Технологическая карта урока литература в 5 классе по ФГОС по теме «В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юморитстическое нравоучение. Роды и жанры литературы»
Технологическая карта урока литература в 5 классе по ФГОС
по теме «В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»
как юморитстическое нравоучение. Роды и жанры литературы»
Цель урока:
обучающие: Познакомиться с детством, юностью и литературной деятельностью М.В. Ломоносова, дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу, показать юмористический характер стихотворения, дать понятие о родах и жанрах лиетратуры.
-развивающие: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;
-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным великим человеком.
Этапы урока Вид деятельности Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Самоопределение (Л)
Смыслообразование (Л)
Артикуляционная разминка Выдра у выдры норовила вырвать рыбу Ребята, давайте поупражняемся в произношении скороговорки. Дети учат скороговорку, рассказывают друг другу и учителю. Работа в паре (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знаний
Подведение детей к формулированию
темы и постановке
задач урока.
Составление плана
работы. Для оформления класса желательно использовать репродукцию работы неизвестного художника — портрет М. В. Ломоносова, хранящий в Эрмитаже. Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания.
-Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, кто изображен на портрете? Отвечают на вопрос учителя. Извлечение необходимой информации (П)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)Самоопределение (Л)
Формирование новых знаний Биография Ломоносова (Приложение) Рассказывает биографию Ломоносова Определяют тему урока, составляют связный по текст. Запоминают информацию. Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)Самоопределение (Л)
Подведение детей
к самостоятельному выводу о вкладе Ломоносова в культуру, науку и искусство.
Учебник с. 54 - 55 Ребята, обратимся к материалу учебника Работают с учебником, составляют план для пересказа.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Первичное закрепление Работа над выразительным чтением «Случились вместе два астронома в пиру…» Учитель читает стихотворение
Словарная работа Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы. Случились вместе — встретились вместе. Спорили... в жару — жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Такова (прил.) — такого. Жаркова (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное) Ребята слушают, готовятся к выразительному чтению Классификация (П)Работа в парах (К)
Первичное закрепление и проговаривание вслух — Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру? Дети учатся работать со сносками. Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система). Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). — Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея. — В чем противоположность взглядов ученых? — К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор? Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли. Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот. — В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни? Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям. — В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? (2-й вопрос, с. 53.) Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта. Прочитаем стихотворение еще раз
Читаем теоретическую статью учебника (с. 53), делаем записи в тетради Ребята активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, читают выразительно стихотворение.
Записывают определения, дополняют своими примерами Задание творческого характера (Л)
Способность действовать с учётом позиций других (К)
Постановка и формулирование проблемы (П)
Робота в группах (К)
Составление предложений по схеме (П)
Рефлексия Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Оценить то, как вы усвоили материал
- Я не допустил ни одной ошибки.
- Я ошибался 1-3 раза.
- Я ошибался более 3 раз.
- Я не понял материал.
- Выставление оценок за урок.
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Организует рефлексию.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы. Составляют внутреннюю речь.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу. Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
Д.з. Подготовить биографию Крылова, читать басни. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
Советует поработать с орфографическим словарём. Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю. Дифференцированные задания (П., Л)
Детские годы Ломоносова
Он родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах. Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых не мало сохранилось на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению. Позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами.
Образование Михаила Ломоносова
В декабре 1730 Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву. В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию Письмо о правилах российского стихотворства с приложенной к нему одой На взятие Хотина , в которой практически подтверждал провозглашенные в Письме правила русского силлабо-тонического стихосложения. Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В.К.Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как «природную» для русского языка. Его великим практическим открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих, с помощью которого он превратил свой любимый поэтический жанр – оду – в «урок царям», трибуну общественного мнения.
Научные исследования Ломоносова
В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741–1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.