Урок — соревнование: литературный ринг ( обобщение изученного материала 6 класс)
Литературный ринг
Цель: Вспомнить произведения, изученные в ХIХ веке, развить любознательность, интерес к чтению, необычные формы урока использовать для заинтересованности детей в литературе.
Оборудование: проигрыватель, пластинка с любым маршем, на стенах девизы, обложки книг, выставка книг, рекомендуемых для чтения, гонг, песочные часы.Ход урока
Звучит марш (любой), дети организовываются на уроках.
Стихотворение.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без радости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе,
На карту не нанесенная,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна Литературия.
Сегодня, ребята мы проводим необычный урок. Урок – соревнование, название которому «Литературный ринг». Мы с вами вспомним те произведения, которые прочитали. Мы закончили тему: «Произведения писателей 19 века». Вот этим писателям и их произведениям будут посвящены вопросы нашего ринга.
Кстати, а каких писателей мы изучаем в этом разделе?
Урок – соревнование будет проходить между двумя командами. Каждая команда выбрала себе девиз из литературного произведения, которые мы избирали на уроках по развитию речи.
Итак, команда «Мушкетеры» – девиз команды «Один за всех, все за одного».
От куда этот девиз?
Символ команды – шляпа мушкетера, которую они снимают перед своими соперниками, с пожеланиями добра и мира.
Вторая команда – «Путешественники», девиз: «Идти, творя добро».
От куда этот девиз?
Символ команды – глобус, они мечтают совершать кругосветные путешествия не на шаг не отступая от своего девиза.
Соревнования будут проходить в 3 раунда – конкурсов на определение темы.
Представление жури.
А все остальные будут болельщиками и смогут помогать командам и поддерживать их.
Объявляю первый раунд.
Он будет посвящен такой стране Литературии. Отношение которой у человека в течении жизни меняется. Это поэзия. Еще малышами мы слышали строки «колыбельной» Баю – баю – баю – баю, поскорее засыпай». Став старше мы сами разучиваем стихи, читаем их тем, кто приходит в гости к родителям. Звучат стихи на школьных праздниках. В средних классах интерес ребят к поэзии падает. В результате многие прекрасные произведения остаются ими непрочитанными. А это большая невосполнимая потеря, ибо волшебные поэтические строки делают нас духовно богаче.
В начале проведем разминку:
Предлагаем соревноваться в знании пословиц, о книге, знании, учении. Ведь пословицы – это первые попытки народа, создать рифму. А что такое пословицы?
«Сытое брюхо к учению глухо». (команды по очереди называют пословицы).
Задание 1. Капитаны приготовили ручки и листок бумаги. В течении минуты надо подобрать рифму к словам.
А что такое рифма?
Таких слов будет три: день, шишка, окунь.
Своим капитанам помогает вся команда. Слова записывать в столбик, чтобы жюри было легче оценивать ответы.
Я вижу, что вы затрудняетесь подобрать рифму к слову «окунь», но не надо отчаиваться. Это слово ставило в тупик даже Пушкина.
Задание 2. За одну минуту запомнить и прочитать стихотворение. Называю только окончание строк, написанных поэтами 19 века. Например стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
- небесами - чернеет
- коврами - зеленеет
- летит - блестит
А теперь капитаны берут две карточки с окончаниями строк и через одну минуту вам надо восстановить текст и сказать, как называется стихотворение и кто его автор.
Вед: Пока жюри подводит итоги, мы с вами послушаем стихотворение.
Кто написал это стихотворение?
Задание 3. Окунемся в мир литературоведческих терминов. Вам надо определить, каким размером написано стихотворение.
А какие размеры бывают?
Что такое ямб?
Какие трехсложные размеры есть?
Капитаны выбирают карточки с заданиями.
После такого трудного задания, не мешает отдохнуть.
(Инсценированная басня Крылова «Свинья под дубом»)
Как вы понимаете, что такое басня?
Кого Крылов высмеивает в этой басне?
Задание 4. Последнее задание первого раунда очень красивое и поэтичное. Это подбор эпитетов.
Что такое эпитеты?
Что такое постоянные эпитеты?
Примеры. Какие прилагательные мы называем эпитетами и почему?
Выберите из двух словосочетаний то, которое можно назвать эпитетом. Докажите свой ответ.
Золотое кольцо – золотые руки.
За одну минуту команды должны подобрать эпитеты к этому предмету (ваза).
Вед: На этом первый раунд закончен, и я объявляю второй раунд.
И вот
Задание 1. Вам необходимо на время стать сыщиками. Как вы помните, у всякого сыщика есть своя картотека, куда заносил он сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. В ней хранятся словесные портреты знакомых героев. Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, где он действует и кто автор произведения. (вед. читает портрет).
Задание 2. Вы конечно, знаете что каждый сыщик, кроме смелости, должен обладать и другими не менее, а может и более важными качествами : наблюдательность, внимательность, умение видеть в незначительных деталях, очень важное. Сейчас вы должны продемонстрировать эти качества. Капитаны выбирают карточку. Здесь главное, чтобы команда – соперница узнала портрет героя.
Задание 3. Сыщик должен хорошо видеть, уметь определять главное, отметить детали. Сейчас и вы попробуете это сделать за одну минуту.
Задание 4. Очень интересный конкурс. Что такое гипербола?
За одну минуту вспомнить гиперболы в произведении «Ночь перед рождеством» Гоголя.
Задание 5. Каждая команда дает команде – сопернице два вопроса
Вед: конец 2 раунда. Хочу обратить внимание ребят на выставку книг, рекомендуемых для чтения.
Начинаем третий раунд
Это блиц – аукцион. Ответы на вопросы даются сразу, без обдумывания, за каждый правильный ответ ученик получает сигнальную карточку. Карточки контр. Раб. Получают члены команд, приносят очки командам, а болельщики оценки.
(вед. проводит блиц – аукцион)
В конце мы с вами поиграем. Игра называется «Кто больше» или иначе аукцион, кто больше назовет, тот получает приз.
Вед: Вот и закончился наш необычный урок. Всего за урок было задано 40 вопросов, на которые вы все отвечали. (подсчет карточек)
Слово жюри.
Вед: Что дал нам этот урок? Мы проверили свои знания, чему мы научились, над чем надо работать, проверили себя на смекалку и сообразительность.
Выполним благородный девиз греческих олимпиад «главное – не победить, а участвовать!»