слайды11- 15)
1. Самообслуживание.
2. Труд в природе.
3. Дежурство.
4. Хозяйственно-бытовой труд.
5. Ручной труд.
Практическая работа с родителями по ручному труду.
Тема: Кораблик.(слайд16)
Советы родителям (слайд 17)
Будьте последовательны в своих требованиях.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Шуточные стихи о семье. (для снятия напряжения)
“Когда появилось слово “семья”? Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Кто деток родит мне, богиня моя? Кто их воспитает, царица моя? Кто есть приготовит, о радость моя? Кто платье сошьет, постирает белье, “Я.я”, – тихо молвила Ева: “Я, я” Вот так на Земле появилась семья. Когда-то о нем не слыхала Земля – Сейчас я тебе семь вопросов задам. И Ева тихонько ответила:“Я”. И Ева покорно ответила, “Я” И Ева все также ответила “Я”. Меня приласкает, украсит жилье? Сказала она знаменитых семь “я”.
Заключение.
Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.