Рабочая программа учебного предмета литературное чтение Школа России, 3 класс ФГОС


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106 для слепых и слабовидящих детей"
Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы
Протокол №_____
от_________________2014г.
Программа обсуждена на методическом объединении учителей начальных классов
Протокол №_____
от _________________2014г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МК С(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106 для слепых и слабовидящих детей"
______________________
Приказ № ________
от ______________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3 класс
(Составлена на основе программы по литературному чтению для3 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.)Составитель программы:
Кейль Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов
МК С(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №106 для слепых и слабовидящих детей"
Новокузнецкий городской округ
Пояснительная записка
Актуальность создания рабочей программы учебного предмета – целенаправленное обучение литературному чтению детей с дефектами зрения.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»».
Календарный учебный график МК С(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106 для слепых и слабовидящих детей».
Устав МК С(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106 для слепых и слабовидящих детей».
Настоящая программа разработана в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 2014/2015 учебный год (140 часов – 35 недель из расчета 4 часа в неделю. Она составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования на основе традиционной программы по литературному чтению для 3 класса, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) – М.: Просвещение, 2011//, которая является рекомендованной Департаментом общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации и учебниками по чтению «Литературное чтение» в двух частях Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы III-IV вида.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи уроков литературного чтения в 3 классе:
развивать у слепых и слабовидящих школьников умения читать литературные произведения правильно, осознано и выразительно; составлять план и пересказ;
формировать способность выделять главную мысль, полноценно воспринимать художественное произведение; сопереживать героям произведения, эмоционально откликаться на прочитанное;
развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, ассоциативное мышление, воссоздающее и творческое воображение;
приобщать к чтению классической художественной литературы, формировать потребность в чтении, развивать интерес к литературному творчеству;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка.
Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно – эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учётом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественого образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
Литературоведческий принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры. При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения на четвертом году обучения предполагает наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в её содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приёмы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Программа по литературному чтению для 3 класса включает:
1) круг произведений для чтения;
2) развитие речевых умений и навыков при работе с текстом;
3) обогащение и развитие опыта творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности.
Круг произведений для чтения
В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор народов мира, русская и зарубежная классика, современная литература. Основные разделы программы включают произведения из золотого фонда детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
Развитие навыка чтения:
- развитие навыков осознанного и правильного чтения;
- выработка основного способа чтения – чтения целыми словами за счёт установки на плавное чтение целыми словами, чтения слов с ориентировкой на знак ударения, проведения «речевых зарядок» или «речевых гимнастик» для овладения нормативным способом чтения, проведения соревнований и конкурсов на звание «Лучший чтец».
Развитие выразительности речи и чтения, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:
- ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя; побуждение школьников к совершенствованию выразительности чтения, овладению приёмами выразительной речи и чтения;
- совершенствование звуковой культуры речи; развитие чёткой дикции на основе ведения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных в словах; чтение скороговорок и чистоговорок, стихотворных строк для отработки произношения отдельных звуков;
- обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотношение его с содержанием высказывания, выработка умения увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;
- обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений;
- подготовка к выразительному чтению: обдумывание содержания текста; представление себе изображаемой картины (героя); умение услышать звучание стиха, т. е. уловить его мелодичность, ритмичность, особенности звукописи; осмысление исполнительской задачи.Выработка умений работать с текстом:
- ответы на вопросы по содержанию текста; нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание; воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану;
- подробный пересказ небольших произведений с отчётливо выраженным сюжетом;
- раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками из рассказа (нахождение в тексте предложений, соответствующих иллюстрациям);
- деление текста на части и их озаглавливание;
- выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя);
- воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении;
- сопоставление слов, близких по значению; понимание значений слов и выражений в контексте; различение простейших случаев многозначности слов; отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы;
- ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нём названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике.
Требования к уровню сформированности навыка чтения и речевых умений:
- сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами;
- темп чтения незнакомого текста 65-75 слов в минуту (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка);
- пересказ небольшого по объёму текста с опорой на картинный план или вопросы;
- орфоэпически правильное произношение слов в предложенном для чтения тексте.
Обогащение и развитие опыта творческой деятельности
и эмоционально-чувственного отношения к действительности
Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников:
- воспитание способности замечать красоту природы, человека и окружающего предметного мира;
- обогащение опыта детей непосредственными наблюдениями за состоянием природы и поведением животных во время экскурсий в разное время года;
- развитие у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми; воспитание потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру;
- формирование умения передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний, рисунков и литературных произведений, созвучных эмоциональному настроению ребёнка.
Развитие образного восприятия окружающего мира, воображения, фантазии:
- выполнение заданий типа: «С чем можно сравнить данный предмет?», «На что похожи предметы?»; рисование предметов красками, их словесное описание;
- развитие у детей интереса к услышанным рассказам, сочинениям; стимулирование активности при их обсуждении.
Развитие умения выражать в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояния природы и человека:
- активизация деятельности учащихся в поисках подходящего слова (игра «Найди меткое слово») для описания предмета, характеристики героя прочитанной книги или коллективного сочинения различных историй.
Обогащение опыта эстетического восприятия произведений
художественной литературы
Развитие творческих способностей школьников:
- развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них;
- приобщение детей к миру поэзии; слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха; наблюдения за звукописью, ритмичностью и мелодикой стихов; развитие у детей способности испытывать радость, получать удовольствие от повторного слушания поэтических произведений;
- воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения художественной литературы.
Активизация способности учащихся полноценно воспринимать
художественные произведения на основе целенаправленной деятельности
Развитие творческих способностей школьников:
- наблюдения за средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями); развитие умения детей ценить образность слова, его выразительность;
- воспитание интереса и уважения к писателю или поэту как создателю художественного произведения;
- целенаправленная работа над загадками, которые часто являются развёрнутой метафорой; развития умения сравнивать предмет загадки и предмет отгадки, находить в них общее, видеть и ценить образность в изображении предмета загадки;
- развитие внимания к изобразительно-выразительным средствам языка путём заполнения пропусков слов в художественных описаниях и сравнения их с авторским вариантом;
- целенаправленное формирование умения адекватно воссоздавать представления о природе, герое, ситуации во время чтения художественных текстов; умения сопоставлять реалистическое и образное описание предметов (явлений);
- упражнение школьников в отборе и синтезировании отдельных деталей словесной картины для создания целостного художественного образа;
- сочинение учащимися собственных загадок, небылиц на основе уже прочитанных;
- коллективное придумывание разных концовок к известным сказкам;
- развитие образных представлений и образного мышления детей путём включения в урок произведений изобразительного искусства и музыки;
- коллективное, групповое и индивидуальное создание рисунков, диафильмов, слайдов по прочитанному произведению (рисование на плёнке и показ через кодоскоп); озвучивание придуманных сценариев музыкальными произведениями;
- коллективная драматизация художественных произведений; введение игровых ситуаций, помогающих детям представить себя в роли поэта и писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учащихся в коммуникативных парах: слушающий – говорящий и говорящий – слушающий; исполнитель (чтец) – создатель художественного текста (автор) и наоборот;
- включение учащихся в коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
Первоначальное накопление опыта работы с литературными терминами:
- формирование умения различать и узнавать такие виды литературных и фольклорных произведений, как басня и стихотворение, сказка и рассказ, загадка и пословица;
- наблюдение за ритмом и рифмой в стихотворной речи, за изобразительно-выразительными средствами в поэзии и прозе без введения терминов «сравнение», «эпитет», «метафора», «олицетворение».
Особенности организации учебного процесса по данному предмету в школе III –IV вида
В школе III-IV вида обучаются дети с различными заболеваниями глаз: косоглазие, нистагм, амблиопия, миопия, гиперметропия, афакия, частичная атрофия зрительного нерва, с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05% до 0,4%.
Специфика организации учебного процесса заключается в следующем:
учёт общих закономерностей и специфических особенностей развития слепых и слабовидящих детей, в опоре на их сохранные возможности;
дифференцированном подходе, применении специальных форм и методов работы, наглядных пособий, тифлотехники;
специальном оформлении учебных кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий.
Педагогический работник на уроке в школе III-IV вида строго соблюдает режим работы: проводит одну динамическую физкультминутку и две для глаз, используя тренажёр для глаз Базарного.
Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей-инвалидов по зрению:
использование специальных, изготовленных в соответствии с особенностями познавательной и учебной деятельности школьников с нарушениями зрения наглядных пособий (моделей, рельефных изображений);
адаптация пособий: увеличение, детализация, упрощение (снижение уровня сложности наглядной информации), усиление контрастности, четкости изображения.
Незрячие дети учатся по учебникам, напечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля, пишут в специальных тетрадях, используя прибор для письма и грифель. Раздаточный материал оформляется с учетом офтальмоэргономических условий – шрифтом Arial, кегель 18 нижний правый угол срезан для удобства в работе школьников с дефектами зрения.
Приемы специфической организации процесса обучения, отвечающей своеобразию познавательной и учебной деятельности школьников, находящихся в условиях зрительной депривации:
создание офтальмо-гигиенических условий, обеспечивающих оптимальное восприятие учебной информации;
полисенсорное восприятие учебного материала за счет использования всех сохранных органов чувств (зрения, слуха, осязания);
снятие зрительной и тактильной утомляемости школьников (сочетание письменных и устных видов работ, проведение зрительных физкультминуток, соблюдение регламента зрительных нагрузок).
Приемы, формирования и развития компенсаторных способов деятельности:
развитие зрительного восприятия (прием наложения, прием перекрытия);
формирование предметных действий;
развитие осязательного восприятия и кожной чувствительности (прием двуручного обследования объекта, прием ладонного обследования объекта);
коррекция предметных представлений (прием установления аналогии по образцам, продуцирования образов памяти).
Приемы использования тифлотехники, специальных приборов и оборудования:
обеспечение возможности обучающимся с нарушениями зрения осуществлять собственные наблюдения, самостоятельно делать измерения, выполнять творческие работы;
использование специальных приборов и оборудования.
Контроль достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля.
Особенности организации контроля по литературному чтению.
В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения младших школьников делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и наибольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.
Специфической формой контроля является проектная деятельность, где наиболее ёмко решаются проблемы творческого и поискового характера. Для создания проекта по теме учащиеся находят необходимую информацию в справочниках, энциклопедиях, Интернете и используют её для практической работы. Все ссылки на возможные источники информации представлены в содержании проекта.
При выполнении проекта следует учитывать желание детей, их интересы и склонности, а также другие условия работы в конкретном классе. Следует также иметь в виду, что проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. Формы представления выполненного проекта значительно разнообразнее, чем в 1 классе: фоторассказ в виде книги, стенда, стенгазеты.
При организации работы над проектом учителю необходимо решить ряд методических задач, отличие которых от аналогичных задач в 1 классе состоит в большей степени в самостоятельности детей на всех этапах выполнения проекта:
Подготовить детей к выполнению проекта (совместная постановка цели, помощь в распределении заданий, совместное определение способов и сроков работы, формы и степени участия в ней взрослых).
Оказывать помощь в выполнении проекта (совместный поиск источников информации, советы по оформлению работы, помощь в подготовке презентации, в том числе мультимедийной).
Провести презентацию проекта (организация выступлений детей, обсуждение выступлений, помощь в оценке работы).
Для фиксации результатов работы над проектом и подготовки презентации в рабочей тетради выделены специальные развороты. Они не заменяют собой тех форм представления проекта, которые были перечислены выше, а дополняют их, помогая выделить главное. На этих страницах детям предлагается представить основные материалы по проекту (например, фотографии, справочные сведения), составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе. Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной.
В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с помощью взрослых (или самостоятельно). Все проекты учитель фиксирует в папку «Наши проекты».
В учебниках курса литературного чтения в методическом аппарате каждой темы имеет место система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.
В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня сложности, которые позволяют обучающимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. Изучение курса заканчивается выполнением итоговой контрольной работой.
Программа позволяет школьникам с дефектами зрения освоить курс литературного чтения третьего класса в полном объеме.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы
Ценностные ориентиры содержания курса
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит детей с дефектами зрения с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Педагогическая цель и задачи
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения детей с дефектами зрения по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения дети с дефектами зрения участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса обучающихся; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением обучающийся осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Литературное чтение» в 3 классе.
Личностными результатами обучения являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.Метапредметными результатами обучения являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Тематическое планирование учебного материала
по учебному предмету литературное чтение 3 класс
№ п/п ТемаКол-во часовОрганизация контроля знанийРезультаты обучения за год
Кол-во к/р Кол-во п/р Кол-во сочинений1. Введение. Знакомство с учебником 1 знать/понимать:
наизусть не менее 15 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
2. Самое великое чудо на свете 3 1 3. Устное народное творчество 10 1 4. Великие русские писатели 12 1 5. Литературные сказки 10 1 6. Были-небылицы 6 1 7. Люби живое 10 1 1 8. Собирай по ягодке – наберешь кузовок 6 1 9. По страницам детских журналов 6 1 10. Зарубежная литература 6 КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС, 140 Ч.
№ п/п
Тема разделаТема урокаКол-вочасовХарактеристика учебной деятельностиДатаДомашнеезадание1. Вводный урок по курсу литературное чтение
/1ч/ Знакомство с учебником литературное чтение. 1 Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержании главы.
Пользоваться словарем в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. 2. Самое великое чудо на свете
/4ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.
Находить необходимую информацию в книге.
Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги.
Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. с. 4 – 5 выразительное чтение3. Рукописные книги Древней Руси.
Подготовка сообщения. 1 с. 6 – 7
выразительное чтение4. Первопечатник Иван Федоров. 1 с. 8 – 12
пересказ5. Урок – путешествие в прошлое.
Оценка достижений. 1 с. 12
вопросы и задания6. Устное народное творчество/14 ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.
Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.
Называть жанры прикладного искусства.
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.
Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.
Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.
Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним.
Делить текст на части.
Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.
Называть основные черты характера героев.
Характеризовать героев произведения.
Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.
Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. с. 13 выразительное чтение7. Русские народные песни. 1 с. 14 – 17
наизусть8. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. 1 с. 18 – 19
выразительное чтение9. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. 1 с. 20 – 21
подготовить сообщение10-
11. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 2 с. 22 – 27
выразительное чтениес. 22 – 27
пересказ12-
13-
14. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». 3 с. 28 – 39
пересказ 1 ч.
с. 28 – 39
пересказ 2 ч.
с. 28 – 39
пересказ 3 ч.
15-
16-
17. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». 3 с. 40 – 50
выразительное чтениес. 40 – 50
выборочный пересказс. 40 – 50
ответы на вопросы18. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). 1 19. Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Оценка достижений. 1 с. 58 вопросы и задания20. Поэтическая тетрадь 1
/11 ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Определить различные средства выразительности.
Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
с. 59
выразительное чтение21. Проект «Как научиться читать стихи». (На основе научно-популярной статьи Я.Смоленского). 1 с. 60 – 61
выразительное чтение22. Ф. Тютчев «Весенняя гроза». 1 с. 62
наизусть23. Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». с. 63
наизусть24. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». 1 с. 64 – 65
1 наизусть по выбору25. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». 1 с. 66 – 67
выразительное чтение26. И. Никитин «Встреча зимы». 1 с. 68 - 71
выразительное чтение27. И. Суриков «Детство». 1 с. 72 – 75
выучить отрывок28. И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. 1 с. 76 – 77
выразительное чтение29. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). 1 30. Оценка достижений. 1 с. 78 – 80
вопросы и задания31. Великие русские писатели/24ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 с. 81
выразительное чтение32. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». 1 подготовить сообщение об А. Пушкине33. А. Пушкин. Лирические стихотворения. 1 с. 84 – 87
наизусть 1 по выбору34. А. Пушкин «Зимнее утро». 1 с. 88 – 89
выразительное чтение35. А. Пушкин «Зимний вечер». 1 с. 90 – 91
выразительное чтение36-
37-
38-
39-
40. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 5 с. 92 – 101
выразительное чтениес. 102 – 1110
выразительное чтениес. 111 – 119
выразительное чтениес. 120 – 127
выразительное чтениес. 128 – 129
ответы на вопросы41. И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. 1 с. 132 – 133
выразительное чтение, подготовить сообщение.
42. И. Крылов «Мартышка и Очки». 1 с. 134 – 135
наизусть43. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». 1 с. 136
наизусть44. И. Крылов «Ворона и Лисица». 1 с. 137 – 139
выразительное чтение45. М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. 1 с. 142 – 143
выразительное чтение, подготовить сообщение.
46. М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». 1 с. 144
наизусть47. М. Лермонтов «Утес», «Осень». 1 с. 146 – 147
наизусть48. Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. 1 с. 150 – 151
выразительное чтение, подготовить сообщение.
49. Л. Толстой «Акула». 1 с. 152 – 155
пересказ по плану50. Л. Толстой «Прыжок». 1 с. 156 – 159
пересказ от лица мальчика
51. Л. Толстой «Лев и собачка». 1 с. 160 – 161
ответы на вопросы52. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. 1 с. 162 – 163
ответы на вопросы53. Оценка достижений. 1 с. 164 – 166
вопросы и задания54. Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»). 1 55. Поэтическая тетрадь 2
/6 ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать стихи на слух.
Читать стихотворение, выражая авторское настроение.
Сравнивать текст-описание и текст-повествование.
Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.
Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.
Создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.
Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. с. 167
выразительное чтение.
56. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». 1 с. 168 – 170
1 выучитьпо выбору57. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». 1 с. 170 – 172
выучить наизусть 1 фрагмент58. К. Бальмонт «Золотое слово». 1 с. 173
выразительное чтение.
59. И. Бунин «Детство», «Полевые цветы». 1 с. 174 – 177
выразительное чтение60. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Оценка достижений. 1 с. 178
вопросы и задания.
61. Литературные сказки/8ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.
Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.
Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках.
Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Читать сказку в лицах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. с. 179 - 180
выразительное чтение.
62. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка). 1 с. 182
выразительное чтение63. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». 1 с. 183 – 187
выразительное чтение.
64-
65. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». 2 с. 188 – 195
выразительное чтениес. 188 – 195
пересказ66-
67. В. Одоевский «Мороз Иванович». 2 с. 196 – 200
пересказс. 201 – 207
пересказ68. КВН (обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»).
Оценка достижений. 1 с. 209 – 213
вопросы и задания69. Были-небылицы/10ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Определять особенности сказки и рассказа.
Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков героя.
Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.
Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Составлять план краткого и полного пересказов.
Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно.
Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.
Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.
Читать сказку выразительно по ролям. с. 3
выразительное чтение70-
71. М. Горький «Случай с Евсейкой». 2 с. 4 – 10
выразительное чтениес. 11
ответы на вопросы72-
73-
74. К. Паустовский «Растрепанный воробей». 3 с. 12 – 16
пересказс. 17 – 23
перепсказс. 24
ответы на вопросы75-
76-
77. А. Куприн «Слон». 3 с. 25 – 31
пересказс. 32 – 40
пересказс. 40 – 41
ответы на вопросы78. Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».
Оценка достижений. 1 с. 42 – 44
вопросы и задания79. Поэтическая тетрадь 1
/6 ч/ Знакомство с названием раздела.
С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» 1 Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворение, отражая настроение.
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.
Объяснять смысл выражений с опорой на текст.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Придумывать стихотворные тексты.
Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. с. 45 – 46
наизусть80. С. Черный «Воробей», «Слон». 1 с. 47 – 49
выразительное чтение81. А. Блок «Ветхая избушка». 1 с. 50
наизусть82. А. Блок «Сны», «Ворона». 1 с. 51 – 54
выразительное чтение83. С. Есенин «Черемуха». 1 с. 55
наизусть84. Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. 1 с. 56
вопросы и задания85. Люби живое/16 ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 с. 57
выразительное чтение86. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. 1 с. 58 – 59
выразительное чтение87-
88. Соколов-Микитов «Листопадничек». 2 с. 60 – 66
выразительное чтениес. 67
ответы на вопросы89. В. Белов «Малька провинилась». 1 с. 68 – 70
пересказ90. В. Белов «Еще раз про Мальку». 1 с. 70 – 72
пересказ91-
92. В. Бианки «Мышонок Пик». 2 с. 73 – 76
выразительное чтениес. 77 – 81
выразительное чтение93-
94-
95. Б. Житков «Про обезьянку». 3 с. 83 – 88
пересказс. 89 – 96
пересказс. 97
ответы на вопросы96. В. Дуров «Наша Жучка». 1 с. 98 – 99
выразительное чтение97. В. Астафьев «Капалуха». 1 с. 100 – 101
пересказ98. В. Драгунский «Он живой и светится…». 1 с. 102 – 105
выразительное чтение99. Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») 1 100. Оценка достижений. 1 с. 106 – 108
вопросы и задания101. Поэтическая тетрадь 2
/8 ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Читать и воспринимать на слух лирические тексты.
Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.
Сочинять стихотворения.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. с. 109
выразительное чтение102. C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». 1 с. 110 – 111
выучить 1 по выбору103. А. Барто «Разлука». 1 с. 112 – 113
выразительное чтение104. А. Барто «В театре». 1 с. 113 – 115
выразительное чтение105. С. Михалков «Если», «Рисунок». 1 с. 116 – 117
выучить 1 по выбору106. Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». 1 с. 118 – 119
выразительное чтение107. Игра «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») 1 108. Проект «Праздник поэзии»
Оценка достижений. 1 с. 120 – 122
вопросы и задания109. Собирай по ягодке – наберешь кузовок
/12 ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.
Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Соотносить пословицу с содержанием произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. с. 123
выразительное чтение110. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». 1 с. 124 – 128
выразительное чтение, составить рассказ
111-
112. А. Платонов «Цветок на земле». 2 с. 129 – 134
выразительное чтениес. 135 – 136
ответы на
вопросы113-
114. А. Платонов «Еще мама». 2 с. 137 – 142
выразительное чтениес. 143
ответы на вопросы115. М. Зощенко «Золотые слова». 1 с. 144 – 153
пересказ по плану116. М. Зощенко «Великие путешественники». 1 с. 154 – 163
пересказ по плану117. Н. Носов «Федина задача». 1 с. 164 – 169
пересказ118. Н. Носов «Телефон». 1 с. 170 – 171
чтение по ролям119. В. Драгунский «Друг детства». 1 с.
120. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Оценка достижений. 1 с. 172
вопросы и задания121. По страницам детских журналов
/8 ч/ Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.
Определять тему для чтения.
Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.
Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».
Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.
Находить необходимую информацию в журнале.
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. с. 173 - 174
выразительное чтение122. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». 1 с. 175 – 178
пересказ123. Ю. Ермолаев «Проговорился». 1 с. 179 – 181
чтение по ролям124. Ю. Ермолаев «Воспитатели». 1 с. 181 – 183
чтение по ролям125. Г. Остер «Вредные советы». 1 с. 183 – 184
выразительное чтение126. Г. Остер «Как получаются легенды». 1 с. 184 – 186
ответы на вопросы127. Р. Сеф «Веселые стихи». 1 с. 186 – 187
выразительное чтение128. Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок).
Оценка достижений. 1 с. 188
вопросы и задания129. Зарубежная литература/12 ч/ Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение.
Сравнивать сказки разных народов.
Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).
с. 189
выразительное чтение130-
133. Мифы Древней Греции.
«Храбрый Персий». 2 с. 190 – 194
выразительное чтениес. 195 – 199
выразительное чтение134-137. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» 3 с. 200 – 206
пересказс. 207 – 213
пересказс. 214
ответы на вопросы138. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» 1 139. Оценка достижений. 1 140. Игра- конкурс по изученным в 3 классе произведениям. Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Учебники:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2013
Дополнительные материалы:
Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2013
М. В. Бойкина, Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс. М.: Просвещение, 2013
ИКТ и ЦОР:
1.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс
2. http://5klass.net/literatura-3-klass.html3.http://tapisarevskaya.rusedu.net4. http://skazvikt.ucoz.ru/