Методические рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
государственное профессиональное образовательное учреждение
«ТОРЕЗСКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ. А.Ф.ЗАСЯДЬКО»
Утверждаю:
Заместитель директора
по учебной работе
________ С.Н.ГидульяноваМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
г.ТорезМетодические указания состоят из общих рекомендаций для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по подготовке к семинарским занятиям по предмету «Отечественная история», разработаны на основе Государственного образовательного стандарта для образовательных учреждений среднего профессионального образования
Данные методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей при подготовке к семинарским занятиям в рамках учебной дисциплины «Отечественная история».
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Торезский горный техникум им. А.Ф. Засядько»
Разработчик: Паламарчук Лариса Петровна, преподаватель
Рецензенты:
Гидульянова С.Н. – заместитель директора по учебной работе ГПОУ «Торезский горный техникум им.А.Ф.Засядько», преподаватель социально-экономических дисциплин
Филоненко В.В. – преподаватель ГПОУ Снежнянский горный техникум», специалист высшей категории
Одобрены и рекомендованы
с целью практического применения
территориальным учебно-методическим
объединением преподавателей истории
Протокол № __ от «__» __________ ______г.
Председатель ТУМО _____________ Н.Л.НевестюкСодержание
Введение
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Методические рекомендации по подготовке реферата
Методические рекомендации по подготовке мультимедийной презентации
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Приложения
Введение
Курс отечественной истории – один из основных в гуманитарной компоненте среднего профессионального образования, которое получают студенты. Цель курса - только детальное ознакомление будущих специалистов со сложной проблематикой тем истории России и нашего края, но и формирование у них основ исторического сознания – базы для всего дальнейшего развития достойного гражданина.
Методические цели и задачи всего курса заключаются в изучении и осмыслении фактов и событий отечественной истории в период с древнейших времен до начала ХХI века.
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские занятия.
Семинар (от латинского seminarium – «рассадник», «переноси», «школа») – это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине. Основные задачи семинара:
Помочь студентам глубоко овладеть изучаемым предметом.
Способствовать развитию у студентов необходимых умений и навыков, научного мышления.
Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки в целом и по изучаемому предмету в частности.
Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам, в том числе по отечественной истории. Они требуют научно - теоретического обобщения источников и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструкциями учебной дисциплины.
Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям.
При подготовке к семинарским занятиям следует использовать всю рекомендованную литературу, размещенную на бумажных или электронных носителях.
Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия,
осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара.
Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые
категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре.
Студент может предложить подумать над постановкой таких вопросов по теме семинара, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделят участников семинара на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно для дискуссии, для активизации семинара, для поиска студентами истины, которая, как известно, рождается в споре. Само собой разумеется, что и в арсенале студента должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не будут созданы выступлениями других студентов, самой логикой развития семинара.
В ходе семинара студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, приводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Это важно для всех, где бы далее после окончания вуза студент не работал. На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами.
В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой исторической литературы, на словарь по данной теме. Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.
Необходимо, чтобы выступление не сводилось к репродуктивномууровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Важно, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература,
цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать историческую информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада.
Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, а затем составить план доклада, придерживаясь рекомендованной схемы:
1) время события,
2) историография вопроса,
3) теория вопроса,
4) причины события,
5) содержание события,
6) значение события.
В докладе особое внимание следует уделять историографическим и теоретическим аспектам темы.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА И РЕФЕРАТА
К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научные и научно-популярные книги, публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», и др.
При написании рефератов рекомендуется использовать учебно-методическую разработку и тематику рефератов по курсу Отечественной истории, подготовленную преподавателями.
Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.
Важнейшей этап в подготовке реферата — изучение литературы по данной теме.
Реферат открывается титульным листом, на нем указываются: название учебного заведения, специальность, группа, полное наименование работы, фамилия, инициалы студента, фамилия и инициалы преподавателя, город и год написания реферата.
После титульного листа следует (на стр. 2) план реферата с точным названием каждого параграфа.
Далее (со стр. 3) следуют: введение (оно содержит важность, актуальность поставленной проблемы, задачи реферата, краткую аннотацию имеющейся по данной проблеме литературы), основную часть (3-4 параграфа) с указанием внутри текста названия каждого параграфа. Раскрывая содержание темы, необходимо писать логично, последовательно. Высказывание авторов следует взять в кавычки, над которыми обязательно надо поставить порядковый номер цитаты, а в примечаниях сделать сноски: указать фамилию автора, название произведения, место и год издания, соответствующую страницу. В заключении формируются общие выводы автора.
В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Вся использованная литература перечисляется в алфавитном порядке авторов или по названиям книг, если авторы не указаны. Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Презентация – это устный доклад студента на определенную тематику, сопровождаемый мультимедийной компьютерной презентацией. Компьютерная презентация - мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Компьютерная презентация создается в программе Microsoft Power Point.
Особое внимание при подготовке презентации необходимо уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах.
Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с четко разработанного плана, далее переходит на стадию отбора содержания и создания презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап – непосредственное публичное выступление.
Студенту, опираясь на план выступления, необходимо определить главные идеи, выводы, которые следует донести до слушателей, и на основании них составить компьютерную презентацию.
После подборки информации студенту следует систематизировать материал по блокам, которые будут состоять из текста, таблиц, фотографий и т.д.
Элементами, дополняющими содержание презентации, являются:
Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, таблицы, видеоролики.
Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.
Анимационный ряд.
Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.
Шрифтовой ряд Выбранные шрифты должны легко восприниматься на первый взгляд.
Специальные эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь усиливали главное.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:
- критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам,
- критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности,
- критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: подготовка выступления и взаимодействие с аудиторией.
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Итоги гражданской войны в России…). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления, основной части и заключения.
Требования к основному тезису выступления:
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
Приложение АСеминар 2. Пореформенная эпоха (вторая половина XIXв.)
План
1. Формирование местной предпринимательской и банковской элиты: А.Алчевский, Д.Юз, П.Горлов, Ф.Енакиев, И.Иловайский, Д.Иловайский
Темы сообщений:
Джон Юз – основатель ДонецкаВеликий банкир – А. АлчевскийЗарождение угольной промышленности Донбасса. П.Горлов
Инженер путей сообщения – Ф.ЕнакиевИсторические взгляды Дмитрия ИловайскогоМеценат Донецкого края И.ИловайскийЛитератураЛях Д., Никольский В., Нестерцова С. История родного края. Часть 1. / Д.Лях, В.Никольский, С.Нестерцова. – Донецк: Кардинал, 1999. – 327 с.
Стёпкин В. П. История Донбасса в лицах / В. П. Степкин, С. В. Третьяков. – Донецк, 2012. – 224 с.
Бунтовский, С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание / С.Ю.Бунтовский. - Донецк: «Донбасская Русь», 2015 - 402 с.
Абуков С. Джон Юз без прикрас / С. Абуков // Меркурий. – 2002. – № 10(142), октябрь. – С. 5-51.
Дедов В. Н. Святые горы. От забвения к возрождению / Дедов В. Н. – 3-е изд. – Донецк : ООО РА «Ваш имидж», 2006. – 220 с.
Нестерцова С. М. Родина Іловайських – підприємці півдня Росії /С. М. Нестерцова, Д. О. Заярна // Нові сторінки історії Донбасу: зб. ст. – Донецьк, 2009. – Кн.17-18. – С. 112-122.
Нестерцов В. Д. Деловая элита Донбасса XIX – начала ХХ вв.: монография/ В. Д. Нестерцов, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. – Донецк : Юго- Восток, 2007. – 171 с.
Шамрай А. В. Родовая усыпальница Иловайских в Святогорской Свято- Успенской лавре / А. В. Шамрай, В. Н. Дедов // Матеріали Всеукр. наук.- практ. конф. 25-27травня 2005року. – Святогорск. – С. 141-149.