Программа внеурочной деятельности по химии Основы исследовательской деятельности 5-6 класс






ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ ХИМИИ »
(5-6 классы)


Программу подготовила:
Учитель химии
Гагаринова Светлана Борисовна




















Актуальность проекта
Одной из важнейших задач образовательного процесса в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
В наше время необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности, умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Цели программы:
- Формирование естественно - научного мировоззрения учащихся;
- Ознакомление с объектами и явлениями материального мира;
- Расширение кругозора, использование различных методов познания природы;
- Формирование предметных и проектно – исследовательских компетенций обучающихся.
Задачами программы являются следующие:
1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету химии;
2. Развивать исследовательские и творческие способности учащихся;
3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность;
4. Воспитывать экологическую грамотность.
Отличительные особенности программы:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, позволяющей сформировать навыки практической, исследовательской и проектной деятельности.
Знакомство детей с химическими веществами и явлениями начинается еще в начальных классах. Каждому ребенку известны названия применяемых в быту веществ, некоторые полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для проведения лабораторных опытов, практических работ и организации исследовательской деятельности, повысят уровень проектно – исследовательских компетенций учащихся на уровне основного общего образования, позволят в дальнейшем успешно сдать экзамены и продолжить образование в высших учебных заведениях.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям учащихся.
Программа включает блоки, состоящие из теоретического (лекционного) материала и практических занятий. Практические занятия предполагают проведение опытов и практических работ исследовательского характера.
Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, экологии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Особенности, предпочтительные формы организации познавательного процесса, их сочетание, формы контроля

Особенность программы состоит в том, что она обеспечивает высокий уровень знаний, широко включая в себя демонстрационные опыты и химический эксперимент, межпредметные связи, что позволяет сделать обучение максимально развивающим.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, химический эксперимент (демонстрации, практические работы). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе и с аудиовизуальными.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве. Практические работы объединены в два практикума.
   
Формы организации. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, компетентностно-деятельностный подход.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
умения и навыки (предметные и общие учебные);
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
публичная защита и презентация творческих работ, исследований и проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.
Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Курс рассчитан на группу из 12-16 человек.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание
Кол-во часов



теория
практика
всего

1
Введение
1
1
2

2
Лаборатория юного химика
2
10
12

3
Именем Менделеева или Дом, в котором «живут» химические элементы
4

4

4
Домашняя химия
2
8
10

5
Смотр химических знаний
2
5
4


ИТОГО
11
24
35

















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение – 2 часа.
Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ.
Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Демонстрация:
-взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом;
-химический хамелеон;
-химическая радуга.
Практическая работа. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.

2.Лаборатория юного химика – 12 часов
Цель: знакомство с простейшими химическими явлениями.
Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.
Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.
Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.
Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.
Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания.
Демонстрационный опыт
Горение свечи на воздухе.
Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе.
Получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар.
Практическая работа
Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Выращивание кристаллов поваренной соли.
Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха.
Признак химической реакции – изменение цвета.
Признак химической реакции – растворение и образование осадка.
Растворимые и нерастворимые вещества в воде.
Приготовление раствора соли.
Получение кислорода из перекиси водорода.
Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты.
Очистка воды.
Лабораторный опыт
Приготовление лимонада.
Гашеная известь и углекислый газ.
Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.
Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета.
Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа).

3. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы – 4 часа
Цель: знакомство со структурой периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, химическими элементами.
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.
Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента

4. Домашняя химия – 10 часов
Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях.
Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.
Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков.
Жиры. Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?
Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.
Состав продуктов питания. Пищевые добавки.
Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. Качественные реакции на функциональные группы.
Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.
Состав косметических средств.рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.
Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.
Практическая работа
Обнаружение белков в продуктах питания.
Обнаружение углеводов и жиров в продуктах питания.
Обнаружение витаминов в продуктах питания.
Анализ пищевых продуктов.
Содержимое домашней аптечки.
Удивительные опыты с лекарственными веществами.
Опыты с бытовыми химикатами.
Выводим пятна.
Изготовим духи сами.
Секретные чернила.
Получение акварельных красок.
Лабораторный опыт
Сворачивание белка куриного яйца при нагревании.
Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта.
Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом.
Измерение рН моющих средств.


Смотр химических знаний – 7 часов
Подготовка и защита исследовательских проектов.
На занятиях используются технические средства обучения:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
колонки;
диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии.
Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 -2013.
4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 2010.
5 Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
6.Григорьев Д.В., Степанов П.Н. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2013
7.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
8.Добротин Д.Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек.- М: Интеллект-Центр, 2009
9.Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 15-26
10.Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей.- М: Белый город, 2009
11.Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – Химия, 1986
12.Мойе Стивен У. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. – АСТ, 2007
13. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
14. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища". // Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 18-29
15.Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1996
16. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
17.Твои первые научные опыты.- М: Литерра, 2011
18.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. № Пр-271
19.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20.11-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р
20.Примерная программа основного общего образования (базовый уровень)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Апробация представленной программы будет проходить в течение двух лет. Внеурочная деятельность с учащимися не позволяет дать пропедевтические знания всему составу класса. Однако, наличие в классе даже небольшого числа учащихся, интересующихся химией, способных помочь одноклассникам, своим примером показывающих значимость знаний. Такие учащиеся помогают организовать более эффективную работу на уроке, становятся лидерами в групповых формах работы, при организации проектной деятельности во внеурочное время.









13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 215