Урок по литературе на тему Литературный ринг (9 класс)
Урок по литературе
Тема: «Литературный ринг». Обобщающий урок
Класс: 9
Цели: 1. Повторить и систематизировать знания детей по литературе; формировать умения работать в коллективе, «оживить» урок литературы
2. Развивать логическое мышление, память, устную речь, навыки правильного оформления и высказывания своих мыслей;
3. Способствовать привитию интереса к изучению литературы, воспитывать здоровое чувство соперничества, дружелюбие.
Оборудование: иллюстрации из произведений, портреты писателей, презентация
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро
Ход занятия.
Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Психологическая установка.
Сегодня мы проводим обобщающий урок, литературный ринг – соревнование между 3 командами, которое будет состоять их трёх небольших раундов – конкурсов на определенные темы. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а литературных знаниях и начитанности.
В нашей игре примут участие 3 команды. Давайте дадим командам названия:
1 команда –
2 команда –
3 команда -
Кроме того, каждая команда имеет свой девиз.
Давайте сейчас послушаем, какие девизы вы себе выбрали:
1команда - «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Команда выбрала себе слова из клятвы Сани Григорьева, героя книги «Два капитана» В. Каверина.
2 команда - «Один за всех и все за одного!»
Конечно, вы помните книгу и героев, которым принадлежит этот девиз? – «Три мушкетера» А. Дюма.
3 команда - «Пусть ум победит силу!»
Теперь пусть каждая команда выберет капитана. Я надеюсь, что во время ринга члены команд повторят пройденный учебный материал, узнают для себя что-то нового и интересного и никто не останется в проигрыше.
Как известно, в любом конкурсе участвует жюри, которое оценивает работу его участников. Сегодня членами жюри будут:
Время, представляемое участниками литературного ринга для ответов на вопросы, будет ограничено
Теперь, когда команды представились, мы можем начинать наш ринг.
III. Повторение
1. Вступление
1 ученик:
«Не наяву и не во сне, Без страха и без робостиМы снова бродим по стране,Которой нет на глобусе.На карту не нанесена,Но знаем ты и яЧто есть она, что есть страна -ЛИТЕРАТУРИЯ»
Вот таким вступлением мы начинаем наш литературный ринг и отправляемся в страну литературию.
2. Литературный ринг. Я объявляю 1 РАУНД. (гонг)
Первый раунд «Поэтический»
Первый раунд мы посвящаем той области литературы, отношение к которой у человека в жизни меняется. Это ПОЭЗИЯ. Еще малышами мы слышали строки колыбельной песни. Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их тем, кто приходит в гости, на школьных праздниках.
1. ЗАДАНИЕ Разминка
Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. Дополнительное очко достанется той команде, которая вспомнит название стихотворения и его автора.
1 команда – Во глубине сибирских руд (А. С. Пушкин)
2 команда – Я памятник себе воздвиг нерукотворный, (А. С. Пушкин)
3 команда – Белеет парус одинокой (М. Ю. Лермонтов)
2. ЗАДАНИЕ Откуда эти строки, кто их произносит?
1) «Счастливые часов не наблюдают» Грибоедов «Горе от ума», Софья
2) «Служить бы рад, прислуживаться тошно» Грибоедов «Горе от ума», Чацкий
3) «Ба! Знакомые все лица!» Грибоедов «Горе от ума», Фамусов
4) «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь» Грибоедов «Горе от ума», Молчалин
5) «День за день, нынче как вчера» Грибоедов «Горе от ума», Молчалин
6) «А судьи кто?» Грибоедов «Горе от ума», Чацкий
3. ЗАДАНИЕ
Я назову окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд в течение 1 мин. Вспомнить и прочитать стихотворения, из которых взяты эти слова, указать фамилии их авторов и историю создания данного стихотворения.
1 команда -
труднуюгрусть:чуднуюнаизусть.
«Молитва» М.Ю. Лермонтов (1839)
2 команда -
чести-молвой,мести,головой!...
«Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов (1837)
3 команда -
мгновенье:ты виденье,красоты.
«К..» А.С.Пушкин. (1825)
В 1819 г. в Петербурге, у своих знакомых, Пушкин впервые встретил Анну Петровну Керн, и лишь спустя шесть лет он вновь увидел её в соседнем с. Михайловским Тригорском у своих знакомых Осиповых. Так появилось «К»
Итоги первого раунда. Раздается удар гонга.
2 РАУНД «ДЕТЕКТИВ»
Второй раунд «Детективный»
Какому разделу литературы будет посвящен 2-ой раунд литературного ринга, догадаетесь сами по музыкальной заставке (музыка)
Думаю, вы догадались, что 2-ой раунд литературного ринга посвящен области страны Литературии под названием «Детектив».
Детективы любят все. Среди всех персонажей, обладающих способностью распутывать самые сложные преступления, наиболее популярен сыщик из произведения Конан Дойла.
- Назовите его?
(Шерлок Холмс).
Вероятно, вы знаете, что автор произведения «Записки о Шерлохе Холмсе» сэр Артур Конан Дойл скептически относился к своему герою. Он считал, что рассказы и повести о Шерлохе Холмсе недолговечны, и отдавал предпочтение произведениям других жанров.К. Дойл несколько раз пытался окончить повествование о великом сыщике- то писал о гибели Шерлоха Холмса на дне водопада, то отправлял его разводить пчел в деревне, но под давлением читателей, требовавших возрождения любимого героя, писатель был вынужден вновь и вновь возвращаться к ему в своих произведениях.
- Вам, ребята, на время придется превращаться в сыщиков. Как вы помните, у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня.
(Показываю ящичек с карточками).
В нем хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг.
Я познакомлю вас с некоторыми из них.
Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить где он действует, кто автор произведения.
1 ЗАДАНИЕ
Фоторобот
1 команда - «Он был среднего роста: стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни. В его улыбке было что-то детское. Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови его были черные и карие глаза. Они (глаза) не смеялись, когда он смеялся!. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.»
(Григорий Печорин «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов)
2 команда - «женщина высокого роста, в черном платье. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою»
(Анна Сергеевна Одинцова "Отцы и дети", И.С. Тургенев)
3 команда - «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
(Ноздрев. "Мертвые души", Гоголь.)
1команда - «...Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее... «...Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящичкам комода».
(Коробочка. "Мертвые души", Гоголь.)
2 команда – «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».
(Кирсанов Павел Петрович. "Отцы и дети", И.С. Тургенев)
3 команда - «...сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая сернаЧто за глаза! Они так и сверкали, будто два угля»
(Бэла «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов)
2 ЗАДАНИЕ
Особо важная личность
Если предыдущее задание было определить человека по (описанию внешности и одежды) особым приметам, то задание «Особо важная личность» будет заключаться в том, чтобы распознать человека по фотографии.
Я показываю вам портрет, вы называете, кто этот писатель.
(3 фото писателей каждой команде).
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Юрьевич Лермонтов
Николай Васильевич Гоголь
Александр Сергеевич Грибоедов
Николай Гаврилович Чернышевский
Иван Сергеевич Тургенев
Иван Александрович Гончаров
Антон Павлович Чехов
Михаил Васильевич Ломоносов
ЗАДАНИЕ 3
Распознавание произведения по иллюстрации.
1 команда - 2 иллюстрации
- Онегин и Татьяна. Встреча в саду после того , как Татьяна написала Онегину письмо
- Плюшкин, получивший от Чичикова деньги... Помните? "Которые тот принял в обе руки и понес их в бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее". Плюшкин этого мгновения изображен Агиным в полуфас. Мы видим только один светящийся алчностью глаз, странно живой на мертвом лице, не на лице – обтянутом кожей черепе. Раскрыты ладони с купюрой, и нам ощутимо дрожание этих рук, в которых художник словно бы пересчитывает косточки, как анатом. А Павел Иваныч за спиною Плюшкина – только плоская тень в эти секунды, он дан штрихом, как мебель в других картинах.
2 команда - 2 иллюстрации.
- "Коляска была уже далеко..." Иллюстрация Н.Н.Дубовского. Уголь.1890.
На рисунке Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918) Максим Максимыч изображён в тот момент, когда коляска Печорина, холодно распрощавшегося со своим бывшим приятелем, "была уже далеко". Очертанием горестно согбенной фигуры Максима Максимыча художнику удалось передать чувство недоумения и детской досады, охватившее доброго штабс-капитана после отъезда Печорина.
- Отцы и дети». Глава 27. Приезд Одинцовой к умирающему Базарову. Художник И. Архипов
3 команда - 2 иллюстрации.
- «Отцы и дети». Глава 05. Базаров с дворовыми мальчишками ловит лягушек. Художник И. Архипов
- Княжна Мери и Грушницкий Иллюстрация Д.А.Шмаринова. Чёрная акварель, уголь.1941.
Чуткость художника Дементия Алексеевича Шмаринова (1907-1999) к душевным движениям героев, внимание к их внутреннему состоянию проявились в иллюстрации, запечатлевшей княжну Мери и Грушницкого у источника. Художник показал Мери в быстром и лёгком движении. Чувство сострадания к Грушницкому, жалости соединяется в ней с решимостью помочь ему. В "выразительном лице" Грушницкого отобразилось одновременно и сострадание, и удивление.
ЗАДАНИЕ 4
Театральный реквизит
Кому могли принадлежать эти предметы? Назвать произведение.
Романы Ричардсона, и Руссо. (Татьяна «Евгений Онегин»)
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в оьманы
И Ричардсона, и Руссо. (гл. 2 ХХIХ )
Карты 3, 7, туз. (Пиковая дама, Герман)
Сухарь из кулича (испорченный) (Плюшкин "Мертвые души", Гоголь.)
Итоги 2 раунда
3 РАУНД «БЛИЦ-РАУНД»
Это быстрый раунд. Я вам буду задавать вопросы всё про Пушкина А.С., а вы должны будете в течение 30 секунд дать ответ.
1. Задание «Перевёртыши»
Восстановить названия произведений Пушкина, заменяя каждое слово антонимом (в том числе контекстным).
Червовый валет. (Пиковая дама)
Летнее утро (Зимний вечер)
Генеральский сынок. (Капитанская дочка)
2. Задание по 5 вопросов для каждой команде.
1 команда
- Назовите число, месяц и год рождения поэта. (26 мая (6 июня) 1799 г.)
- Где родился поэт? (Москве)
- Назовите фамилию няни Пушкина. (Яковлева А.Р.)
- Как называлось стихотворение, прочитанное Пушкиным на экзамене? («Воспоминание в царском лицее»).
- Стихотворная форма, особенность которой заключается в том, что стихи не текут непрерывным потоком, а разбиты на небольшие группы строчек – строфы, по четырнадцать строк в каждой, с определенным, постоянно повторяющимися расположением рифм.( «онегинская строфа»)
2 команда
- Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна Пушкина)
- Куда приезжал к ссыльному поэту его друг Пущин? (Михайловское)
- Какой русский поэт присутствовал на экзамене в Лицее? (Державин Г.Р.)
- Как называется имение, в котором прошла знаменитая осень 1830 года? (Болдино)
- В каком стихотворении звучит призыв: “Глаголом жги сердца людей!” (“Пророк”)
3 команда
- Назовите имя отца Пушкина. (Сергей Львович Пушкин)
- Какое учебное заведение окончил поэт? (Царскосельский лицей)
- Кто подарил поэту свой портрет со знаменитой подписью? (Жуковский: «Победителю – ученику от побеждённого учителя».)
- С кем состоялась дуэль? (французом Дантесом).
- К какой теме лирики относятся следующие стихотворения: «К Чаадаеву», «Узник», «Во глубине сибирских руд»? (Вольнолюбивая лирика)
Итак, подведем итоги- что дал нам этот урок. Мы повторили учебный материал по литературе, вы проверили себя на смекалку и сообразительность. Жюри сейчас скажет нам результаты, и мы узнаем, кто же победил в нашем литературном ринге.
Подведение итогов. Капитаны ставят игрокам своей команды оценки.
Я благодарю вас за честную и интересную игру. Но независимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: «Главное не победа, а участие». Поэтому, я думаю, что вы извлечёте пользу из этой встречи, захотите прочитать новые увлекательные книжки и ещё раз перечитать старые, хорошо знакомые.
Итог урока
Власть его стихов
В. Милютин
Власть пушкинских стихов – на все века.Власть доброты.Высоких дум горенье.Подчас одна лишь краткая строкаДарует силу нам и вдохновенье.