Методическая разработка Дуэли в русской литературе в первой половине XIX века
Дуэли в русской литературе
первой половины
XIX века
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Что такое дуэль 2
История и условия дуэли 3
Дуэли писателей:
Александр Грибоедов 5
Дуэль Пушкина 7
Дуэль и смерть Лермонтова 10
Писатель «промахнулся» 12
Дуэли в произведениях
Дуэли в произведениях Пушкина и Лермонтова 13
Дуэль Пьера с Долоховым («Капитанская дочка») 15
Дуэль в произведениях Пушкина 17
Заключение 19
Список литературы 20
ЧТО ТАКОЕ ДУЭЛЬ
Дуэль строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.
Заядлого дуэлянта (точнее любителя вызывать на дуэль) в литературе (а раньше и в жизни) часто называют «бретёр» шпага.
Дуэльный кодекс неформальный свод правил проведения дуэли. В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести. В связи с этим правила проведения дуэлей основывались на прецедентах, хотя существовали некоторые неформальные общепризнанные принципы.
Законодательницей обычаев и правил дуэли всегда была Франция. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения дуэлей. Его признавали за образец и в России.
Специалисты различают американскую и европейскую дуэль. Американские дуэльные поединки состояли в том, что двум соперникам выдавали оружие и они уходили в лес. С этого момента начиналась их охота друг на друга. Можно было подстеречь противника в засаде, не возбранялся и выстрел в спину. Из-за своей безнравственности американская дуэль не привилась в России. Вообще надо сказать, что русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской, в частности от той же французской. Во Франции в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно.
Русские стрелялись обычно с 8 - 10 шагов. Бывали случаи - и с трех! (Это называлось "приставить пистолет ко лбу".) И стрелялись, как правило, "до результата". А результатом признавалось либо тяжелое ранение, либо смерть.
ИСТОРИЯ И УСЛОВИЯ ДУЭЛИ
Дуэльный поединок в России был и делом чести, и сословной прерогативой, и прихотью молодой аристократии.
Дуэльный поединок - традиция заимствованная, не русская. Первая дуэль в России, по свидетельству исторических документов, состоялась между двумя иностранцами еще при отце Петра Великого, Алексее Михайловиче. Петр Великий, и Екатерина II сразу же запретили дуэли, выпустив указы, наказывающие за участие в поединках - вплоть до смертной казни. Однако, как утверждают историки, за всю историю дуэли в России ни одного дуэлянта казнено не было.
"Иногда дуэлянтов-офицеров понижали до звания солдата с правом выслуги, и в течение двух месяцев они могли восстановить свое звание, не изменяя привычного образа жизни".
Расцвет дуэлей в России - начало XIX века, время военной славы России, когда с войны 1812 года вернулись офицеры, привыкшие рисковать собственной жизнью, на полях сражения доказывать правоту с оружием в руках. Жажда острых ощущений гнала молодых людей на поединки чаще всего по пустякам. Как писал Александр Бестужев, литератор и декабрист: "Много ли мы видели поединков за правое дело? А то все за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого".
Для вызова было достаточно ничтожного повода. Некоторые светские щеголи становились профессиональными дуэлянтами, которых интересовал поединок ради поединка. В свете их называли бретерами. Бретером, например, был Долохов в "Войне и мире" Льва Толстого.
Повод для дуэли мог быть любым: дерзкая интонация в разговоре, резкое движение... "В отличие от нашего времени тогда не было принято сопровождать свою речь жестами. Любой жест мог быть расценен как личное оскорбление, этого было достаточно, чтобы послать вызов".
Бывали случаи, когда и даму-то не спрашивали, кого именно она предпочитает: кавалеры между собой сами решали этот вопрос с оружием в руках. Нередко на дуэлях дрались за сердце прекрасной дамы: это был самый простой способ избавиться от соперника. "Бывали случаи, когда и даму-то не спрашивали, кого именно она предпочитает: кавалеры между собой сами решали этот вопрос с оружием в руках", - рассказывает историк.
Лучшим подарком молодому человеку в начале XIX века считались стволы мастеров Лепажа или Кухенройтера. Дуэльный гарнитур включал дуэльный ящик, пистолеты, деревянный молоток для забивания пороха, шомпол, пороховницу, форму для отлива пуль и отвертки.
Дуэльные пистолеты отличались от обычного военного оружия: они были легче и, как правило, имели более длинный ствол. Создававшие их оружейные мастера стремились в первую очередь к тому, чтобы два пистолета в паре были как можно более схожими как внешне, так и по огневым характеристикам. Дуэльная пара помимо прочего служила и показателем статуса владельца. Она стоила намного дороже, чем боевые пистолеты, хотя с военной точки зрения была оружием устаревшим.
Исход дуэли на пистолетах зависел больше от случая и психологического состояния участников, нежели от их умения, как в случае дуэли на шпагах или рапирах
Чтобы попасть в цель, стрелок должен знать особенности пристрелки конкретного пистолета, то есть куда попадают выпущенные из него пули относительно точки прицеливания. Правилами дуэли это запрещалось: и секунданты, и дуэлянты должны были поклясться, что участники видят оружие в первый раз.
В начале XIX века, когда дуэльная традиция в России находится в поре расцвета, в Европе дуэльные поединки уже сходят на нет. Русская дуэль по сравнению с французской того же времени - более жестокая.
"Если в Европе в это время нормальным расстоянием между стреляющимися дуэлянтами были 20 -30 шагов, то в России такая дуэль считалась несерьезной. Русская дуэль - это 10 шагов. Иногда стрелялись и с трех: это нередко заканчивалась гибелью обоих участников".
В дуэлях принимали участие и женщины, например, первая женщина-президент Академии наук княгиня Екатерина Дашкова. Во время путешествия по Европе, в Лондоне, она поспорила с английской аристократкой герцогиней Фоксон. Во время спора обе дамы дали друг другу пощечины. В результате они потребовали оружие; состоялась дуэль на шпагах: Екатерина Романовна получила легкое ранение.
Сколько всего молодых аристократов и аристократок погибло на дуэлях, доподлинно не известно.
Когда Николай I вступил на престол, он заинтересовался данными о дуэлянтах. Выяснилось, что ежегодно в России на поединках, например, погибают 14 представителей знатнейших фамилий, то есть Рюриковичей и Гедеминовичей. Во второй половине XIX века дуэльная традиция в России начала затухать. Офицерский корпус размывается разночинцами, потомственных аристократов, носителей традиции, в армии становится все меньше. Судебная реформа дает право гражданам выяснять отношения не только у барьера, но и в зале суда. Дело чести начиналось с обиды, затем следовало публичное оскорбление, которое должно было быть расценено как достаточное для защиты чести, затем следовал сам вызов.
Тогда правительство пришло к выводу, что дуэль необходима для возрождения духа русского офицерства и понятия "офицерская честь". Стали издаваться пособия, документы, нормативные акты, в которых оговаривались, где и как должна происходить дуэль, случаи, в которых офицер непременно должен защищать свою честь с оружием в руках. В 1894 году дуэли официально разрешают.
Последней известной дуэлью принято считать поединок между Максимилианом Волошиным и Николаем Гумилевым в 1909 году на Черной речке: к счастью, поэты не пострадали.
ДУЭЛИ ПИСАТЕЛЕЙ АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ
Причина той дуэли была банальна и, по большому счету, не должна была
привести к поединку, тем более - четырех человек. А началось все из-за ссоры
балерины Авдотьи Истоминой со своим любовником кавалергардом Василием
Шереметевым, у которого она в 1817 году жила на содержании. В историю
Истомина вошла не только благодаря этой дуэли, но и Пушкину. В Евгении
Онегине.
А.И. Истомина в роли Флоры
«Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет».
Балериной она и в самом деле была прекрасной, но вне театра жизнь вела безалаберную, меняя любовников, попадая в скандальные истории, которые для её воздыхателей иногда заканчивались дуэлями. Осенью 1817 года за Истоминой пытался ухаживать камер-юнкер граф Александр Завадовский, но Авдотью вполне устраивало положение любовницы Шереметева, так что графу оставалось вздыхать на расстоянии.
После очередной ссоры с Шереметевым Истомина ушла от него, намереваясь после спектакля отправиться ночевать к кому-то из подруг. Как на грех, после спектакля к ней за кулисы зашел Грибоедов, намеревавшийся высказать восхищение её игрой. Он не был из числа её воздыхателей, но, узнав, что у балерины свободный вечер, пригласил её к себе в гости «на чай». Видимо, поэт просто хотел сделать сюрприз Завадовскому, в квартире которого тогда жил.
Шереметев, собиравшийся мириться, стал свидетелем отъезда Грибоедова и Истоминой. Человек он был не глупый и понял, что Грибоедов просто повез его возлюбленную к Завадовскому. Разбираться, кто прав, а кто виноват, он не стал, и обратился за советом к своему другу гвардейскому корнету Александру Якубовичу. Тот сразу же заявил, что выход только один - дуэль Шереметева с Грибоедовым, а чтобы и Завадовский не ушел от возмездия, его он вызовет сам.
Грибоедов стреляться с Шереметевым отказался, заявив, что не видит для этого причины, но оговорился, что готов принять вызов Якубовича. Видимо, сказалась старая неприязнь, так как с Якубовичем поэт в свое время вместе учился в Благородном пансионе при Московском университете.
Существует несколько описаний первичной дуэли, оставленных её участниками или записанные с их слов. Они расходятся в деталях, что не меняет сути. Не стоит
забывать, что после дуэли проводилось следствие, поэтому дуэлянты пытались представить себя в более выигрышном свете.
12 ноября 1817 года первыми стрелялись Шереметев и Завадовский. Выстрел Шереметева оказался неточен. Пуля пробила борт сюртука (по другим сведениям - воротник) у его противника. Завадовский перед выстрелом заявил, что личных обид к Шереметеву не имеет, поэтому будет стрелять в ногу, чтобы дуэль завершилась, как и положено, но малой кровью. Подобный исход не устраивал Шереметева, заявившего, что он рано или поздно Завадовского все равно убьет. В результате у графа не оставалось выбора, и он выстрелил противнику в живот. Ранение оказалось смертельным.
Естественно, что дуэль Грибоедова и Якубовича пришлось отложить. Отец Шереметева, понимая, что виновником дуэли был его погибший сын, просил императора простить участников поединка. Возможно, император учел его заступничество, так как дуэлянты отделались «легким испугом». Больше всех пострадал Якубович, которого тем же чином отправили в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Кстати, этот полк был знаменит тем, что в него часто ссылали из столицы провинившихся гвардейцев-кавалеристов. Впоследствии в нем же будет «отбывать» опалу Михаил Лермонтов. Так уж случилось, что на Кавказ отправился и Грибоедов, назначенный секретарем посольства в Персии. По делам службы ему приходилось неоднократно приезжать в Тифлис. Здесь-то и произошла очередная встреча с Якубовичем, закончившаяся решением возобновить дуэль. Когда о предстоящей дуэли доложили Ермолову, он распорядился арестовать её участников, но посланный им офицер опоздал, дуэль уже состоялась.
Дуэль состоялась 23 октября 1818 года. Она, как и первая, имеет значительное количество описаний, многие из которых опираются на версию Якубовича, якобы сознательно прострелившего кисть левой руки Грибоедову. Но знатоки дуэлей в этом обоснованно сомневались, считая, что Якубович целился в живот противнику, но попал в руку. Грибоедов же, по их мнению, специально стрелял в воздух, тем более, что его выстрел был вторым, он мог подойти к барьеру и не спеша прицелиться.
Дальнейшая судьба участников четверной дуэли сложилась по-разному. Граф Завадовский, уехавший после дуэли за границу, больше в скандальные истории не попадал, и сведений о нем практически не сохранилось. Грибоедов, защищая интересы России, погиб в Персии, опознать его труп смогли по раненой в поединке руке. Якубович, завоевавший в обществе славу бретера и скандалиста, был близок к декабристам, хотя в тайных обществах и не состоял. Неоднократно высказывал желание лично убить Александра I, но в ходе восстания занял невнятную позицию и даже пытался посредничать между Николаем I и восставшими. Был осужден по первому разряду, скончался 3 сентября 1845 года в Енисейске. Авдотья Истомина вскоре после дуэльных событий вышла замуж за актера Экунина. Еще долго продолжала блистать на сцене. Умерла в Петербурге в 1848 году.
ДУЭЛЬ ПУШКИНА С ДАНТЕСОМ
Накануне дуэли был раут у графини Разумовской. Кто-то говорит Вяземскому: «Пойдите, посмотрите, Пушкин о чем-то объясняется с д'Аршиаком; тут что-нибудь недоброе. Вяземский отправился в ту сторону, где были Пушкин и д'Аршиак; но у них разговор прекратился... П. И. Бартенев, со слов кн. В. Ф. Вяземской.
27 января 1837 г. К. К. Данзас, проходя по Пантелеймоновской улице, встретил Пушкина в санях. В этой улице жил тогда К. О. Россет: Пушкин, как полагает Данзас, заезжал сначала к Россету, и не застав последнего дома, поехал к нему. Пушкин остановил Данзаса и сказал:
Данзас, я ехал к тебе, садись со мной в сани и поедем во французскоепосольство, где ты будешь свидетелем одного разговора.
Данзас, не говоря ни слова, сел с ним в сани, и они поехали на Большую Миллионную. Во время пути Пушкин говорил с Данзасом, как будто ничего не бывало, совершенно о посторонних вещах. Таким образом доехали они до дома французского посольства, где жил д'Аршиак. После обыкновенного приветствия с хозяином, Пушкин сказал громко, обращаясь к Данзасу: «Теперь я вас введу в сущность дела», и начал рассказывать ему все, что происходило между ним, Дантесом и Геккереном. Пушкин окончил свое объяснение следующими словами:
Теперь я вам могу сказать только одно: если дело это не закончится сегодняже, то в первый же раз, как я встречу Геккерена, отца или сына, я им плюнув физиономию.
Тут он указал на Данзаса и прибавил:
Вот мой секундант.
Потом обратился к Данзасу с вопросом:
Согласны ли вы?
После утвердительного ответа Данзаса Пушкин уехал, предоставив Данзасу, как своему секунданту, условиться с д'Аршиаком о дуэли. Аммосов. Последние дни и кончина А. С. Пушкина.
...Александр Пушкин, вопреки советам своих друзей, пять лет тому назад вступил в брак, женившись на Наталье Гончаровой, совсем юной, без состояния и необыкновенно красивой. С очень поэтической внешностью, но с заурядным умом и характером, она с самого начала заняла в свете место, подобавшее такой неоспоримой красавице. Многие несли к ее ногам дань своего восхищения, но она любила мужа и казалась счастливой в своей семейной жизни. Она веселилась от души и без всякого кокетства, пока одни француз по фамилии Дантес, кавалергардский офицер, усыновленный посланником Геккерном, не начал за ней ухаживать. Он был влюблен в течение года, как это бывает позволительно всякому молодому человеку, живо ею восхищаясь, но ведя себя сдержанно и не бывая у них в доме. Но он постоянно встречал ее в свете и вскоре в тесном дружеском кругу стал более открыто проявлять свою любовь. Одна из сестер госпожи Пушкиной, к несчастью, влюбилась в него, и, быть может, увлеченная своей любовью, забывая о том, что могло из-за этого произойти для ее сестры, эта
молодая особа учащала возможности встреч с Дантесом; наконец, все мы видели,
как росла и усиливалась эта гибельная гроза. То ли одно тщеславие госпожи
Пушкиной было польщено и возбуждено, то ли Дантес действительно тронул и
смутил ее сердце, как бы то ни было, она не могла больше отвергать или
останавливать проявления этой необузданной любви. Вскоре Дантес, забывая
всякую деликатность благоразумного человека, вопреки всем светским
приличиям, обнаружил на глазах всего общества проявления восхищения,
совершенно недопустимые по отношению к замужней женщине. Казалось при
этом, что она бледнеет и трепещет под его взглядом, но было очевидно, что она
совершенно потеряла способность обуздывать этого человека и он был решителен
в намерении довести ее до крайности.
Пушкин совершил тогда большую ошибку, разрешая своей молодой и очень
красивой жене выезжать в свет без него. Его доверие к ней было безгранично, тем
более, что она давала ему во всем отчет и пересказывала слова Дантеса
большая, ужасная неосторожность! Семейное счастье начало уже нарушаться,
когда чья-то гнусная рука направила мужу анонимные письма, оскорбительные и
ужасные, в которых ему сообщались все дурные слухи и имена его жены и
Дантеса были соединены с самой едкой, самой жестокой иронией. Пушкин,
глубоко оскорбленный, понял, что, как бы лично он не был уверен и убежден в
невинности своей жены, она была виновна в глазах общества, в особенности того
общества, которому его имя дорого и ценно. Большой свет видел все и мог
считать, что само поведение Дантеса было верным доказательством невинности
госпожи Пушкиной, но десяток других петербургских кругов, гораздо более
значительных в его глазах, потому что там были его друзья, его сотрудники и,
наконец, его читатели, считали ее виновной и бросали в нее каменья... Наконец,
на одном балу он (Дантес. Ред.) так скомпрометировал госпожу Пушкину
своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкина было с
тех пор принято окончательно...
Д. Ф. Фикельмон. Из дневника.
...сели в сани и отправились (к месту дуэли. Ред.) по направлению к Троицкому
мосту.
На дворцовой набережной они встретили в экипаже г-жу Пушкину. Данзас узнал
ее, надежда в нем блеснула, встреча эта могла поправить все. Но жена Пушкина
была близорука; а Пушкин смотрел в другую сторону.
А. Аммосов. Последние дни...
Снег был по колена, надобно было вытоптать в снегу площадку... Оба секунданта
занялись этой работою; Пушкин сел на сугроб и смотрел на это роковое
приготовление с большим равнодушием.
В. А. Жуковский С. Л. Пушкину (отцу поэта).
15февр. 1837 г.
Все было кончено. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу,
который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться.
Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в
это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая,
сказал:
Мне кажется, что у меня раздроблено бедро (франц.) Секунданты бросились к нему, и когда Дантес намеревался сделать то же, Пушкин удержал его словами:
Подождите, я в силах сделать свой выстрел (франц.) Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь
правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и потому Данзас подал ему другой. Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина у Дантеса, куда он ранен, Дантес отвечал:
Мне кажется, что я ранен в грудь (франц.)
Браво! воскликнул Пушкин и бросил пистолет в сторону... К. К. Данзас, в записи А. А. Аммосова.
Его привезли домой; жена и сестра жены, Александрина, были уже в
беспокойстве; но одна только Александрина знала о письме его к отцу Геккерна.
Он закричал твердым и сильным голосом, чтобы жена не входила в кабинет его,
где его положили, и ей сказали, что он ранен в
ногу.
А. И. Тургенев А. И. Нефедьевой. 28 января 1837 г.
Что вы думаете о моей ране? (спросил Пушкин доктора Шольца, приглашенного друзьями его для консультаций. Ред.) Я чувствовал при выстреле сильный удар в бок, и горячо стрельнуло в поясницу, дорогою шло много крови, скажите мне откровенно, как вы рану находите?
Не могу вам скрывать, что рана опасная.
Скажите мне, смертельная?
Считаю долгом вам это не скрывать, но услышим мнение Арендта и Саломона, за которыми послано.
Спасибо! Вы поступили со мною как честный человек, при сем рукою потер он лоб. Нужно устроить свои домашние дела.
Через несколько минут сказал:
Мне кажется, что много крови идет.
Я осмотрел рану, но нашлось, что мало, и наложил новый компресс.
Не желаете ли вы видеть кого-нибудь из близких
приятелей? Прощайте, друзья, сказал он, глядя
на библиотеку. Разве вы думали, что час не проживу?
Из записки доктора Шольца.
Пушкин, умирая, просил княгиню Долгорукову съездить к Дантесу и сказать ему,
что он простил ему. «Я тоже ему прощаю», отвечал с нахальным смехом
негодяй...
Ф. Г. Толь. Записки о Пушкине.
Данзас сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил. «Нет, нет
ответил Пушкин, мир, мир...
А. Н. Веневитинова С. Л. Пушкину.
ДУЭЛЬ И СМЕРТЬ ЛЕРМОНТОВА
(1814-1841) русский поэт
Лермонтов погиб на дуэли, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода. Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом.
Саму дуэль и гибель поэта полнее и точнее всех описал секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков.
"Однажды на вечере у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что он сказал, мы не расслышали; знаю только, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; "Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах",- на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: "А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения".
Больше ничего в тот вечер и в последующие дни, до дуэли, между ними не было, по крайней мере нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы считали эту ссору столь ничтожною и мелочною, что до последней минуты уверены были, что она кончится примирением. Тем не менее все мы, и в особенности М. П. Глебов, который соединял с отважною храбростью самое любезное и сердечное добродушие и пользовался равным уважением и дружбою обоих противников, все мы, говорю, истощили в течение трех дней наши миролюбивые усилия без всякого успеха. Хотя формальный вызов на дуэль и последовал от Мартынова, но всякий согласится, что вышеприведенные слова Лермонтова "потребуйте от меня удовлетворения" заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов, и затем оставалось решить, кто из двух был зачинщик и кому перед кем следовало сделать первый шаг к примирению.
На этом сокрушились все наши усилия; трехдневная отсрочка не послужила ни к чему, и 15 июля часов в шесть-семь вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут... ужинать.
Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.
Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!"
Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти
веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие.
Хотя признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению присутствовать на дуэли доктора, к которым мы обращались, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум господам медикам, но получил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (лил проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда привезут раненого.
Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.
Столыпин и Глебов уехали в Пятигорск, чтобы распорядиться перевозкой тела, а меня с Трубецким оставили при убитом. Как теперь, помню странный эпизод этого рокового вечера; наше сиденье в доле при трупе Лермонтова продолжалось очень долго, потому что извозчики, следуя примеру храбрости гг. докторов, тоже отказались один за другим ехать для перевозки тела убитого. Наступила ночь, ливень не прекращался...
Вдруг мы услышали дальний топот лошадей по той же тропинке, где лежало тело, и, чтобы оттащить его в сторону, хотели его приподняты от этого движения, как обыкновенно случается, спертый воздух выступил из груди, но с таким звуком, что нам показалось, что это живой и болезный вздох, и мы несколько минут были уверены, что Лермонтов еще жив".
Убийца Лермонтова тоже порывался написать воспоминания о поэте (как-никак он знал его много лет!) и, очевидно, хотел в какой-то мере оправдаться перед современниками и потомками. Он дважды начинал свои записи и оба раза бросал, написав по нескольку страниц; дальше воспоминаний об учебе в юнкерской школе Мартынов не пошел. Мартынов прожил 60 лет и умер спустя 34 года после дуэли.
ПИСАТЕЛЬ «ПРОМАХНУЛСЯ»
Александр Дюма-отец, автор знаменитого романа «Три мушкетёра», на одной из вечеринок повздорил с бравым кавалерийским офицером. Скандал разгорелся, и дело дошло до вызова на дуэль. Офицер предложил оригинальный способ дуэли: на двоих один пистолет , из которого должен будет застрелиться тот, кто вытянет из шляпы записку со словом «смерть». И вот случилось так, что роковой жребий выпал писателю...
Дюма простился с хозяином дома и всеми гостями, удалился в соседнюю комнату. Наступила тишина. Все замерли в ожидании. Прогремел выстрел. Прошло несколько мгновений, и... вдруг распахнулась дверь, и перед изумленной публикой предстал живой и невредимый писатель, держащий в руках дымящийся пистолет.
-Александр, вы живы? - спросил потрясенный хозяин дома. - Представьте себе, промахнулся, - спокойно ответил Дюма.
Хохотали все, но заразительней всех этой шутке смеялся сам кавалерийский офицер, вызвавший писателя на дуэль. Он тут же предложил выпить шампанского за здоровье находчивого романиста и, конечно, в знак полного примирения.
ДУЭЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ДУЭЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА
Тема дуэли и защита права и достоинства дворянина красной нитью проходит через всё творчество А.С. Пушкина. Например, в «Медном всаднике» у поэта «независимость и честь» находятся рядом.
Под честью поэт понимал не только независимость дворянина, но и способность оказаться на стороне невинно угнетенного, и верность своему долгу вне зависимости от выгоды, и личное бесстрашие в защите своих правил и представлений. Видя нравственное и общественное падение дворянства в николаевские времена, Пушкин считал необходимым учить чести новое поколение дворян. В дуэли поэт находил суровое средство воспитания чести, потому что считал её гарантией совершенной независимости. Дуэль на пистолетах также подробно описана в романе «Евгений Онегин»:
Вот пистолеты уж блеснули.
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется.
Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще...
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Ещё не целя, два врага
Походкой твёрдой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов ещё ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить- два, но как раз
Онегин выстрелил... Онегин понимает, что вызов его Ленским на дуэль - романтический поступок совсем юного человека. Тем не менее, Онегин берет в руки пистолет, подчиняясь нравам «большого света», опасаясь сплетен, уступает тому, что в душе презирает. А в «Капитанской дочке» дуэль изображена иронически и даже с осуждением. Ирония начинается с эпиграфа к главе:
- Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру! Мы узнаем из повести, что дуэль преследовалась, а её участники наказывались: один из героев повести - Швабрин - был сослан в крепость за участие в дуэли. Пушкин устами своих героев в «Капитанской дочке» уже называет дуэль
«смертоубийством», «душегубством». Также в повести Пушкин отказывает Гринёву и Швабрину в секундантах, то есть в свидетелях, как это часто происходило при реальных дуэлях в России, тем самым, превращая дуэль в бой без правил, почти в убийство.
Художественным воплощением бретёров в творчестве А.С. Пушкина является герой его повести «выстрел» Сильвио. Он постоянно ищет предлог для драки, чтобы утвердить своё первенство в полку. Сильвио храбрый, лихой гусар, может попасть из пистолета в муху на обоях.
Его внешний облик в произведении перекликается с образом бретёра Лучкова: «... какая-то таинственность окружала его... Он был мрачный, бледный, со сверкающими глазами. Густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола». О себе Сильвио говорит: «Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом». При создании повести «Выстрел» Пушкин использовал собственный опыт участия в дуэлях, демонстрировавший редкое бесстрашие и твёрдость духа поэта. Произведения Пушкина рассказывают нам, что, в противовес правилам Дуэльного кодекса, которые гласили, что оружие не должно быть знакомо дуэлянтам, в России XIX века противники нередко использовали на дуэли собственные пистолеты.
ДУЭЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЕРМОНТОВА И ПУШКИНА
Дуэли, описанные Лермонтовым и Пушкиным, совершенно различны как по причинам, условиям, описанию действий, так и по последствиям. Но, тем не менее, в них есть некоторые черты сходства.
В обеих дуэлях один из героев выступает благородным защитником чести девушки. Но Печорин на самом деле защищает Мери от оскорбления, а Ленский в силу своего романтического восприятия действительности «мыслит: буду ей спаситель», считает недоразумение причиной для дуэли. В основе пушкинского конфликта лежит неумение Татьяны «властвовать собою», не показывать своих чувств, в основе лермонтовского - низость души, подлость и коварство Грушницкого.
Условия дуэлей неравны. Между Онегиным и Ленским поединок был равным, с соблюдением всех правил. Грушницкий же нарушил законы дуэлей: он собирался убить фактически безоружного человека, но струсил и не сделал этого. Важную роль во всех дуэлях, а в этих двух особенно, играют секунданты. В «Герое нашего времени» именно Иван Игнатьевич становится организатором заговора против Печорина. Это драгунский капитан уговорил Грушницкого не заряжать пистолеты. Иван Игнатьевич хотел при помощи Грушницкого отмстить Печорину за то, что последний считает себя, да и является не таким, как «водяное общество», он выше этого общества. Зарецкий в «Евгении Онегине» похож на Ивана Игнатьевича: они оба недалекие, завистливые, для них дуэль - не более чем развлечение. Зарецкий легко говорит о смерти Ленского: «Ну что ж? убит» (антитеза Онегину, который глубоко переживает эту смерть). Секундант Онегина - его слуга, француз Гильо, которого Онегин называет «мой друг». О Гильо, кроме того что он «малый честный», больше ничего не говорится. Онегин делает своим секундантом слугу, во-первых, так как больше не к кому обратиться, во-вторых, этим он выражает свое несерьезное, пренебрежительное отношение к дуэли. Печорин взял с собой друга - доктора Вернера, человека пассивного. Вернер не вмешивался в ход дуэли.
Описание действия у Пушкина занимает всего две строфы, в то время как у Лермонтова - несколько страниц. Пушкину важно, как проходила дуэль, Лермонтову - внутреннее состояние героев.
У Пушкина описание дуэли - от лица автора, он использует художественно-выразительные средства языка: эпитеты («туманный взор», «цвет прекрасной»), развернутые метафоры, инверсия («дохнула буря», «спадает глыба»), сравнение («как в доме опустевшем»). У Лермонтова дуэль описывается от первого лица, в форме дневника главным героем - Печориным. До, Вов время и после дуэли мы видим изменяющийся пейзаж, отражающий внутреннее состояние героя. До дуэли: «сияние первой теплоты солнца», но в «дымной дали», «синее и страшнее, (...) сходились непроницаемой стеной». Во время дуэли: «казалось темно и холодно, как в гробе», «зубцы скал (...) ожидали своей добычи». После дуэли «стало темно и сыро», «солнце казалось ... тускло, лучи его ... не грели» - в душе Печорина после смерти Грушницкого темно, пусто и ничто не греет его. Дуэль для Онегина служит толчком к новой жизни. В нем просыпаются чувства,
и он живет не только умом, но и душой. Печорин же понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение.
Автор «Героя нашего времени» представляется, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина - создает реалистический роман, с другой стороны, сцена дуэли доказывает, что произведение Лермонтова - первый русский психологический роман.
ДУЭЛЬ ПЬЕРА С ДОЛОХОВЫМ ( «Война и мир»)
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, «куда следует нажимать». Но начну с самого начала. Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, находится во втором томе, первой части, главах четвертой и пятой романа-эпопеи, и его можно назвать «Неосознанный поступок». Он начинается с описания обеда в английском клубе, в это время идет война с Наполеоном 1805-1807 годов. Все сидят за столом, едят, пьют. Поднимают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухов. Пьер «не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него, и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом». Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен - любовники. «Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречается с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствует, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе». И после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин, и их любовников», Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Назревает конфликт,! завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: «Вы.. .вы... негодяй!., я вас вызываю...» - нечаянно вырываются у него. Он не осознает к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий -секундант Пьера, Николай Ростов - секундант Долохова. Поведение всех этих героев указывает на это. Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него неспокойно. Его соперник же «имеет вид человека занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью». Граф еще сомневается в правильности своих действий, соображает: виноват любовник Элен; что бы он сделал на месте Долохова. Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается его примирить с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать. Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали». Нерешительность персонажей передает и описание природы - оно скупо и немногословно: туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он
стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника. «При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед.. .держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад... Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил...» ответного выстрела не последовало. «.. .Слышны были торопливые шаги Долохова... Одною рукой он держался за левый бок...» Выстрелив, Долохов промахнулся.. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания. В исходе дуэли, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. -Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?» Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен. Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только с наружи, а на самом деле «.. ..этот буян, бретер.. .был самый нежный сын и брат...».Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н. Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».
15