Рабочая программа по внеурочной деятельности области география по курсу « Основы учебно–исследовательской деятельности»

Утверждаю рассмотрено
Директор школы Руководитель РМО
______/___________ ______/_______________
Приказ №________ Протокол №___________
От______________ _- от _________________



Рабочая программа

по внеурочной деятельности области география

по курсу « Основы учебно–исследовательской деятельности»

в 5 классе количество часов по учебному плану 35


Учитель - Камара Татьяна Владимировна
Категория - высшая
МОУ Некоузская СОШ


Новый Некоуз
2015 -2016 уч.год

Пояснительная записка

Программа « Основы учебно-исследовательской деятельности» в 5 классе разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, Программы развития универсальных учебных действии для основного общего образования, Примерной основной образовательной программы, Некоузской СОШ, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. В программе учтены следующие требования:
- требования к результатам ООП основного общего образования
- планируемых результатов освоения ООП
- общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования.
В программе указаны темы курса, распределения часов по разделам, последовательность изучения материала, планируются личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Так как в Некоузской СОШ на ступени начального образования во внеурочной работе присутствуют элементы проектной деятельности, то программа преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры учебно-исследовательской деятельности. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования.

Цели и задачи

Цель:
Формирования у школьников теоретических и практических знаний организации учебно-исследовательской работы, способствующей становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности. География является пожалуй единственным предметом носящим ярко выраженный метапредметный характер, поэтому этот курс целесообразно использовать во внеурочной среде по предмету.



Задачи:
систематизировать представления обучающихся об учебно-исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
сформировать основы практических умений организации учебно-исследовательской работы;
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях.

Общая характеристика

Учебно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность это один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и имеют следующие важные особенности:
цели и задачи этого вида деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей, специалистов в разных областях и т.д. В результате этого подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
организация учебно-исследовательских работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
Организация данной работы школьников позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Происходит развитие не только практических умений организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. Необходимо обучать школьников методам поиска и обработки информации.


Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Программа предусматривает проведение внеаудиторных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках. Учебно-исследовательская деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д.
Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие учащиеся.




Ээтапы учебно-исследовательской деятельности
Ведущие умения учащихся


Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;
Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;
Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;
Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;
Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.



2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.



3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании;
Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);
Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.



4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение наблюдать,; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.


5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.


Итогами исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Итоговой формой контроля предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практических конференциях различных уровней.

Ценностные ориентиры содержания

Программа по исследовательской деятельности призвана помочь учащимся осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:
- акцент на сравнение позиций, связанных с темой исследования, показ общих тенденций и уникальной специфики выбранной темы;
- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, формирование собственной позиции при оценке ключевых проблем темы исследования.
Курс исследовательской деятельности обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования терминологии;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Основные принципы программы

Принцип системности: Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом (использование навыков работы с ИПК, знаниями, полученными на уроках географии, биологии,физики,истории и т. д).
Принцип гуманизации: Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры: Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых: Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи: Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности: И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.
Принцип стимулирования: Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Место в учебном плане

Программа «Основы учебно-исследовательской деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МОУ Некоузская СОШ на учебно-исследовательскую деятельность в 5 классе отводится 1 час в неделю и ориентирован на предмет «География». Соответственно программа рассчитана на 35 часа.
Курс имеет практико-ориентированную направленность. В тематическом планировании предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. Обучение методике учебно-исследовательской работы проводится параллельно с работой учащихся над собственными исследованиями. В Приложении № 1 к программе дан примерный список тем исследовательских работ учащихся.

Планируемые результаты

В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают следующие компетенции:

Универсальные компетенции:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Личностные компетенции:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, развитие логического и творческого мышления;
- развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
- формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;
- заинтересованность в личном успехе;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить общий язык и общие интересы со сверстниками.
-готовность отстаивать и открыто выражать свою позицию

Метапредметные компетенции:
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- умение учиться отражается в освоении навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- формулирование собственного мнения и позиции.

По окончании курса «Основы учебно-исследовательской деятельности» учащийся научится
- планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, приборы, модели, приемы адекватные исследуемой проблеме;
- использовать такие методы и приемы как доказательство от противного, доказательство по аналогии, построение и исполнение алгоритма;
- использовать некоторые методы и приемы исследование присущи естественным наукам – описание, наблюдение, сравнение, объяснение, опросы, статистических данных;
-использовать догадку, озарение, интуицию
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные излагаемой проблеме выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме
рассматривать и ставить вопросы ответ на которые можно получить в результате учебно-исследовательской деятельности отбирать адекватные методы исследования, формулировать, вытекающие из исследования выводы
отличать факты от суждений, мнений, оценок, критически относится к сужденияммненипям, оценкам, реконструировать их основание;
получит возможность научится:
самостоятельно задумывать и планировать учебное исследование
использовать догадку, озарение, интуицию,
использовать такие математические приемы как перебор логических возможностей,
использовать таки естественно –научные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка их на совместимость с другими известными факторами
целенаправленно и осознано развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства
осознавать свою ответственность за качество полученных знаний отечать за качестввыполненного проекта информации

Возможные результаты исследовательской деятельности:
В результате выполнение учебно- исследовательской деятельности обучающиеся должны выполнить следующие работы:

Альбом, газета топографическая карта
Коллаж , макет
Паспарту, плакат
Фотоальбом, наглядное пособие


Содержание курса

Раздел1. Что такое исследование?(4 часа.)

Цели, задачи, содержание курса исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Крупнейшие исследователи России (Панин Морозов, Обручев, Прежвальский) Основны видыисследовательких работ по географии научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа.



Раздел 2 Учимся решать проблемы. (18 часа)

Тема 1 Проблемы, цель, гипотеза.(5 ч.)
Что такое проблема? Основные этапы научного исследования. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза и ее типы, формулирование гипотезы, исследования идея, ключевое слово, метод исследования, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, проблема, теория, умозаключение.
Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. Возможные темы исследований по географии. Постановка цели и задач исследования

Учимся работать с информацией. Зачем? и как?(5ч.)
Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги, периодические издания, электронные ресурсы и др. Популярные и справочные издания по географии и экологии. Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования. Специализированные сайты. Возможности использования Интернет-технологий в исследовательской деятельности. Способы обработки полученной информации.
Работа с научной литературой. Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка литературы.


Методы исследования.(8 ч.)
етоды научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент, наблюдение и сравнение, их отличие. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Метод полевой. Экспериментальные методы. Анализ текста. Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме.

Раздел 3. Оформление работы (5 часов.)

Структура научно-исследовательской работы. Текст как продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.
Введение: аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования.
Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.
Требования к оформлению научных работ.




Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (8 часов.)

Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация. Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты. Доклад – форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
1 час резервный.











Календарно- тематическое планирование курса

№ п.п
Дата
Раздел
Тема
час.
содержание
Виды деятельности
Требования к результатам обучения







Личностные
Познавательные
коммуникативные

Раздел 1 Что такое исследование? (4 часа)








принимать и сохранять учебную задачу


учитывать выделенные учителем ориентиры действия


чуввсво гордости за свою страну, любовь к России





развитие устной речи, адекватное восприятие значимости исследовательских работ
оперировать такими понятиями, как исследование, исследователь,

отличать научное исследование от учебного
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
задавать вопросы по существу;
учитывать разные мнения, стремиться к координации.


















1

Как мы понимаем термин «исследование»
1

Понятие «исследование», исследователь, Значимость исследований в нашей жизни

Формирует понятия вычленяет их основные черты




2

В чем отличие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностей е
1
Особенности и различия учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностей
Ведет поиск отличительных черт Выделяет критерии отличий различных видов деятельности




3

Крупнейшие Российские исследователи и их открытия в области географии сообщения учащихся
1
Биография крупнейших российских ученых и результаты их исследовательской деятельности
Выступает с сообщением и участвует в обсуждении




4

Основные виды исследовательских работ по географии и экологии
1
Открытие новых земель с целью их использования, изучение различных географических объектов, явлений природы, изучение влияние человека на окружающую среду
Обсуждает и выделяет главное





Раздел 2.
Мы учимся решать проблемы (18 часов)



Тема 1 Проблема, гипотеза, цель. (5час.)
Личностные
Познавательные
коммуникативные

5

Что такое проблема? Основные этапы научного исследования
1
Понятия проблема, гипотеза,цель и их отличия. ,проблемная ситуация,существующая ситуация, идеальная ситуация
Обсуждает этапы исследования
, выполняет задания на поиск идеальной ситуации
Выделяет цели к выдержкам из реальных проектов
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;


преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-

Усвоение новых научных терминов и применение их на практике
Задавать вопросы неоходимые для организации своей деятельности

6

Как выбрать тему и обосновать ее актуальность?.
1
Определении темы , условия и критерии выбора темы исследования, актуальность темы исследования
Устанавливает причинно-следственной связи
Устанавливать приоритеты ,поставить себе задачу
Осуществлять выбор деятельности в зависимости от ситуации
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

7

Какие темы географических исследований можно провести в нашем районе
1
Реальная ситуация в Некоузском районе выявление проблемных мест
Выделяет возможные темы исследования , аргументирует свой выбор
Развивать способность выбора
Видеть проблемы, ставить актуальные вопросы,
Умение вести конструктивную беседу

8

Как сформулировать гипотезу исследования. Постановка цели и задач исследования
1
Понятие гипотеза, типы гипотез и их отличия
Области использования гипотез
Предлагает описательные и объяснительные гипотезы к выбранных на прошлом уроке теме проекта
Умение анализировать ситуацию, аргументировать свою точку зрения
Устанавливать причинно- следственные связи
Вести диалог, сотрудничать с партнером и учителем

9

Практическая работа №1( работа в группах нацеленных на выполнение краткосрочных проектов)
1
Выбор темы для дальнейшего проекта, постановка целей, гипотез.
Выбирает тему исследования. Постановка цели, задач, гипотезы.
Умение определять новые темы, преобразовывать практическую задачу в познавательную
выделять цели и задачи исследования
Умение работать в группах, аспределять роли в ней


Тема 2 Учимся работать с информацией Зачем? и Как? (5 ч.)
Личностные
Познавательные
коммуникативные

10

Какие виды информации мы знаем?. Источники информации.

1
Человек в мире информации. Что такое «информация»? современные источники информации, источники географической информации
Выделяет виды информации
Ориентировать в видах источников информации
Различать виды и источники информации
Умение высказывать свою точку зрения

11

.
Популярные и справочные издания по географии.
1

Словари – справочники, карты, энциклопедические издания, популярная литература, художественная литература и умение извлечения из них географической информации

Изучает образцы популярных и справочных изданий
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразую--щей функции познавательного мотива,
Различать популярные и справочные издания
Умение работать в группах

12

Электронные приборы, их возможности в проведении исследования. Где в интернете найти информацию по географии
1
Виды электоронных приборов и их возможности в проведении исследования, (построение модели природных процессов, явлении природы, тематических кари т.д.) различные поисковые системы
Работает со специализированными сайтами по географии. Создание списка полезных интернет ресурсов.

Навык работы с электронными приборами
Осуществлять расширенный поиск информации
Организовывать и планировать свою работу, создавать и преобразовывать модели

13

Принципы составления библиографии. Как оформить ссылки и список литературы

1

Составляет и оформление списка источников по теме исследования.

Приобретает навык работы с оставления списка литературы
Реализует основы учебно-исследовательской деятельности
Умение работать в группах

14

Практическая работа Что читаем, для чего читаем, как читаем?
1
Разные виды чтения для различных целей-фактуальный, подтекстовый, концептуальный
Изучает способов обработки полученной информации освоение приема свертывания информации
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи, основы поискового , ознакомительного, изучающего чтения
Структурировать тексты , умение отличать главное от второстепенного
Задавать вопросы для организации собственной деятельности



Тема3 Методы исследования ( 8 ч.)

Личностные
Познавательные
коммуникативные

15

Методы научного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент, наблюдение, сравнение их отличие
1

1
Понятия эмпирические методы познания, область их применения, наблюдения, сравнения и их применение в повседневной жизни человека и исследованиях


Классифицирует объектов и их систематизация
Проводить эксперимент, наблюдение под руководством учителя, опора на собственный опыт
Давать определение понятиям, классифицировать методы исследования
Организовывать свою деятельность во время наблюдений, экспериментов

16

Методы географических исследований. Описательный метод. Экскурсия Новый Некоуз в годы войны»

1
Области применения описательного метода исследования.
Воспринимает информации на слух,описывает природные явление текущего момента, формирует отчет об экскурсии.
Гражданский патриотизм, любовь к Родине
различать способ и результат действия,
извлечение и фиксация информации из устных источников
Организовывать свою деятельность во время исследовательских работ

17

Сравнительный метод. Экспериментальные методы.
1
Критерии сравнения и их выбор область применения метода сравнения, общие черты методики постановки эксперимента
Сравнивает качества питьевой воды в Некоузском районе используя материалы исследований прошлых лет
проявлять познавательную инициативу;

уметь сравнивать , находить отличие, классифицировать
Организовывать и планировать свою работу и работу группы

18

Практическая работаВыбор метода исследования
1
На основе реальных проектов определяет методы исследования
Определяет методы учебного исследования по выбранной теме
- проявлять познавательную инициативу;

Находить оптимальные способы выполнения задачи
Умение работать в коллективе

19

Как и где собрать материал для исследования?

1
Отбор материала по заданной теме в литературе, географических сайтах, газетах, проведения
опроса, интервью
Определяет пути поиска материала, работает с представителями печати, экскурсаводами,
Выбор и обоснование пути поиска информации, учет имеющихся ресурсов
Приобретение навыка усваивающего и поискового чтения
умение устанавливать партнерские отношения, проявление интереса к теме

20- 22

Практическая работа
Организация и проведение исследовательской части работы.
3
Алгоритм работы группы над проектом,
рекомендации по организации проектной деятельности
Составляет плана проведения исследования подбор методов исследования, составляют дневник группового проекта
планировать свои действии
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок
выработка навыка самоконтроля
Приобретение основ учебно-исследовательской деятельности
Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности











Раздел 3. Как оформить свою работу (5 ч.)

№ п.п.
дата
Тема урока




Виды деятельности
Личносные
Познавательные
коммуникативные

23

Структура учебно-исследовательской работы. Демонстрационный материал как продукт исследовательской работы.

1
Структура проекта
Типы демонстрационного материала, их отбор в зависимости от темы проекта
Изготавливает модели, коллажи, фотоальбомы, газеты в зависимости от выбранной темы
принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

Задавать вопросы неоходимые для организации своей деятельности

24

Общая характеристика и специфические черты научного стиля
1
Понятие научный стиль его отличительные черты
Выделяет отличительные черты стиля, путем сравнения двух разных по стиля отрывков
Освоение жанров научной речи
Выделение характерных признаков научного стиля
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

25

Требования к введению исследовательской работы
1
Части введения и их смысловое наполнение доказательство актуальности темы, анализ изученной литературы
Вырабатывает навык написание Введения
Умение высказываться в письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);
Задавать вопросы необходимые для организации своей деятельности

26

План исследовательской работы
1
Требования к написанию плана, виды плана,
Вырабатывает навык написание плана
Умение конкретизировать, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем ои действия и соблюдать их порядок
Выстраивать последовательность событий
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

27

Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.
1
Части заключения и их наполняемость обязательность выводов полученных в результате исследования, применение их на практике обобщение основных идей проекта
Вырабатывает навык письменной речи
Умение четко и ясно излагать свои мысли
обобщать, систематизировать, конкретизировать и осуществлять синтез (целое из частей);
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

28

Требования к оформлению научных работ
1
Групповая работа по выработке требований к оформлению работ.
Работа в группах, обсуждение, выработка единых требований
Умение вести диалог на основе равнопрвных отношений и взаимо уважении
Оформлять исследовательские работы
Задавать вопросы для организации собственной деятельности

Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (8 ч.)

29

Критерии оценки исследовательской работы
1

Полнота исследовательской работы, социальная значимость проекта, соотношение запланированного и реально достигнутого, композиционная стройность проекта, аккуратность и дизайн проекта и их значение


Выработывает критерии исследовательской работы и сравнение ее с авторской
Критический отношение и анализ своих результатов
Осознавать качество и уровень усвоения
- Вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Критически относится к чужим мнениям, суждениям, реконструировать их основание

30

Презентация проекта и ее назначение,
1
Цель презентации, смысл презентации виды презентации и их целесообразность
Обдумывает и создает презентацию
Проявление эстетического вкуса
Приобретает навык создания презентаций
Позитивное сотрудничество

31

Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты.
1
Стратегия выступления на презентации, алгоритм презентации –выступление
-изложение главной мысли
- заключение

Работает по алгоритму
Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Умение структурировать материал

33

Доклад – форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Памятка оратору Структура научного доклада.
1
Структура доклада., фиксация и структуирование материала полученного в результате исследования
План и подготовка выступления, работа с психологом школы
Выработка умения выступать на публике
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, и др.

Умение слушать собеседника

34

План и подготовка выступления
1
Типы плана и их отличия
Работа в группах по написанию плана выступления по разработанному проекту
Создание плана и подготовка выступления
Составляют план и последовательность действий
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Грамотное выстраивание текста,

35

Защита исследовательской работы
1

Выступает с презентацией,,объясняет результаты своего исследования
Навык публичного выступления

Умение убеждать и отстаивать свою точку зрения аргументированно




















Список литературы


Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. / Под ред. Е.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2009. – 255 с.
Л.В.Байбородова, Л.Н. Серебренников Проектная деятельность в разновозрастных группах:пособие для учителей общеобразовательных школ: М. : Просвещение 2013
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2010.
Н.А. Заграничная И.Г. Добротина проектная деятельность в школе:учимся работать индивидуально и в коллективе: Учебно-методическое пособие: М., Интеллект – Центр 2014
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105
Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2009. - №5. - С. 51-60.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практик
А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
Программа развития универсальных учебных действии для основного общего образования,
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования/М-во образованияи науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение 2013





Список Интернет-ресурсов

Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (большое количество материалов по методике и практике исследовательской деятельности учащихся, а также содержится дополнительная информация, которая поможет учителю в повседневной образовательной и методической деятельности)
Центр развития исследовательской деятельности учащихся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российская государственная библиотека [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Необходимое оборудование

Разномасштабные карты региона и района
Тематические карты района и области
Пробирки
Образцы почв
Гербарий растений Ярославской области
Образцы полезных ископаемых
Анимомерт
Барометр
Градусник для определения температуры воды, почв, воздуха,
Снегомерная рейка
Компьютеры
Программа «Конструктор карт»
Проектор
Фотоаппаратура, видиокамера

Примерные темы исследовательских работ по программе
курса УИД на 2014-2015 г

История формирования Некоузского района
Топонимы Некоузского района
Дворянские усадьбы нашего края
История Некоузского парка
Некоузский район в годы войны
Исторические места района

















Примерные темы исследовательских работ по программе
курса «УИД» НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД



1 Топонимы Некоузского района связанные с монголо-татарским игом



2 Рыжие лесные муравьи



3 История Некоузского Дома культуры



4 Что могут подсказать цветы?



5 Ядовитые растения – польза или вред?



6 Дрожь Земли


7 Влияние внешних факторов на рост растений



































13PAGE 15


13PAGE 142715