Статья Предметная неделя как одно из средств привития интереса к русскому языку

Предметная неделя как одно из средств привития интереса к русскому языку


Казанцева Ольга Георгиевна - учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №4 города Слюдянки.
Ветеран труда.
«Почётный работник общего
образования Российской Федерации» (2001 год).
Регион: Иркутская область
Педагогический стаж: 33 года
Квалификационная категория: первая

Профессию учителя я выбрала много лет назад и ни разу с тех пор не пожалела об этом, ведь быть педагогом интересно, хотя непросто. Здесь без творчества, выдумки и энтузиазма, даже подвижничества, не обойтись. Меня часто посещают мысли о том, что работать с детьми – это огромное счастье. Именно дети бескомпромиссны, честны, они умеют бескорыстно любить и своей любовью вдохновлять и вселять уверенность. Рядом со своими учениками чувствуешь себя нужным, важным и всегда молодым. И в этом тоже преимущество учительской профессии.
Общение с детьми – это всегда открытие, импульс к тому, чтобы не останавливаться на достигнутом, идти вперёд, вместе покоряя новые вершины. Я жду общения со своими питомцами, каждый раз готовлюсь к нему и твёрдо знаю, что нужна им и они мне необходимы. На выпускном вечере 2013 года мне были посвящены такие слова: «В номинации «Самые интересные уроки» мы остановили выбор на учителе русского языка и литературы, нашем дорогом организаторе Казанцевой Ольге Георгиевне.
Вы интересный педагог,
На том же уровне урок,
Был каждый в памяти у нас,
Бесспорно, ставим высший класс!»
В такой оценке учеников, я думаю, и заключается счастье любого педагога!

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего», - так в своё время Л.Н. Толстой обозначил значение русского языка. Сегодня нет смысла выяснять, какие школьные предметы главные, а какие -  второстепенные. Ведь современному молодому человеку необходимо знать основы многих наук для того, чтобы быть образованным, чтобы выбор своего жизненного пути сделать правильно. И независимо от того, какая профессия выбрана, каждый должен уметь грамотно писать, излагать свои мысли четко и ясно, правильно понимать то, что говорят другие, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения, т.е. обладать коммуникативной компетенцией. И здесь вполне закономерно возникает вопрос, как же добиться того, чтобы наши дети знали один из самых богатых и развитых языков мира?! Педагогам нашей школы, наряду с урочной системой обучения, хорошо известна внеклассная работа по школьным дисциплинам, в которой большое значение придаётся предметным неделям.
В МБОУ СОШ №4 города Слюдянки ежегодно проводится неделя русского языка, которая является мощным средством привития любви и внимания к этому непростому предмету. Неделя русского языка в нашей школе предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной и научно-популярной литературой, словарями и справочниками, продемонстрировать свои знания в увлекательном ученическом соревновании.
Предметная неделя предоставляет прекрасную возможность и учителям русского языка продемонстрировать значимость данного предмета как части общечеловеческой культуры. К проведению недели готовимся заранее, составляем план проведения, пишем сценарии мероприятий и конкурсов, формируем инициативную группу учащихся, совместно с которыми готовим костюмы и атрибуты, подбираем музыку и т.д. Мероприятия идут по классам и параллелям, оформляется стенд о русском языке и его значении, выпускаются стенгазеты, на протяжении всей недели работает пресс-центр и кинозал, дети участвуют в викторинах, а завершается всё общешкольным праздником. В качестве примера приведу сценарий праздничного закрытия недели русского языка

Сценарий закрытия недели русского языка
в МБОУ СОШ №4 города Слюдянки
« о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Цели:
Развитие интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, выявление одарённых детей.
Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Звучит музыка, песня «Чему учат в школе» сначала громко, потом фоном, ведущие читают стихи.
1 ведущий:
- Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
2 ведущий:
- Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
1 ведущий:
- Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
2 ведущий:
- Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
1 ведущий:
- Да, и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
2 ведущий:
- Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Звучит музыка (Г.В. Свиридов. Вальс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»)
На сцену выходят Королева Пунктуации и Магистр Знаний.
У Магистра Знаний в руках письмо, и оно же проецируется на экране.
Королева Пунктуация: «Что случилось, уважаемый Магистр Знаний?
С момента получения письма я вижу, что ты очень расстроен!
Проблемы в государстве «Лингвистике»?
Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе №4 города Слюдянки случилась?»
Магистр Знаний:
-Да,  письмо-то меня и озадачило. Письмо от одного мальчика, который учится в этой школе.
Ведущий педагог:
- Дорогие гости, уважаемые королева Пунктуации и Магистр Знаний! Устраивайтесь поудобнее, что же это за письмо, которое так вас расстроило!? Давайте я помогу вам и всем ребятам прочитать.
Пришло Магистру письмо, письмишко,
Глядим, оно, письмо,
Пришло из лагеря, от Мишки
Ребята, действительно, такой ученик есть в нашей школе, он пишет о том, как отдыхал летом в лагере.
Магистр Знаний:
- И что же Мишка пишет!?
Ведущий педагог (читает письмо, которое демонстрируется на слайде):
«Здесь чудный лук, и я лижу», -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут
Читаем дальше:
«Здесь – лиса, красивый длинный прут».
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь
Королева Пунктуации:
- Наш друг серьезно болен.
Его нам надо подлечить:
Заставить правила учить
Звучит музыка (Г.В. Свиридов. Вальс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель») сначала громко, потом фоном
Ведущий педагог:
- Мы обязательно с этим учеником разберёмся.
Правила по русскому языку он обязательно выучит.
Ваше величество, королева Пунктуации! Ещё одно неприятное известие. В ваше королевство пришел  чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева Пунктуации:
- Ничего, мы займёмся и его воспитанием, научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)
Федя: 
- Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо! (Обращается к королеве). Эй ты, чудо - юдо, что у тебя на голове?
Королева Пунктуации: (Поправляет цветок)
- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации!? За это ты будешь наказан! Как звать тебя, дерзкий?
Федя: 
- Ну, Федя.
Королева Пунктуации:
- Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя: 
- Да не Нуфедя я, а Федя ! Фёдор
Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат дети – 5 А класс, необходимо расставить детей с буквами в нужном порядке).
Королева Пунктуации:
- Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова «казнить»).
- Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда
Королева Пунктуации:
- Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
- Казнить, нельзя помиловать.
Королева Пунктуации:
- Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя: 
- Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в нашей школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление».
А тут жизнь решается
Королева Пунктуации: 
- Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: 
- Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева Пунктуации: 
- Ну что ж, Федя, молодец. Справился с заданием!
Звучит музыка (Георгий Свиридов – К повести А.С. Пушкина «Метель», «Тройка»).
Магистр Знаний:
- Иди и помни, правила русского языка надо знать, учить его прилежно и старательно. Надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове  нельзя. А то такое может случитьсяда вон далеко ходить не надопосмотрите и послушайте.
На сцену выходят четверо учеников 5 А класса
1 чтец:
- Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, не любишь падежи? Давным-давно все школьники их знают назубок. И  за два года выучить лишь ты один не смог.
2 чтец: - Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые изменят имена. Ведь я падеж творительный нарочно не учу: Трудиться, а тем более творить я не хочу.
3 чтец: - Такой падеж, как Дательный, я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, приходиться выдумывать какой-нибудь предлог.
4 чтец: - А на падеж Винительный и вовсе я сердит. Отец во всякой шалости всегда меня винит. 1 чтец:
- Да, переделка, кажется, серьезная нужна. А сам бы смог ты новые придумать имена? 2 чтец:
- Давно придумал: Взятельный,
3 чтец: -Грязнительный, Лежательный,
4 чтец: - Грубительный, Ленительный и, наконец, Простительный!
Магистр Знаний:
- Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева Пунктуации:
- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас, учеников четвёртой школы, немного.
Ведущий педагог:
- Конечно. конечноНаши ребята, ученики нашей четвёртой школы, ваше величество, показывают хорошие знания русского языка, таких «Лежебокиных» у нас практически нет.
Магистр Знаний:
- Слышал, слышал, о чём тут речь! Очень приятно, что в наш компьютерный век, есть ещё дети, которые с большим удовольствием хотят разобраться в тайнах русского языка и правильно применять его в жизни. А вы знаете, что очень скоро русский язык станет одним из ведущих международных языков? Его будут изучать на всех континентах земли! На нём будут разговаривать многие люди! И так важно, чтобы мы, люди, живущие в России, знали, любили свой родной язык. И сейчас, я хочу представить вам своих самых верных и близких друзей, рассказать интересную сказку.
Звучит лирическая музыка (громко – фон). Сценка «Глагол и его друзья».
Магистр Знаний:
- Жил был глагол. И вот однажды глагол решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
-Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю! Никакой пользы не приношу!
- Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Магистр Знаний:
Шли-шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное? И почему одиноко сидишь тут?
- Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне! Так хочется поработать, да не знаю где!
- Пойдём с нами счастья искать.
Магистр Знаний:
- Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они же приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
1 ведущий:
- Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
2 ведущий:
- Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
1 ведущий:
- Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
2 ведущий
- Язык национальной гордости и достоинства!
1 ведущий:
- Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
1 ведущий:
- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
Ведущий педагог:
- Ученики нашей школыстремятся знать русский язык!
Звучат фанфары.
Ведущий педагог говорит об итогах декады, показывает слайды с мероприятий.
Презентация.
Ведущий педагог:
- Наши ученики – молодцы! Они преуспели и в изучении литературы. И сейчас мы приглашаем вас на экскурсию в «Музей восковых фигур».
Презентация «Музей восковых фигур»
Перед выходом каждого зкспоната звучит торжественная музыка.
Экспонат №1 - А.С. Пушкин и его супруга Н.Н. Гончарова.
Ведущий педагог:
- Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Ф.Тютчев
Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте
Н. Гоголь
Великий русский поэт А.С. Пушкин, которого знают, почитают не только в нашей стране, но и далеко за её рубежом, был человеком красивым, энергичным, жизнерадостным, светлым, высоко ценившим женскую красоту и влюбчивым. Женщина, которая покорила его навсегда, в которую он безоглядно влюбился, была его супруга - Н.Н. Гончарова.
«Моя мадонна» – так называл её Александр Сергеевич Пушкин.
Творец
Тебя мне ниспослал. Тебя. Моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Это была неземная любовь. Пушкин боготворил свою жену, которая была на тринадцать лет его младше.
«Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом» – писал он
Экспонат №2 - Золотая рыбка из сказки А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущий педагог:
- Основное своё время А.С. Пушкин посвящал литературному творчеству. Он написал много сказок, которые до сих пор любят и взрослые, и дети.
- А вы, ребята, любите, знаете сказки А. С. Пушкина? Назовите их.
- А вот строки из очень знакомой с самого раннего детства сказки, послушайте.
- В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
„Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.“
И вот ещё:
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
И сегодня замечательные героини этих литературных сказок тоже в музее восковых фигур.
Экспонат №3 – Суок - девочка-циркачка (Повесть-сказка Юрия Олеши «Три толстяка»).
Ведущий педагог:
- Всем хорошо известна повесть-сказка Юрия Олеши «Три толстяка», написанная в 1924 году. В книге рассказывается о революции, поднятой бедняками под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула против богачей («толстяков») в выдуманной стране. Имя главной героини, сыгравшей большую роль в победе революционеров, - Суок. Но, наверное, мало кто знает, что Суок  это девичья фамилия жены писателя, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В книге имени дается особое толкование: имя Суок означает «вся жизнь» на вымышленном «языке обездоленных». Суок  девочка-циркачка двенадцати лет, напарница Тибула, сегодня в музее восковых фигур.
Экспонат №4 - Роза из сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» Ведущий педагог: - У писателя Всеволода Михайловича Гаршина (1855 1888) есть несколько сказок. Всегда немного грустные, они напоминают печальные поэтические истории Андерсена, которого Гаршин считал своим учителем. Вот, например, маленькая трогательная «Сказка о жабе и розе». Злая безобразная жаба хотела проглотить, уничтожить прекрасный цветок. Однако автор приготовил розе другую, печальную, но прекрасную судьбу. Роза приносит последнюю радость умирающему мальчику: «...вдыхая в себя нежный запах, он прошептал, счастливо улыбаясь: «Ах, как хорошо...» И это было самым лучшим происшествием в жизни розы». Прекрасная РОЗА в нашем музее.
Экспонат №5 - Снегурочка, Лель и Мизгирь.
Ведущий педагог:
- Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» и созданная на ее основе одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова - своеобразный гимн русскому фольклору, дань уважения и преклонения перед богатейшим наследием языческой Руси, ее верованиями, преданиями... Образ Снегурочки в пьесе А. Н. Островского наиболее близок варианту народной сказки. Снегурочка добрая, нежная, но печальная, ищущая счастья среди людей. А рядом с нашей снегурочкой пастух Лель, ночующий в избах берендеев, и Мизгирь, богатый купец.
Экспонат №6 - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ведущий педагог:
- В 1883 году появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой М.Е. Салтыкова - Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был ПЕСКАРЬ, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но Михаил Ефграфович Щедрин в сказке говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель. Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык. Высказанные писателем  в сказке мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.
Экспонат №7 - Шахерезада - главная героиня арабских сказок
«Тысяча и одна ночь».
Ведущий педагог:
- Среди арабских сказок самым известным является сборник сказок под названием «Тысяча и одна ночь». Более двух с половиной веков прошло с тех пор, как весь мир впервые познакомился с арабскими сказками, но и теперь они пользуются неизменной любовью читателей. Восхищался арабскими сказками и А.С. Пушкин. Течение времени не отразилось на популярности произведения. И это, в первую очередь, благодаря его главной героине – ШАХЕРЕЗАДЕ, красивой, утончённой, порой лукавой, великолепной сказительнице. Красавица, сумевшая покорить жестокого царя Шахрияра. Речь её живая, образная, сочная. Шахерезада не только сама очень умна, но она ещё научит читателя, как вернуть ум мужчине. И сегодня она также присутствует в нашем музее.
Экспонат №8 - Капитан Джон Флинт вымышленный, печально известный капитан [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] корабля «Морж» из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] автора [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (18501894).
Ведущий педагог:
- Знаменитый пират и работорговец Джон Флинт, сподвижник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], за пиратские подвиги возведённый королевой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в рыцарское достоинство.
«О
·стров сокро
·вищ» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Treasure Island)  роман [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] писателя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о приключениях, связанных с поиском сокровищ, спрятанных пиратом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на необитаемом острове. Впервые опубликован в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
Согласно сюжету романа, Флинтом были зарыты огромные сокровища на острове в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (сам остров является вымышленным). Закапывать эти сокровища ему помогали шестеро членов команды «Моржа», которых Флинт убил после того, как клад был спрятан.
Звучат фанфары, «Музей восковых фигур» закрыт.
Королева Пунктуации:
- Ай да молодцы! Вот это таланты! Вот утешили. А мы собрались здесь с вами, чтобы провести в вашей школе праздник закрытия декады русского языка и литературы.
Магистр Знаний:
На правах Королевы Пунктуации и Магистра Знаний разрешите нам провести награжнение активных участников ваших мероприятий по русскому языку и литературе.
Процедура награждения.
Русский народный танец.
Стихотворение «Выучи русский язык!», читают ученики 5 Б класса.
1 ученик:
- Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2 ученик:
- Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3 ученик:
- Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4 ученик:
- Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
Звучит музыка, песня «Чему учат в школе».
Магистр Знаний:
- Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча, но наши друзья, знаки препинания, орфограммы, будут находиться с вами всегда, они будут вашими верными помощниками, ведь вы, ученики 4 школы,- истинные ценители русского языка! Успехов вам! Удачи во всем!
Королева Пунктуации:
- Спасибо вам, уважаемые педагоги, ребята, за ваше замечательное мероприятие, за то, что вы так любите русский язык и литературу! Мы не прощаемся, а говорим вам «до свидания»! Народная мудрость гласит: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». А русский язык следует изучать всю жизнь. Успехов вам! Удачи во всем!
Ведущий педагог:
- И каждый раз вы будете делать удивительные открытия!
Путешествие в Страну Грамматику продолжается!
До встречи на уроках русского языка!
До встречи на уроках литературы!
Успехов вам! Удачи во всем!
Музыкальный клип «Песенка друзей» (исполняют БАРБАРИКИ), дети поют вместе с ансамблем.