Статья От исследовательской деятельности на уроке — к индивидуальной исследовательской деятельности ученика
ОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ – К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
Цели и задачи нового этапа развития российского образования определены в национальном проекте «Образование» - достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, обеспечить конкурентоспособность отечественного образования, создать условия формирования конкурентоспособной личности. Идеальная модель личности 21 века – это личность многомерная, вбирающая в себя и реализующая достоинства саморазвивающейся, самодостаточной и конкурентоспособной личности.
Одно из направлений в школе – развитие научно-исследовательской деятельности учащихся. Ученые утверждают, что исследовательская практика является основным методом обучения творческой деятельности. Для мотивации к исследованию ребенок должен иметь выраженное стремление к исследовательскому поведению.
Практика работы показывает, что использование на уроке исследовательских методов обучения стимулирует исследовательское поведение у учащихся с разным уровнем развития, не только у одаренных и талантливых. Индивидуальный подход в процессе исследовательской практики заключается в том, чтобы:
С одной стороны, дать возможность одаренным детям представить «свою» идею в той форме, которая понятна данному ребенку или помочь оформить собственное исследование в соответствии с требованиями научных конференций;
С другой стороны, оказать педагогическую поддержку детям, не умеющим выдвигать гипотезу, видеть проблему, делать собственные открытия; к сожалению, мы часто сталкиваемся с такими учениками, которые не могут или пока не готовы к полной самостоятельности при решении какой-либо задачи. Как отмечал А.Экзюпери «слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».
Каким же образом в практике учителей нашего отделения организуется исследовательская деятельность учащихся? Прежде всего, такая работа начинается на уроке.
Исследовательская деятельность – это высший уровень учебной деятельности, интерес к которой у учащихся реализуется не сразу, а поэтапно:
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке. Химия и биология – экспериментальные науки, поэтому эти предметы располагают бОльшими возможностями для увлечения детей исследовательской работой. На данном этапе ученики выполняют различные практические, лабораторные работы, например: по химии в 10 классе «Получение и свойства этилена», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты», по биологии в 8 классе – «Клетки и ткани под микроскопом», «Действие ферментов желудочного сока на белки», «Сравнение крови лягушки и человека». Знания, умения и навыки, приобретенные на практических и лабораторных работах в сочетании с внутренней мотивацией ученика, достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности. Самостоятельно добывая в эксперименте знания, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости. Мы знаем, что у учеников возникает заинтересованность при выполнении самостоятельного эксперимента по алгоритму, даже самые слабые учащиеся получают удовольствие от достигнутого результата, от сознания того, что они могут и у них все получается.
Первый этап исследовательской деятельности осуществляется и через внеклассную работу по предмету. Здесь учитель сам разрабатывает темы исследований, которые должны удовлетворять следующим требованиям:
Показывать целесообразность изученного данного материала, полезность тех или иных умений;
Учить ребят работать с учебной и научной литературой, конспектировать, выбирать главное;
Подводить школьников к выявлению возможностей применения известных им биологических фактов в практическом исследовании в новой для них ситуации;
Формировать у школьников умения письменно оформлять сообщения;
Формировать у школьников качества научного мышления;
Учитывать индивидуальные способности школьников.
В качестве примера хочу привести следующий: ученики 6 класса в рамках экологической работы в школе принимали участие в мероприятии, посвященном «Году лягушки», в процессе проведения которого готовили интересные сообщения, загадки, ребусы, кроссворды, выступали с этим материалом перед младшими школьниками.
На уроках биологии и во внеклассной работе по предмету формируются следующие умения:
Планировать исследование в соответствии с поставленными задачами;
Описывать и выявлять отличительные признаки живого, обнаруживать причинно-следственные связи;
Принимать решения об использовании тех или иных процедур для проведения исследования в конкретной предметной области;
Работа с биологическим научным оборудованием;
Разрабатывать и защищать исследовательские работы;
Решать практико-ориентированные биологические задачи.
Внеклассная работа по предмету и исследовательская деятельность на уроках осуществляется параллельно. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются мыслительные операции: они сравнивают, обобщают, находят закономерности, классифицируют. В результате накапливается материал, позволяющий каждому высказать свое мнение, суждение, при этом рождается немало гипотез. И в итоге – готовые темы для будущего исследования. Обсуждение итогов самостоятельного исследования может также стать основой для будущей исследовательской работы.
ВТОРОЙ ЭТАП – ситуация частично-поискового исследования, обучение образцам исследовательской деятельности на основе полученной информации. На этом этапе ученик должен не только увидеть какие-то отдельные результаты, но и понять динамику развития науки, то есть он должен осознать свою деятельность как исследователя на разных этапах, каким же образом осуществляется представление и защита реферата. Мы знаем направление поиска, знаем конечный результат, но предлагаем ученику самостоятельно выбрать путь решения проблемы. Поводом для исследовательской деятельности может являться творческая переработка содержания материала урока, предложение ученику подготовить сообщение по тому или иному вопросу. Например, при изучении зоологии в 7 классе учащиеся готовят сообщения о многообразии изучаемых систематических групп животных, их местообитании, особенностях строения, поведения, значении в природе и жизни человека. Чтобы подготовить теоретический материал, учащиеся изучают дополнительную литературу при работе с научно-популярными книгами, материалами Интернет, учатся отбирать главное, существенное. Знакомясь с работой ученого, выявляют логику исследования, убеждаются в познаваемости мира. После этого такие учащиеся уже не могут работать по предложенному учителем алгоритму, они готовы проявлять самостоятельность и творчество в исследованиях.
ТРЕТИЙ ЭТАП – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей и задач будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения поставленных целей. Для решения задач третьего этапа используются как уроки, так и специальные формы проведения занятий – например, научные конференции школьников.
Исследовательская работа – благоприятное поле деятельности для использования интегрированного подхода в обучении. На протяжении двух десятилетий учителя нашего методического объединения создали свою систему интегрированных уроков, мероприятий, на которых обязательно присутствует исследовательский компонент. Одни из последних таких интегрированных мероприятий – это урок-исследование по теме «Витамины» (8 класс), урок-презентация «Химия и жизнь» (11 класс), урок с элементами ролевой игры «Познай себя через познание окружающего мира» (8 класс), урок-конференция «Спирты: за и против» (10 класс). Хочу отметить, что подготовка и проведение этих уроков происходит в следующей системе:
Подготовительная работа – сбор учащимися информации по конкретным темам, направлениям исследования, ее обработка;
Использование возможностей ИКТ, сопровождение урока презентацией;
Практическое применение теоретических знаний, проведение опытов при подготовке к уроку или на уроке с целью закрепления знаний или получения новых фактов;
рефлексия
15