«Джазовые игрушки» КОНЦЕРТ-ЭКСКУРСИЯ ПО СТРАНИЦАМ АЛЬБОМА ДЖАЗОВЫХ МИНИАТЮР КОМПОЗИТОРА Л. ПИЛИПЕНКО


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 10»
Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
232854575565
«Джазовые игрушки»
КОНЦЕРТ-ЭКСКУРСИЯ
ПО СТРАНИЦАМ АЛЬБОМА ДЖАЗОВЫХ МИНИАТЮР
КОМПОЗИТОРА
Л. ПИЛИПЕНКО
Исполнитель: Воронина Валерия, 4 класс
Учитель: Малюгова З.Ф.
2014 г.
«ДЖАЗОВЫЕ ИГРУШКИ»
Цель: приобщение обучающегося к совместному творчеству на основе занятий музыкой в классе фортепиано, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие творческого потенциала обучающегося.
Задачи:
Пробудить интерес к джазовой музыке
Познакомить с истоками возникновения джаза, представлениями о джазовой культуре, культуре слушания джаза.
Развить джазовое метро – ритмическое чувство.
Разучить и исполнить пьесы из альбома «Джазовые игрушки» Л.Пилипенко.
Оборудование: компьютер, рояль, экран, проектор.
Ход концерта – экскурсии по страницам альбома джазовых миниатюр композитора Л.Пилипенко

Вход обучающихся в зал под музыку Луи Армстронга «Hello, Dolly».
Учитель: Ребята, вы вошли под исполнение необычной музыки. Какой?
Слайд 1
Ученики: Джаз.
Учитель: Да, это джаз. Что такое джаз? Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей. Это особый неповторимый язык, с помощью которого музыканты, вот уже более века рассказывают об окружающем мире и тайнах своего сердца. Кстати, а век-это сколько лет?
Ученики: Сто лет.
Учитель: правильно, сто лет. И на протяжении всего этого времени до наших дней в джазовой музыке происходит беседа со слушателями, это вечные вопросы и не похожие друг на друга ответы, это захватывающая радость и тихая печаль.
Слайд 2 Джаз многолик, история джаза - это история xx века. А что лежит в основе джаза? Каковы его корни, прежде всего национальные?
Слайд 3,4 Джаз возник в США, среди угнетенного народа, бесправного негритянского населения. В начале XVII в. прибыли в Америку 1-е невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.
Слайд 5 Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка, но шли годы, десятилетия, в памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставалась лишь стихийная жажда движения под музыку.
А вокруг звучала музыка белых, и американцы пели в основном христианские, религиозные песни. И негры их пели, но по – своему, вкладывая в них всю боль и надежду на лучшую жизнь. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс – спокойные, поэтичные. Слайд 6 (Звучит пример).
Больше всего из всех форм негритянского вокального искусства на формирование джаза оказал блюз. Блюз – это ранний джаз, лирическое направление, в переводе означает «кошки на душе скребут». Изначально - негритянская колыбельная. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары, губной гармошки. В них поется об утраченном человеческом достоинстве, о неволе, о жизненных потерях. Слайд 7 (Звучит пример).
Слайд 8 Наряду с блюзом регтайм является важнейшим источником возникновения джаза. Для регтайма характерны ритмические рисунки: синкопированный ритм и краткие неожиданные паузы на сильных долях.
Регтайм в переводе означает «разорванное время», размер 2/4, 4/4, где басы идут на раз и три, а аккорды – два и четыре, что придает звучанию маршеобразный ритм. Мелодическая линия сильно синкопированная (что такое синкопа?) (Звучит пример).
Ученики: Синкопа – это перенесение акцента с сильной доли на слабую долю.
Учитель: Правильно, молодцы. Итак, отличительными чертами джаза являются сложность и непредсказуемость ритма, насыщенность гармоний (аккордов), изощренность мелодических линий, полиритмия.
Многие композиторы обращались к жанру – джаз. Они писали и пишут в разных стилях: блюз, регтайм, спиричуэлс. Часто свои композиции они так и называли: «блюз», «регтайм», т.е. по названию жанра, но есть и программные пьесы, например: «Сумерки», « Старый паровоз», «Легкой походкой» и т.д.
Многие музыканты в наше время обращаются к аранжировке классических произведений в джазовом стиле. И сейчас послушайте одно и то же произведение в двух вариантах, как его написал композитор и как его исполняет джазовый классический квартет «Черный квадрат». Это пьеса называется «Полет шмеля», который написал русский композитор Римский - Корсаков для своей оперы «Сказка о царе Салтане». Слайд 9
(Звучат примеры).
Слайд 10Лера Воронина вас познакомит с циклом программных пьес, в основу которых положены детские стихи А. Барто, те маленькие стишки, которые вам всем читали в самом маленьком 2-3 летнем возрасте. Этот цикл называется «Игрушки».
Музыку, изображающие разные игрушки, написала Лора Пилипенко. Это джазовые миниатюры с неожиданными акцентами, паузами, замысловатой мелодией, которая непривычна для нашего слуха. Так увидел и услышал композитор, изображая игрушки.
Будьте внимательны……. Перед каждым исполнением будет показан слайд под номерами. После прослушивания каждой пьесы хотелось, что бы вы определили картинку, которая соответствует исполняемой музыки. Слайд 11
Итак, первая игрушка «Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке папу
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Помните, я говорила вам о неожиданных акцентах, паузах? Вот пример. Очень необычное изображение мишки.
Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Слайд 12
2. «Бычок»
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ох! Доска кончается
Сейчас я упаду.
Учитель: постарайтесь услышать в исполнении характерные движения бычка покачивания, вздохов, о которых говориться в стихотворении. На мой взгляд, это яркий пример регтайма, где в левой партии ровные четвертные доли, как в марше, а в правой - неожиданное мелодическое решение.

Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Слайд 13
«Слон»
Спать пора, уснул бычок
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон-
Он слонихе шлет поклон.
Учитель:А это пример воплощение элементов спокойного блюза.
Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Слайд 14
«Зайка»
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка
Со скамейке слезть не мог
Весь до ниточки промок.
Учитель: а вот еще неожиданное решение в изображении зайчика, где сложный ритм сочетается с акцентами на разных долях.
Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Слайд 15
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Учитель: в этой пьеске звучит характерное «цоканье» копыт, и опять с акцентами в самых неожиданных местах.
Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Слайд 16
«Грузовик»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине
Кот кататься не привык
Опрокинул грузовик.
Учитель: начало пьесы – машина заводится, середина – движение и последние такты – тормоз, остановка. Именно в средней части звучит пунктирный ритм, так характерный для джаза, но в аккордовом изложении.
Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Слайд 17
«Мячик»
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч.
Учитель: ребята, вы заметили, что во всех пьесах пунктирный ритм, как его в джазе называют «рваный»? А в этой миниатюре нет пунктира, но сохраняются акценты на слабых долях и, вы услышите очень красивые гармонии, которые нельзя услышать в классической музыке, а только в джазовой.
Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Слайд 18
«Самолет»
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Учитель: а в этой пьеске нет синкопированных акцентов, пунктирного ритма, но звучит «шум мотора» за счет шестнадцатых нот в левой партии и нужно представить, как ребенок строит самолет и «летит». Кстати, длинные пассажи используются в джазе для импровизации, которые называются КОРУСАМИ (вариациями). А импровизация – это сочинение сразу во время исполнения.
Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Слайд 19
«Кораблик»
Матросская шапка, веревка в руке
Везу я кораблик по быстрой реке
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня – прокати, капитан!
Учитель: практически, вся пьеса исполняется в унисон, т.е. в октаву и насыщенность неожиданных акцентов предлагает вам пофантазировать, представить себя в роли капитана.
Исполнение пьесы.
Учитель: Какую картинку вы выбрали?
Учитель: в заключение давайте повторим новые слова:
Слайд 20
Новые слова:
Джаз – это род профессионального искусства.
Спиричуэлс – жанр, основанный на религиозных песнопениях во время работы, отдыха.
Блюз – стиль в джазе. Означает грусть, меланхолию.
Регтайм – стиль синкопированной фортепианной игры, которая оказала влияние на зарождение джаза.
Корусы – джазовые вариации.
Импровизация - это сочинение стихов, музыки в момент исполнения, без подготовки.
Аранжировка – в переводе означает приводить в порядок, устраивать, т.е. определить стиль, подобрать инструменты и записать партии для этих инструментов.
Слайд 21