ФЕНОМЕН ЮРОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ИНИЦИАЦИИ РУССКОЙ НАЦИИ. (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА)
Н.В.Плацында,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Рыбницкая русская СОШ № 10 с гимназическими классами», г. Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика
ФЕНОМЕН ЮРОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ИНИЦИАЦИИ РУССКОЙ НАЦИИ. (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА)
THE PHENOMENON OF AFFECTED FEEBLE-MINDEDNESS IN THE PROCESS OF INITIATION OF THE RUSSIAN NATION. (BASED ON THE WORKS OF RUSSIAN LITERATURE OF THE NINETEENTH CENTURY)
В работе исследуется вопрос о роли юродивых в процессе инициации русской нации. На основе наблюдений, полученных при анализе трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» и рассказа Г.И.Успенского «Парамон юродивый», делается вывод, что феномен юродства есть своего рода факт национальной самоидентификации русского человека.
Ключевые слова: юродивый, русская душа, грех, самопознание.
This work studies the role of Holy fools in the process of initiation of the Russian nation. Based on the observations obtained in the analysis of A. S. Pushkin's tragedy "Boris
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Проводники по тернистым дорогам ошибок и прозрений Для многих поколений ими стали юродивые. Какой след они оставили в духовной жизни русского народа? Как повлияли на духовное взросление человека и русской нации? На эти вопросы отвечают русские писатели ХIХ века, исследуя процесс самопознания в проекции сакральной встречи человека с Богом в лице блаженного. Интересны в этом отношении трагедия А.С. Пушкина "Борис Годунов", роман А.К.Толстого "Князь Серебряный" и рассказ Г.И.Успенского "Парамон юродивый".
Анализируя образную структуру текстов, убеждаешься, что в произведениях ХIХ века герои-юродивые занимают периферийное место. В творчестве большинства писателей это эпизодические персонажи, но в то же время они появляются в кульминационных сценах и во многом выражают авторскую концепцию национального мира – мира, вписанного в рамки категорий греха и праведности.
Русская ментальность находит отражение в свете героев-праведников Это один из выводов, к которому приходишь в процессе исследования литературы ХIХ века. Русские всегда живут страстями, а потом в страданиях искупают свои грехи. Только так, а не иначе. И блаженные, эти "безумцы Христа ради", выводят заблудших на дороги покаяния и прозрения.
Встреча юродивого и героя произведения запускает процесс инициации. Что понимается под инициацией в свете выбранной темы? Во-первых, инициация – это процесс самопознания, и блаженный как никто другой проекцию нового знания о жизни вписывает в ретроспективу духовного взросления героя. Во-вторых, инициация – это осознание себя частью, продолжением Бога, когда ты кротость и смирение Творца предпочитаешь наглости и злобе. И, наконец, инициация – это открытие в себе национальных черт русского характера. Умение прощать, единение в общей беде и радости, жертвенность, по-детски просветленное восприятие мира и себя в этом мире – вот приметы русского духа. И блаженные открывают героям глаза на эти сокровища духа.
XVI-е столетие считается веком расцвета феномена юродства на Руси. Для сравнения, по векам чтимые русские юродивые распределяются так: XIV в. – 4 человека; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7 (всего – 36). К XVI в. юродство стало специфически русским явлением, а имена Прокопия Устюжского, Василия Блаженного (XV-XVI вв.), Иоанна Вологодского (Иоанн Большой Колпак, XV-XVI вв.), Николы Псковского (Никола Салос, XVI век), Михаила Клопского (XV век), Николы Кочанова Новгородского (XIV век) остались в памяти русских людей как незабываемый пример парадоксального духовного
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Рис. 1 Шкала времени
подвижничества.
XIX век считается ренессансом русского юродства, о чем свидетельствует появление большого количества как светской, так и духовной литературы, написанной о юродивых. Почему юродство вызвало столь сильный интерес? Потому что юродивые (и это явно заявлено в литературе) стали для народа своеобразными проводниками по лабиринтам собственной души. Об этом рассказ Глеба Успенского «Парамон юродивый».
Глеб Успенский сознательно делит внутреннее пространство рассказа на ДО и ПОСЛЕ. Водоразделом двух жизненных правд стал блаженный, который пришел в израненный мир мещанского дома. Пришел, как кажется, случайно. Но случайностей в жизни духа не бывает, случай – это ведь улыбка Бога. И именно творец выбирает среди тысячи других людей маленький кружок избранных, которые заслуживают высшей правды. К ним и отправлен Парамон.
До встречи с Парамоном люди представляют собой безликую массу, безголосую, животно-покорную. Они живут в постоянном страхе, не верят в добро, не умеют мечтать и дарить счастье. И вот появился он – блаж
·енный. Через свет высшей правды происходит инициация. В зеркале духа люди угадывают свои отражения, но уже без уродливых, карикатурных масок. И тут начинается нравственное взросление. «Мы можем быть лучше, мы можем быть добрее» – к этой истине приходит каждый, но почему-то в реальной жизни от неё быстро отказывается. Когда появляется жандарм с требованием паспорта от Парамона, иллюзия рая разрушается. Взрослые, да и дети, снова попадают под вязкое давление страха. И крылья теперь, этот подарок Парамона, становятся чем-то лишним, ненужным, чем-то постыдно-унизительным.
Открыть двери рая, а потом своими же руками захлопнуть их – это по крайней мере глупо. Но глупость, или простота, тоже ведь черта русской ментальности. И, как знать, может быть, глупцу – этакому русскому Ивану-дураку – проще идти своим крестным путем: не так больно терять, не так страшно обманываться.
Простота, глупость, безумие, детскость – эти понятия отмечают определенную веху духовного роста. Интересно, что детскость тоже является одной из важнейших черт в личности юродивых. Наивным ребенком показан блаженный Николка в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов". Прототипами пушкинского героя стали юродивый Иоанн, называемый в народе Большой Колпак, святой Василий Блаженный и блаженный Николай Псковский.
В «Борисе Годунове» вразрез с житиями блаженный Николушка выглядит беззащитным ребенком. Блаженный напевает песенку «Месяц светит, котенок плачет». Говорит совершенно по-детски: «А у меня копеечка есть». Лишившись копеечки, плачет. Такая концентрация детской беззащитности в едином образе не случайна. Для А.С.Пушкина блаженный Николка – средоточие памяти об убитом царевиче Дмитрии.
Парадоксально близкими становятся понятия сумасшествие и детская беззащитность. Сумасшедший и ребенок, как два полюса одной правды, угадываются и в образе Бориса, и в образе блаженного.
Юродство как явление, символизирующее особенность русского национального сознания, не могло не привлечь внимание А.К.Толстого, автора романа «Князь Серебряный» (1863 год). В романе воскрешается жестокое время правления Иоанна Грозного. В изломанный противоречиями мир послан блаженный. В Васе блаженном явно угадывается реально существовавший юродивый Василий, живший в ХV–ХVI веках в Москве.
В пространстве романа блаженный Вася появляется дважды: в начале произведения и под финал романа, в главе «Казнь».
В эпизоде казни Вася блаженный появляется на пике эмоционального взрыва. «Помилуй их, Господи!» – раздаются голоса из толпы. «Прости, народ православный!» – звучат в ответ покаянные слова. И юродивый сейчас концентрирует в себе всю боль невинно осужденных и грозит страшным судом главному палачу – Иоанну Грозному.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Рис. 2
Иоанн Грозный сейчас проходит свой этап инициации, это он после встречи с блаженным может прозреть, а может снова закрыться в своем безумии. Но однозначно, что встреча с вечностью в лице блаженного не проходит для Иоанна бесследно. Ситуация мимолетного прозрения запускает в герое механизм внутреннего преображения и духовного роста.
Картина духовного самопознания русских людей может быть представлена в схеме (рис. 2). Человек находится в центре мироздания. Он может быть точкой, песчинкой в калейдоскопе жизненных страстей. И, напротив, может стать главной пружиной в часовом механизме жизни.
Где место блаженных в этой жизненной схеме? Возможно, на одном из витков самопознания. Это юродивые открывают глаза человеку на семь смертных грехов и семь добродетелей и, главное, вызывают единственно верную реакцию на людские пороки.
Блаженные действительно влияют на духовное взросление русского человека. Через свет высшей правды происходит инициация. В зеркале духа люди угадывают своё отражение. Оно может пугать – и тогда вызывает соответствующую реакцию: желание исправиться, стать лучше, добрее.
При встрече с блаженным срабатывает эффект проснувшейся совести. И эта ситуация мимолетного прозрения запускает в героях механизм внутреннего преображения и духовного роста.
Пролить свет на такие истины, как любовь, смирение, кротость, – дело сродни христианскому подвигу, потому что мир живет, балансируя между грехом и праведностью. И чтобы люди этого мира не стали навсегда пленниками страстей, Бог посылает блаженных – проводников по тернистым дорогам ошибок и прозрений. Исповедуя святость в миру, юродивые инициируют процесс духовного взросления, а кратковременные встречи с Богом в своем лице блаженные превращают в сакральный ритуал самопознания.
Список литературы:
1. Пушкин А.С. Сочинения. Т. 2. – М.: Худож. лит., 1986
2. Толстой А.К. Князь Серебряный // az.lib.rut/tolstoj_a_k/text_0030.shtml
3. Успенский Г. Парамон юродивый // ModernLib.rubooks/ uspenskiy_gleb/ paramonread/
4. Федотов Г. Святые Древней Руси. – М., 1991
5. Феномен юродства на Руси // http://www.allbest.ru/