Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по истории Отечества.


Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Ярцевский индустриальный техникум»









Методические рекомендации
по подготовке к семинарским занятиям
по истории


Учебное пособие






















г. Ярцево, 2015 год




Автор-составитель:
преподаватель СОГБОУ СПО «ЯИТ» Курапина Н.В.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по истории: учебное пособие. / авт.-сост. Курапина Н.В.– Сызрань, 2014. – 34 с.

Данное пособие разработано в соответствии с рабочей программой по дисциплине «История», утвержденной в 2015 году.
Пособие включает теоретический материал, контрольные вопросы и практические задания для самостоятельной работы. Предназначено обучающимся колледжей и техникумов.





Курапина Н.В. автор-составитель







Семинарские занятия являются одним из основных звеньев процесса изучения курса "История". Цель занятий заключается в уяснении и усвоении студентами важнейших исторических категорий и понятий, выработанных исторической наукой и имеющих принципиальное методологическое и практическое значение для всего комплекса гуманитарных наук.
В ходе семинарских занятий по истории студент закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки, приобретает навыки научного мышления, обработки общей и специальной информации об истории, умения последовательно, свободно, четко и аргументировано излагать свои мысли, отстаивать собственные позиции.
В процессе подготовки к выступлению на семинарском занятии рекомендуется составлять развернутый план или тезисы, которыми можно пользоваться во время занятия. Семинарские занятия по предложению преподавателя могут быть проведены в виде свободной дискуссии по существу обсуждаемой темы, в форме выступлений с заранее подготовленными докладами (рефератами) по рекомендуемым вопросам и их последующего обсуждения. В ходе семинаров студенты могут выполнять письменные задания по вопросам темы, отвечать на контрольные тесты.
Следует учесть, что литература, приведенная в списках к конкретным темам, является дополнительной. Основные материалы для подготовки к семинарским занятиям содержатся в учебниках и учебных пособиях, рекомендованных преподавателем, а также в лекционном курсе, который необходимо конспектировать. Приветствуется и поощряется инициативное обращение студентов к иным источникам информации, в т.ч. к монографическим изданиям, научным сборникам и журналам.
Преподаватель на семинаре – практикуме исполняет роль ведущего и координатора.
Тематика семинаров – практикумов
Древнерусское государство в оценках историков.
Принятие христианства на Руси.
«Русская правда» - первый свод законов Киевской Руси.
Русь и татаро-монгольская Орда: сопротивление и взаимодействие.
Древняя Русь: между европейским феодализмом и азиатской властью-собственностью.
Общественно-политическая мысль в Московском государстве XV-начале XVI века.
Иван Грозный. Его сторонники и противники.
Западники и славянофилы о преемственности и прерывности в истории.
Превращение России в великую европейскую державу и становление имперского сознания.
Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы.

Семинар № 1
«Древнерусское государство в оценках историков»
Цель занятия: - познакомить обучающихся с разнообразием взглядов и оценок роли варягов в образовании Древнерусского государства: подвести к пониманию актуальности и значимости затронутой проблемы, составить объективное представление о сути научного спора и определиться в своем отношении к нему, сформировать навыки самостоятельной работы, анализа и сопоставления различных исторических источников.
План
Общественный строй восточных славян во 2-ой половине 1-го тыс. н.э.
Причины образования Древнерусского государства.
Первые предгосударственные образования у восточных славян.
Роль варягов в истории государства российского.
Происхождение термина «Русь».
Вопросы для обсуждения:
Что такое «военная демократия»? Чем она отличается от первобытности и от сложившегося государства с центральной властью?
Выясните предпосылки образования государства у восточных славян.
Какие основные политические центры формирования первых предгосударственных образований были на территории проживания восточных славян?
Выясните значение понятий: норманны, викинги, варяги. Какие из них определяют происхождение, какие профессию?
По «Повести временных лет ответьте на вопросы и выполните задания:
а) какие племена обратились к варягам и почему?
б) основание для какой теории послужили сведения Нестора?
в) можно ли доверять сведениям летописца? Почему?
В чем сущность «норманнской» теории и насколько она обоснована?
Прочитайте главу IV «Истории государства Российского» и ответьте на вопросы:
а) каким видел историк приход варягов на Русь?
б) как Н.М. Карамзин оценивает Гостомысла и Рюрика?
в) как историк описывает встречу варягов с новгородцами?
г) какую теорию поддерживает Н.М. Карамзин? В чем его взгляд на проблему призвания варягов отличается от взглядов Нестора?
На основе тома I, главы IV-V «Истории России» С.М. Соловьева изучите вопросы:
а) как историк объясняет причины призвания варягов на Русь?
б) как он оценивает значение призвания Рюрика и его деятельность в русских землях?
Познакомьтесь с работами современных ученых по проблеме образования древнерусского государства: А. Преображенский и Б. Рыбаков. История Отечества; Л. КАцва, А. Юрганов. История России VIII-XVвв., Л. Гумилев. От Руси к России: Очерки этнической истории, часть I, глава 1-ая; Н.И. Павленко, И.Л. Андреев «Россия с древнейших времен до конца XVII века». Как по-новому прочитывают сегодня историки летописное предание о Рюрике и его братьях?
Выясните, как авторы объясняют происхождение этнонима «русские» и топонима «Русь». Как вопрос о происхождении этнических и географических названий у каждого автора сопряжен с вопросами о происхождении Древнерусского государства? Рассмотрите версии Нестора, Н.М. Карамзина, Б.А. Рыбакова, Н.И. Павленко, Л.Н. Гумилева; писателей В Чивилихина (роман – Эссе «Память» часть 20) и Б.А. Васильева.
В конце семинара обучающимся предлагается письменно ответить на вопрос: «Почему я – сторонник позиции в вопросе о роли варягов в образовании Древнерусского государства».
Для обобщения материала и закрепления знаний обучающиеся могут составить в тетрадях таблицу с указанием характерных отличий теорий о возникновении Древнерусского государства.
Таблица 1.
Теории
Норманнская
Центристская
Славянская

Авторы




Сущность теории и роль варягов




Происхождение термина «Русь»




Рекомендуемая литература.
Документы:
Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров и др. М.1994.
Литература:
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-начало XX века. М., 2001.
Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. М., 2008. кн.2.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. история России VIII-XV вв. Учебник для лицеев. М.1998.
Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 2002. Т.1.
Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 2008.
Рыбаков Б.А., Преображенский А. История Отечества. М., 2008.
Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. М., 1988 - 2000. Кн. 1.


Семинар № 2
«Принятие христианства на Руси»
Цель занятия: выяснить причины принятия монотеистической религии в виде византийского христианства, показать противоречивую роль и последствия, продолжить формирование навыков ведения дискуссии и выработки критического мышления.
План.
Религия древних славян. Особенности язычества.
Причины принятия христианства
Особенности христианства по сравнению с другими монотеистическими религиями.
Последствия принятия христианства для населения Руси.
Вопросы для обсуждения:
Объясните смысл славянской религии?
Какая это религия? Какая она была у славян в древности?
Почему до принятия христианства Владимир пытался реформировать язычество Киевской Руси? Как? Почему не удалось?
Прочтите «Повесть временных лет». Как авторы летописи объясняли само крещение Руси? Как другие историки объясняют эти причины? (Карамзин, Ключевский, Соловьев).
Почему Владимир крестился гораздо позже, чем принял такое решение? Чем это можно объяснить?
Какую цель преследовал летописец позже, вставляя рассказ о посольстве и выборе веры?
Какие цели преследовал Владимир, вводя христианство на Руси? Почему принял его от Византии? Были ли у него альтернативы в выборе веры?
Последствия принятия христианства на Руси.
Проведение групповой работы по схеме учебного сотрудничества «Древо решения».
Группам предлагается вопрос: Нужно ли было принимать христианство на Руси?
Да (преимущества этого решения)
Нет (недостатки этого решения)
После подведения итогов дискуссии обучающимся предлагается вынести общее решение.
Выбор
Язычество
Монотеизм

Иудаизм Христианство мусульманство

Византийское Римское
(православное) (католическое)
Объясните слова А.С. Пушкина: «История новейшая есть история христианства».
Творческое задание «Моделирование исторической ситуации». Предположите, как развивалась бы Россия, если бы население сохранило языческую веру, выбрало бы иные виды монотеистических религий вместо православия.
Рекомендуемая литература.
Документы:
Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров и др. М.1994. раздел 11.2
Литература:
Введение христианства на Руси. М., 1987.
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-начало XX века. М., 2001.
Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. М., 2008. кн.2.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. Учебник для лицеев. М.1998.
Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 2002. Т.1.
Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 2008.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М. 1987
Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. М., 1988-2000. Кн. 1.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 1
























ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Н.А. Бердяев. Судьба России

Все своеобразие славянской и русской мистики - в искании града Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю Небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалиптической настроенности. Эти апокалиптические, пророческие ожидания находятся в противоречии с тем чувством, что русские уже град свой имеют и что град этот - "святая Русь".
Здесь тайна русского духа. Дух этот устремлен к последнему и окончательному, к абсолютному во всем; к абсолютной свободе и к абсолютной любви. Но в природно-историческом процессе царит относительное и среднее. И потому русская жажда абсолютной свободы на практике слишком часто приводит к рабству в относительном и среднем и русская жажда абсолютной любви - к вражде и ненависти. [Русская революция наглядно показала всю опасность русской абсолютности.] Для русских характерно какое-то бессилие, какая-то бездарность во всем относительном и среднем. А история культуры и общественности вся ведь в среднем и относительном; она не абсолютна и не конечна.
Так как царство Божие есть царство абсолютного и конечного, то русские легко отдают все относительное и среднее во власть царства дьявола. Черта эта очень национально-русская. Добыть себе относительную общественную свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет абсолютной Божественной свободы.
Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться с звериным государством в относительном. Он хочет святости в жизни абсолютной, и только святость его пленяет, и он же готов мириться с грязью и низостью в жизни относительной. Поэтому святая Русь имела всегда обратной своей стороной Русь звериную. Россия как бы всегда хотела лишь ангельского и зверского и недостаточно раскрывала в себе человеческое. Ангельская святость и зверская низость - вот вечные колебания русского народа, неведомые более средним западным народам. Русский человек упоен святостью, и он же упоен грехом, низостью. Смиренная греховность, не дерзающая слишком подыматься, так характерна для русской религиозности.













Семинар № 3.
«Русская правда – первый свод законов Киевской Руси».
Цель занятия: - сформировать у обучающихся целостное представление о предпосылках создания, содержания и значение первого русского судебника в образовании раннефеодального государства, показать его противоречивый характер, продолжить работу над формированием навыков анализа первоисточника, совершенствованием приемов доказательства, конкуренции, общения, применения теоретических знаний в новых учебных ситуациях, выработка приемов исследовательской деятельности.
Оборудование: раздаточный материал – статьи «Русской правды», «Салической правды», карта.
План.
Причины принятия и предпосылки создания «Русской правды».
Структура и составные части первого русского судебника.
«Русская правда» как источник по истории социально-экономических отношений в эпоху Киевской Руси.
Вопросы для обсуждения:
Когда возникло государство у восточных славян?
Какие события, тенденции указывали на процесс формирования раннефеодального государства у славян? С именами каких правителей это было связано?
Работа со схемой на доске.
Раннефеодальное государство.
Объединение территорий и племен.
Организация оборонительных укреплений.
Усиление Киевской власти.
Введение государственной религии.
Принятие законов.

Решите хронологическую задачу:
В 6453 году от сотворения мира произошло убийство, наказание за которое произошло на основе иных порядков, чем два столетия спустя. О каком преступлении и наказании идет речь?
Вопросы для беседы к задаче:
На основе каких установлений было принято наказание древлян?
Чем отличается закон?
Почему в процессе развития государства возникает потребность в выработке и письменном оформлении законов?
Почему использовано название «Русская правда»?
Какие законы аналогичные были приняты в истории других государств? (Сообщение обучающегося о «Салической правде»).
Что представляла собой структура «Русская правда», как свода законов? Как она создавалась?
Работа в группах с документами и таблицей.
Таблица 1
№ п/п
Вопросы для анализа
Статьи «Русской правды»
Статьи «Салической правды»

1.
Сохранились ли традиции родового строя?



2.
Какие социальные слои и группы населения выделялись?



3.
Существовало ли социальное неравенство?



4.
Какие были взаимоотношения между социальными группами?



5.
Какие занятия были у населения?




Обсуждение результатов работы
Приведите доказательства высокого развития хозяйства Киевской Руси в XI веке.
Составьте перечень социальных слоев и групп населения по «Русской правде».
Интересы каких слоев защищала «Русская правда»?
Почему сохранялась родовая месть?
Почему за убийство знатных людей в «Русской правде» предусматривались штрафы, разоряющую всю общину?
Почему все виры взымаются в гривнах? (серебряных слитках).
Почему не используется золото? Что еще используется в качестве денег?
Сравните статьи «Салической правды» и «Русской правды». В чем Вы видите сходство и различие германского социального устройства и древнерусского общества. Объясните их.
Какое значение имело принятие «Русской правды».
Переведите статьи 90, 92, 98 на современный русский язык.




Источники:

«Русская правда» пространная редакция в кн.: Ногаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII века. Учебное пособие. М. 2009.
Приложения:
«Русская правда»
«Салическая правда»

Литература
Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). - СПб. Изд-во Михайлова В.А., 2003.
Петров И.В. Торговое право Древней Руси (VIII - начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси 2011
































ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Русская правда»
Русская Правда - древнейший памятник славянского права. Во всех своих редакциях и списках это документ большого исторического значения. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в XIV-XVI вв.( (Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской Правды М., 1953. С. 75-86.)
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.
3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего). 6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.
7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.
12. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.
13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему - это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.
14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.
15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.
22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.
25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.
26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.
28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля. 46
29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.
30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.
31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.
33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.
34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.
35. А за голубя и курицу 9 кун.
36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.
37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.
38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.
39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.
40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.
41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Салическая правда»
Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в VVI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.
Выверено по изданию: Салическая правда. М., Образц. тип. им. Жданова, 1950. (Моск.гос.пед.ин-т им. Ленина. Ученые записки, т.LXII). Перевод Н.П.Грацианского.

III. О краже рогатых животных
§ 3. Если кто украдет быка или корову с теленком, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол.
IX. О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту
§ 5. Если же кто вздумает выгнать скот, причинивший убыток, из огороженного места, или отнять его, когда его уже гонят домой, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
X. О краже рабов
§ 1. Если кто украдет раба, коня или упряженое животное, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
XIII. О похищении свободных
§ 8. Если же свободная девушка добровольно последует за рабом, она лишается своей свободы.
ХХVII. О различных кражах
§ 21. Если кто украдет невод, трехпетельную или мешкообразную сеть, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
ХLI. О человекоубийстве скопищем
§ 1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на 42 королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
ХLV. О переселенцах
§ 1. Если кто захочет переселиться в виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться.
ХLVIII. О лжесвидетельстве
§ 1. Если кто даст ложное показание, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
LIХ. Об аллодах
§ 4. И если затем окажется кто-нибудь более близкий из этих поколений, он пусть вступит во владение наследством.
Семинар № 4
«Русь и Орда: сопротивление и взаимодействие».
Цель занятия: показать последствия для российского общества татаро-монгольского ига, особенности цивилизационного выбора Руси в XIII-XIV вв.; развивать навыки исследовательской деятельности обучающихся, умение анализировать и сопоставлять документы; формировать навыки оценочной деятельности, развитие критического мышления.
План.
Последствия Батыева нашествия на Русь. Судьбы покоренных русских земель.
Сущность монголо-татарского ига.
Отношение русских князей к владычеству Золотой Орды.
Нравственный и политический выбор: Александр Ярославович и Андрей Ярославович – кто прав?
Вопросы для обсуждения:
Расскажите о последствиях Батыева нашествия на Русь. Сравните точки зрения историков В.В. Каргалова и Л.Н. Гумилева по этому вопросу.
Как монгольское нашествие сказалось на развитии русских земель?
Какую роль сыграло монголо-татарское завоевание на формирование на месте древнерусской народности трех наций: русских, украинцев, белорусов?
Почему монголо-татары не стали переселяться на Русь и не включили ее в состав своего государства?
Что такое монголо-татарское иго? В чем оно состояло?
Рассмотрите взгляды С.М. Соловьева, К. Маркса, Л.Н. Гумилева о сущности монголо-татарского ига. Какая точка зрения, по вашему мнению, более обоснована?
Как относились русские князья к зависимости Руси от Золотой Орды?
На какие группировки разделились правящие круги Руси по отношению к Орде? Почему?
В чем проявлялось соперничество между князьями в период господства Золотой Орды? Как использовали это противостояние монголо-татары?
Объясните мотивы действий князей Андрея и Александра Ярославичей в отношении Орды? Какой позиции Вы отдаете предпочтение?
Почему русской православной церковью был канонизирован как «святой» земли Русской комформист Александр Невский, а не князь Андрей-борец за независимость Руси?
Возможно проведение дебатов на тему «Какая позиция князей: сотрудничество или сопротивление Орде – была исторически оправдана? » или «Русские князья: нравственный выбор – терпеть или бороться?».
Историческое моделирование
Можно ли было добиться свержения монгольского ига в конце XIII – начале XIV веков.
Рекомендуемая литература.
Документы:
Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров и др. М.1994. Раздел III
Литература:
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-начало XX века. М., 2001.
Карамзин Н.М. история государства Российского: в 3 кн. М., 2008. кн.2.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. история России VIII-XV вв. Учебник для лицеев. М.1998.
Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 2002. Т.1.
Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М., 1991
Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 2008.
Рыбаков Б.А. , Преображенский А. История Отечества. М.,2007
Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. М., 1988-2000. Кн. 1.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ХАН



ОБЛАВЫ
ЗОЛОТАЯ ОРДА
БАСКАКИ



ЯРЛЫКИ
ЯРЛЫКИ




ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ



РЯЗАНСКИЙ
СМОЛЕНСКИЙ
ЧЕРНИГОВСКИЙ
КИЕВСКИЙ


ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЙ
ГАЛИЦКИЙ


УДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ


ВЫХОД
ЗАПРОСЫ
ПОМИНКИ
СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АППАРАТА
ПОВИННОСТИ:
ЯМСКАЯ,
ВОИНСКАЯ


Р У С С К А Я З Е М Л Я


«ВЫХОД» - ПЛАТЕЖИ ДАНИ
«ЗАПРОСЫ» - ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПЛАТЕЖИ
ПОМИНКИ-ПОДАРКИ ХАНУ, ЕГО РОДСТВЕННИКАМ, ПРИБЛИЖЕННЫМ












Семинар № 5.
«Древняя Русь: между европейским феодализмом и азиатской властью-собственностью».
Цель занятия: - раскрыть причины цивилизационной альтернативы Руси в XIII веке; показать особенности русского феодализма и взаимоотношения власти и народа; продолжить развитие у обучающихся критического мышления и навыков работы с научной литературой.
План.
Особенности русского феодализма.
Русь в XIII веке: выбор между Востоком и Западом.
Цивилизационные последствия переориентации Руси на Восток.
Вопросы для обсуждения:
Какие формы землевладения существовали на Руси в XIII веке? В чем их особенность?
Как были связаны в период раннего феодализма власть и собственность? Отличия европейского и азиатского подхода.
В чем заключался русский идеал власти?
Почему русским князьям не удалось противостоять монгольскому нашествию?
Каковы были отношения монгольских завоевателей с князьями и церковью?
Каковы были отношения Руси и Западной Европы в середине XIII века?
Чем политика немецко-шведских феодалов отличалась от политики монголо-татар на завоеванных землях?
Можно ли однозначно оценивать роль Александра Невского в отечественной истории XIII века? Проанализируйте политику князя в отношении Орды и Ордена?
Почему православная церковь канонизировала Александра Невского еще в средневековье, а Дмитрия Донского – победителя монголо-татар лишь в наше время?
Подтвердите или опровергните сопоставление Л. Гумилевым опасности для Руси завоевания с Востока и с Запада в XIII веке.
Как проявились в политической, экономической и культурной жизни Руси последствия татарского ига?
Моделирование исторической ситуации.
Хотя история не терпит сослагательного наклонения, все же предположите
- Как развивалась бы Россия, если бы в XIII веке русские князья пошли бы на союз с европейскими государствами?
Рекомендуемая литература.
Документы:
Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров и др. М.1994. Раздел III

Литература:
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-начало XX века. М., 2001.
Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. М., 2008. кн.2.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. история России VIII-XV вв. Учебник для лицеев. М.1998.
Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 2002. Т.1.
Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М., 1991
Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 2008.
Рыбаков Б.А., Преображенский А. История Отечества. М.,2007
Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. М., 1988-2000. Кн. 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Гумилев Л.Н. Апокрифический диалог. Электронный каталог 2012 г.
http://bookfi.org/ Каргалов Вадим Викторович. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Феодальная Русь и кочевники. ... / В. В. Каргалов. Электронный каталог, 2010 г.























Семинар № 6.
«Общественно-политическая мысль в Московском государстве в конце XV- нач. XVI вв. Создание идеологического фундамента центральной власти».
Цель занятия: - показать духовные искания людей на переломных этапах русской истории;
- рассмотреть причины и последствия изменений в мировоззренческих взглядах людей XV-XVI веков и их влияние на политические процессы в государстве;
- продолжить развитие навыков дискуссии, поиска альтернативных решений, развитие навыков оценочной деятельности и нравственного выбора.
План.
Изменения в политическом и социальном строе Московского государства в конце XV- в первой половине XVI вв.
Особенности духовного развития русского общества в XV- XVI вв.
Общественно-политическая жизнь в Московском государстве в конце XV- XVI вв.
Создание идеологического фундамента центральной власти в конце XV- XVI вв. Формирование национальной идеи.
Религиозные споры XVI века и их влияние на эволюцию русского общества.
Вопросы для обсуждения:
Какой властью располагали московские государи в начале XVI века?
Какие факторы определяли возникновение на Руси сильной самодержавной власти?
С чем было связано всевластие царя? Носителем какого идеала он являлся?
Почему княжение Ивана III открывает новый этап русской истории?
Определите тематику и идейную направленность русской литературы XV – XVI вв.
Почему в период формирования русского самодержавия появляются «Сказания о князьях Владимирских» и доктрина «Москва – третий Рим»?
Как это было связано с запросами внутренней и внешней политики Руси?
В чем смысл политической теории «Москва – третий Рим»?
Как изменилось самосознание русских при Иване III?
Какие изменения происходят во взглядах людей Западной Европы в XV – XVI веках?
С какими духовными и политическими течениями это связано?
Расскажите о взаимоотношениях государства и церкви во второй половине XV начале XVI вв. в Московском государстве?
Кто такие еретики? Какие еретические течения возникли в Московском государстве XV - XVI вв.?
Сформулируйте основные взгляды и разногласия сторонников Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского (иосифлян и нестяжателей).
Чьи идеи и действия – нестяжателей или иосифлян – кажутся Вам более соответствующими христианским заповедям?
Обоснуйте свое мнение?
Победа какой из противоборствующих групп была более вероятной в Русском государстве?
Для закрепления знаний обучающиеся могут составить в тетрадях таблицу «Религиозные споры второй половины XV нач. XVI вв.».
Таблица 1.
№ п/п
Вопросы для сравнения
Иосифляне
Нестяжатели

1.
Отношение к имуществу церкви



2.
Отношение к нравственным ценностям общества



3.
Отношение к просвещению



4.
Отношение к еретичеству



5.
Характеристика движения в целом




Рекомендуемая литература.
Документы:
Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров и др. М.1994.
Литература:
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-начало XX века. М., 2001.
Карамзин Н.М. история государства Российского: в 3 кн. М., 2008. кн.2.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. история России VIII-XV вв. Учебник для лицеев. М.2002.
Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 2002. Т.2.
Ключевский В.О. Курс русской истории в пяти частях М., 2006.
Кобрин В.В. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв). М., 1985.
Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 2008.
Рыбаков Б.А., Преображенский А. История Отечества. М., 2008.
Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. М., 1988-2000. Кн. 1.




Семинар № 7.
«Иван Грозный, его сторонники и противники».
Цель занятия: рассмотреть политические концепции взаимодействия власти и общества, формировать понятие о нравственных аспектах исторического процесса, развивать навыки анализа документов, оценочной деятельности.
План.
Окружение Ивана IV на этапе формирования его как политического деятеля.
Избранная Рада и результаты её деятельности.
Андрей Курбский: изменник Родины или борец с самовластием?
Опричнина и опричники
Проблема взаимоотношения власти и народа, прав и обязанностей подданного и гражданина
Вопросы для обсуждения:
Перечислите состав Избранной Рады.
Анализируя тексты, составьте устный портрет Сильвестра – человека и политического деятеля.
Дайте характеристику А.Адашеву как представителю новой служилой бюрократии.
Какое влияние оказывали А.Адашев и Сильвестр на формирование взглядов Ивана IV?
Подтвердите фактами мнение Н.М. Карамзина и В.В. Кобрина о том, что в период действия Избранной Рады в российском государстве проводились прогрессивные реформы?
Какие причины обусловили падение Избранной Рады?
Кто такой Андрей Курбский? Расскажите о его судьбе.
В чем суть разногласий между Иваном Грозным и Андреем Курбским? Сторонниками какой концепции был каждый из них?
Познакомьтесь с мнениями Н. Карамзина и Н. Костомарова на бегство Курбского. Как оценивают историки, поведение Андрея Курбского? С чьей оценкой Вы согласны?
Как в письмах Ивана Грозного отразилась его идеологи? Какие главные ценности отстаивал он в них?
Дайте характеристику деятелей опричнины.
Какие альтернативные тенденции централизации страны, выразившиеся, в деятельности Избранной Рады и опричнины существовали в середине XVI века? Какие люди требовались власти для осуществления своих планов?
Проследите отношение Ивана Грозного к религии и церкви во время его царствования.
В чем Вы видите значение деятельности митрополита Филиппа и такого типа личности в опричную эпоху?
Какова была реакция народа и господствующего класса на события опричного времени? Определите уровень общественного самосознания в XVI веке.
Рекомендуемая литература.
Документы:
Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров и др. М.1994. раздел VII.
Литература:
Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-начало XX века. М., 2001.
Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. М., 2008. кн.2.
Костомаров Н.И. Личность царя Ивана Васильевича Грозного. М., 1990.
Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2006.
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. история России VIII-XV вв. Учебник для лицеев. М.2002.
Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 2002. Т.2.
Кобрин В.В. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв) М., 1985.
Кобрин В.В. Иван Грозный. М., 1989.
Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 2008.
Рыбаков Б.А., Преображенский А. История Отечества. М., 2008.
Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. М., 2000. Кн. 1.
















Семинар № 8.
«Западники и славянофилы о преемственности и
прерывности в истории».
Цель: обобщить знания студентов об эпохе Петра I, выяснить роль личности в истории, обратить внимание на противоречивый характер реформ, осознание основных ценностей общественной жизни; формировать умение анализировать и работать с научной литературой, развивать навыки дискуссии, критическое мышление, учить оценочной деятельности.
Формы проведения занятия: дебаты, мозговой штурм.
План.
Понятие «модернизация общества». Европейская модернизация и особенности развития России в XVII – нач. XVIII веков.
Цели и сущность петровских преобразований.
Последствия для русского общества реформ первой четверти XVIII века.
Особенности исторического пути России. Проблема преемственности и прерывности Российской истории.
Место и роль Петра I в истории России.
Вопросы для обсуждения:
Что такое «модернизация»? Была ли необходима на рубеже XVII –XVIII вв. модернизации в России?
Какую роль в деятельности Петра I играли ценности европеизации?
Какая европейская философская система лежала в основе преобразований Петра I.
Как он понимал понятие «общее благо» и пути его достижения?
почему осуществлялись именно эти преобразования? Обсудите основные реформы, проведенные в начале XVIII в.
С чем была связана невозможность повторения в России XVIII века политических, экономических и общественных форм жизни Европы?
Как Петр I относился к демократическим, представительным учреждениям? Правам и обязанностям личности?
Как западники и славянофилы понимали преемственность и прерывность исторического процесса в России?
Можно ли говорить о кризисе традиционного общества в России на рубеже XVII –XVIII вв.
К каким результатам привели попытки внешнего воспроизведения форм европейской жизни в России начала XVIII в.?
В чем проявился «раскол» русского общества после Петра I? Почему он возник?
Какие противоречия породили проведение европеизации деспотичными методами?
Охарактеризуйте личность Петра I. Определите свое отношение к оценкам историков роли Петра I в российской истории (Н.М.Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, К.Д. Каверин, П.Н.Милюков, С.Ф.Платонов).
Можно ли считать деятельность Петра традиционной для московских государей или резким поворотом в государственной жизни России?
Задание 1. Для обобщения и выявления аргументов в пользу той или иной точки зрения составьте сравнительные таблицы:
Таблица 1. Изменения положения в России на рубеже XVII –XVIII вв.
№ п\п
Сферы жизни общества
Что было в XVII в.?
Что стало в XVIII в.?

1.
Экономика:
Сельское хозяйство
Промышленность
Торговля
Пути сообщения



2.
Социальный строй:
Сословия
Положение сословий (права и обязанности)
Образ жизни



3.
Политика:
Государственный строй (форма правления)
Государственный аппарат (центральное и местное управление)
Армия
Флот
Направления внешней политики



4.
Духовная жизнь:
Образование
Культура
Наука




Таблица 2 Сравнение уровня развития России и Европейских стран в 20-х гг. XVIII в.
№ п\п
Вопросы для сравнения
Россия
Европа

1.
Тип общества.



2.
Экономика:
Ведущая отрасль хозяйства
Тип производства (предприятий)
Характер труда



3.
Классы и сословия.



4.
Государственный строй (форма правления).



5.
Политический режим. Права и обязанности людей.



Задание 2. Поспорьте. Петр I: «революционер на троне» или восточный деспот?
Задание3. Напишите историческое сочинение «Мое отношение к ПетруI.»
Задание 4. Моделирование исторической ситуации. Как развивалась бы Россия в XVIII веке, если в 1689 г. у власти осталась царевна Софья и её окружение?
Литература
Наше отечество: Опыт политической истории. М., 1991, Т.1.
История Отечества: люди, идеи, решения / Очерки истории России IX - начала XXв. М.: Дрофа, 2012.
Учебные пособия
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ: учебное пособие для старших классов. – 1994.
Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1998.
Ионов И.Н. Российская цивилизация в XIX – начале XX. Пособие для учащихся 10-11 классов. М., 2005. Глава VI, VII.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2002
Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 2002. Т.4.
Павленко Н.И. Петр Великий. М., 2010.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.М., 1993
Соловьев С.М. История России с древнейших времен.м., 2007.
Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 2002.






Семинар № 9.
«Превращение России в великую европейскую державу и
становление имперского сознания».
Цель: показать изменение целей, сути и последствий внешней политики России в XVIII века; рассмотреть пути формирования, особенности российского национального самосознания, развитие навыков сравнительного анализа, критического мышления.
План.
Основные направления внешней политики России в середине и 2-ой половине XVIII века. Рост территориальных владений Российской империи.
Екатерина II и национальный вопрос.
Национальные интересы народов России и формирование имперского сознания.
Последствия утверждения в России имперского мышления.
Вопросы для обсуждения:
Определите основные цели внешней политики российского правительства в середине и 2-ой половине XVIII века?
Перечислите основные направления внешней политики Екатерины II. Какие условия и проблемы определяли эти направления?
Заполните таблицу «Основные события, характеризующие внешнюю политику России во 2-ой половине XVIII века».
Основные направления
События
Результаты (рост территориальных владений)


Как изменились подходы в оценке целей в мире во 2-ой половине XVIII века?
Как идеологически обосновывалась активная внешняя политика России?
Что позволило русским во 2-ой половине XVIII века укрепить в себе чувство национального достоинства?
Что изменилось в XVIII веке восприятие России в Европе?
Что такое положение «великой державы» и каким образом Россия добилась его?
какую роль сыграла русская дипломатия в формировании статуса великой державы?
Дайте характеристику сподвижников Екатерины II, игравших важную роль в формировании внешней политики. Оцените вклад каждого из них.
Откуда возникло выражение «потемкинские деревни»?
В чем заключалось противоречие положения России в Европе?
К каким внутренним проблемам привел территориальный рост Российской империи? Какие национальные противоречия возникли7
Как правительство регулировало национальные отношения?
В чем состоит сущность национального самосознания русских? Как оно проявлялось во 2-ой половине XVIII века?
В чем проявлялся имперский характер мышления царского правительства?
В чем различаются ценности имперского самосознания и национальные интересы русского народа?
Как оценивают историки внешнюю политику Екатерины II?
Какие последствия для России и её населения имели успехи внешней политики правительства во 2-ой половине XVIII века?
Вопросы для дискуссии:
Можно ли считать в начале XXI века Россию великой державой? Какое понимание сейчас вкладывают в это понятие?
Какие условия сегодня необходимы, чтобы страна стала великой державой?
Можно ли говорить, что СССР был империей и с его распадом наступил кризис имперского мышления у русского народа? Какие последствия это имело?
Творческое задание 1. Проведите социологический опрос среди сверстников и людей старшего поколения «Страна, которую мы потеряли?!»
Какой образ страны (СССР, России) у вас сложился?
Какие события из истории СССР и современной России вызывают у вас гордость и уважение к стране и народу?
Какую роль, по вашему мнению, играла страна в мировом сообществе?
Как вы понимаете патриотизм?
Что, на ваш взгляд, отличало людей, жителей СССР и современной России от других народов и стран?
Какие чувства испытываете вы, глядя на флаг и слушая гимн своей страны?
Творческое задание 2. Смоделируйте ситуацию. Вы живете в XXI веке. Как вы считаете, нужно ли сегодня формировать имперское сознание у народов и правительства? Почему?
В каком качестве Россия вошла в новый век: как страна «третьего мира» или великая держава? В рамках этой проблемы сформулируйте вопросы к президенту России и правительству страны.
Литература.
Наше отечество: Опыт политической истории. М.,1991, Т.1
История Отечества: люди, идеи, решения / Очерки истории России IX - начала XXв. М.: Дрофа, 2012.
Учебные пособия.
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ: учебное пособие для старших классов. М., 1994.
Ионов И.Н. Российская цивилизация в XIX – начале XX. Пособие для учащихся 10-11 классов. М., 2005. Глава VI, VII.
Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 2002.

Исторические труды
Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле СПб. «Питер», 2008 г.
Евгеньева М. Любовники Екатерины. М.,1990.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2002
Каменский А.Б. Под сенью Екатерины: Вторая половина XVIII в. СПб. 1992.
Ключевский В.О. Соч.: В 9т. М., 2002. Т.4.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 2007.

Исторические труды
Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле СПб.1998.
Евгеньева М. Любовники Екатерины. М.,1989.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском
отношениях. М.,1991.
Каменский А.Б. Под сенью Екатерины: Вторая половина XVIII в. СПб. 1992.
Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 1989.Т.4.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен.


















Семинар № 10.
«Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы».
Цель: показать причины и условия возникновения общественного спора о судьбе России; рассмотреть проблему об особенностях исторического процесса в России; развивать навыки работы у студентов с научной литературой; учить отстаивать свою точку зрения.
Приемы работы: классический семинар (докладчик - оппонент)
План.
Развитие русского национального самосознания в 1-ой половине XIX века.
Проблема исторической самобытности России.
Спор о судьбах и путях развития России.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие события способствовали росту национального самосознания в России в 1-ой половине XIX?
Составьте таблицу «Русская культура и наука 1-ой половины XIX»
Автор
Произведение, исследование
Основные идеи
Значение






2. Как развитие социального самосознания отразилось в произведениях литературы, искусства, научных трудах?
3. В чем, по мнению И.М.Карамзина, заключались особенности исторического пути России?
4. Почему именно в 1-ой половине XIX века был поставлен вопрос о судьбе России и путях ее развития?
5. Какие основные идеи «Философских писем» П.Я. Чаадаева?
6. Какую роль России и русским отводил Чаадаев в мировой истории?
7. Как Чаадаев характеризует психологию и жизнь русского народа?
8. Заполните таблицу «Пути развития России».

п \ п
Вопросы для сравнения
Славянофилы
Западники
Революционные демократы

1.
Основные события общественной жизни России.




2.
Характер власти.




3.
Причины общественных противоречий.




4.
Смысл российской истории.




5.
Ценности жизни.




6.
Общественный идеал.




7.
Тип личности.




8.
Представители течения.




9. Почему Н.А.Бердяев считал славянофилов «основоположниками нашего национального самосознания»?
10. Как представление славянофилов об утрате традиции органического развития русского общества при Петре I порождал идею о разрыве русской истории?
11. Как связано представление о разрыве преемственности в истории России с культурным расколом русского общества в XIX в.?
12. Почему идея непрерывности истории России стала носить ценностный характер? Как представления об исторической преемственности были связаны с национальным самосознанием?
13. Какова была основа исторической преемственности в России по мнению западников и славянофилов?
14. Прав ли К.Д. Каверин, когда говорит, что разрыв в истории России возникает из-за того, когда ее меряют чужой меркой? Как это проявляется сейчас? Какой меркой сейчас меряют историю России?
15. Каким образом предлагали революционные демократы преодолеть раскол русского общества?
16. Возможен ли компромисс в выборе пути развития страны?
Творческое задание 1. Напишите историческое сочинение «Мое мнение о судьбе России».
Творческое задание 2. Напишите статью «Кто прав в историческом споре о путях развития России?»
Творческое задание 3. Попробуйте смоделировать компромиссный вариант развития страны на основе идей западников и славянофилов.
Творческое задание 4. Прочитайте «Философские письма» П.Я.Чаадаева. Согласны ли вы с ним, или это «бред сумасшедшего»?

Литература
Наше отечество: Опыт политической истории. М.,1991, Т.1
История Отечества: люди, идеи, решения / Очерки истории России IX - начала XXв. М.: Дрофа, 2012.
Учебные пособия.
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ: учебное пособие для старших классов. М., 1994.
Ионов И.Н. Российская цивилизация в XIX – начале XX. Пособие для учащихся 10-11 классов. М., 2005. Глава VI, VII.
Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 2002.

Исторические труды
Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле СПб. «Питер», 2008 г.
Евгеньева М. Любовники Екатерины. М.,1990.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2002
Каменский А.Б. Под сенью Екатерины: Вторая половина XVIII в. СПб. 1992.
Ключевский В.О. Соч.: В 9т. М., 2002. Т.4.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 2007.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 143415




15