Методические рекомендации к самостоятельной работе по гражданскому процессу (студентам II курса)


Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Астраханской области
«Камызякский сельскохозяйственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации самостоятельной работы студентов
в процессе изучения дисциплины
«Гражданский процесс»
для студентов специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Камызяк 2016
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Гражданский процесс» разработаны на сновании положений:
основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
программы учебной дисциплины «Гражданский процесс».
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Камызякский сельскохозяйственный колледж»
Разработчик: Железнова Светлана Александровна, преподаватель ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»
Рекомендовано методическим советом ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»
Заключение методического совета
Протокол № _____ от « ____» ______________ 2016 года.
Председатель методического совета _________ /М.В. Ивакина/
Содержание:
Пояснительная записка………………………………..………..………….4
Раздел 1. Общие сведения по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов……………………………………………...6
Раздел 2. Характеристика основных видов заданий самостоятельной работы……………………………………………………………………………...8
2.1. Написание конспекта первоисточника ………………………………8
2.2. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме.……………9
2.3. Создание материалов-презентаций ………………………………......9
2.4. Подготовка доклада…………………………………………………..10
2.5. Составление графологической структуры ………………………...10
Раздел 3. Информационное обеспечение обучения…………………….12
Пояснительная записка
В Федеральном Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» самостоятельная работа квалифицируется как форма организации учебного процесса, как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности студентов при обучении. Самостоятельная работа студентов (СРС) формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно – переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом.
В более полном и точном смысле внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов  самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.
Самостоятельная  работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления, углубления, расширения и систематизации знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельного овладения новым учебным материалом;
- формирования общих и профессиональных знаний, умений и компетенций;
- формирования умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную литературу;
- формирования умений самостоятельного умственного труда;
- мотивирования регулярной целенаправленной работы по освоению
специальности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирования убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности и ответственности;
- развития исследовательских умений.
Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий; высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из правоприменительной практики, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.
Для правильного понимания сущности правового регулирования общественных отношений необходимо внимательное изучение нормативных актов. Необходимо учитывать то, что в последнее время вносится достаточно большое количество изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты. Большую помощь в уяснении содержания и практики применения действующего законодательства оказывают постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, обзоры практики рассмотрения споров по отдельным категориям дел.
Раздел 1. Общие сведения по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
-развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему ивиду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.
Правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете этоделать, для чего это нужно.
Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы,определите время выполнения каждого этапа.
Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
По окончании работы проанализируйте ее результаты,оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтитесделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.
Самостоятельная работа

Мотив
Цель
Средства
Результат


Ради
чего? Что должны С помощью Что
приобрести? чего? приобрели?


Квалификация
Позиция


Личностные качества
Наличные знания и умения
Педагогическое сопровождение
В ходе самостоятельной работы при изучении учебной дисциплины «Гражданский процесс» студентам рекомендуется обратить внимание на следующие основные вопросы:
1. Понятие гражданского процесса
2. Понятие и классификация субъектов гражданского процесса
3. Общую характеристику института представительства в РФ
4. Понятие и виды подсудности
5. Понятие и классификация процессуальных сроков
6. Понятие и состав судебных расходов
7. Понятие и элементы доказывания
8. Характеристика исков
9. Мировое соглашение
10. Судебное решение: понятие и содержание
11. Публичные правоотношения
12. Особое производство
13. Апелляционное производство
14. Производство по делам с участием иностранных лиц
15. Характеристика и общие условия исполнительного производства
Итоги самостоятельной работы студента:
развитие такие универсальные умения, как умениеучиться самостоятельно принимать решения, проектироватьсвою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
умение проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
•познание значимости самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.
Раздел 2. Характеристика основных видов заданий самостоятельной работы
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы, которые могут быть использованы при изучении курса «Гражданский процесс»: работа над лекционным материалом; работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой; изучение и конспектирование нормативного и учебного материала; систематизация учебного материала посредством составления сводной (обобщающей) таблицы по теме, графологической структуры материала; подготовка презентаций по определенной теме изучаемого цикла; написание докладов, подготовка к зачету.
Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции.
2.1. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов возникают наибольшие трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, четко формулировать мысли и четко их излагать.
Конспект - это развернутые тезисы по изучаемой теме, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.
Для конспектирования существуют следующие правила:
Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.
Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений широкие поля конспекта.
Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.
Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.
В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких источников, посвященные одной и той же проблеме.
Темы:
1. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, выступающих в защиту интересов других лиц.
2. Течение процессуальных сроков
3. Освобождение от уплаты судебных расходов. Отсрочка и рассрочка уплаты судебных расходов, уменьшение их размеров
4. Защита интересов ответчика против иска
5. Устранение недостатков судебного решения
6. Апелляционное обжалование определений суда первой инстанции
7. Процессуальный порядок рассмотрения дела
8. Процессуальный порядок исполнительного производства
2.2. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Темы:
1. Мировое соглашение
2. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение
2.3. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Темы:
1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
2. Правовой статус судебного пристава-исполнителя
2.4. Подготовка доклада
Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и самостоятельных работах, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Объем доклада не более 5-х страниц.
Требования к оформлению текста:
размер бумаги - А4;
поля: верхнее, нижнее - 2 см; левое, правое - 2,5 см;
колонтитулы - 1,25 см;
ориентация книжная;
шрифт Times New Roman, высота 14pt;
межстрочное расстояние – 1,5;
выравнивание по ширине;
красная строка 1,25 см.
Требования к формулам:
Формулы должны быть набраны в редакторе формул со следующими установками:
обычный - 14 pt;
крупный индекс - 60%; мелкий индекс -40%;
крупный символ - 150%; мелкий индекс - 100%;
стили: переменные - курсив; матрица-вектор - полужирный;
греческие буквы НЕ набирать курсивом.
Требования к рисункам:
толщина линий на рисунках и таблицах не менее 1pt;
рисунки черно-белые;
размер текста на рисунках не менее 11pt;
рисунки, набранные средствами Word, нужно сгруппировать.
Требования к списку литературы:
Список литературы приводится в конце текста, каждое из наименований оформляется под номером и с красной строки.
Тема: Средства доказывания
2.5. Составление графологической структуры – это очень продуктивный вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим ее изображением. Графологическая структура как способ систематизации информации ярко и наглядно представляет ее содержание. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у студентов приемов системного анализа, выделения общих элементов и фиксирования дополнительных, умения абстрагироваться от них в нужной ситуации. В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли средства выражения (наглядности).
Работа по созданию такой структуры ступенчата. Структурировать можно как весь объем учебного материала, так и его отдельной части. Такая работа допустима тогда, когда у студентов сформирована достаточная предметная база. Студенту под силу создавать самые простые логические схемы, которые могут наглядно отражать строение изучаемого объекта и его функцию. Все зависит от специфики материала и способностей студента к обобщению и абстрагированию. Оформляется графически.
Темы:
1. Способы оформления полномочий представителя
2. Споры о подсудности. Передача дела в другой суд
Раздел 3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
4. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О мировых судьях в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
6. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О судебных приставах"
7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации"
8. Федеральный закон РФ от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
9. Федеральный закон РФ от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине».
10. Дехтерева Л.П., Пивульский, В.В. Учебник «Гражданский процесс», М.: Форум 2012
Дополнительные источники:
1. Журнал «Российская юстиция»
2. Информационно-справочные системы «Гарант», «Консультант-плюс»
3. Поисковые системы «Яндекс», «Google»
Интернет-ресурсы:
1. Информационно-справочные системы «Гарант», «Консультант-плюс»
2. Интернет ресурс. «Электронная библиотека. Право России» Форма доступа http://www/allpravo.ru/library
3. Интернет ресурс. Справочная система «Консультант-плюс. Форма доступа http://www.cons-plus.ru.
4. Интернет ресурс. Форма доступа http://law.edu.ru/book/book.asp?bookid=1176898
5. http://gov.ru – на сервере органов государственной власти России представлены ссылки на сайты органов государственной власти, выложены тексты Конституции Российской Федерации, основных законов и подзаконных актов, представлена общая информации о современном устройстве российского государства;
6. http://law.edu.ru – на сайте Федерального правового портала "Юридическая Россия" представлены правовые материалы, комментарии и материалы, позволяющие глубже вникнуть в юридическую проблематику.