Конспект урока по русскому языку для 5 класса Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Знакомство с учебником. стили речи
Замешаева Елена Иннокентьевна – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 20 г. Улан-Удэ.
Предмет: русский язык. Класс: 5. УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.
Урок № 4.
Тема урока: Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. Знакомство с учебником. Стили речи.
Цель урока: Дать учащимся возможность
получить представление о приёмах ознакомительного и изучающего чтения;
познакомиться с содержанием учебника и стилями речи.
Используемые средства: учебник, презентация.
Условные обозначения, используемые в конспекте урока:
Ở – учащиеся наблюдают, думают, самостоятельно формулируют мысль, отвечают, самостоятельно выполняют задание или что-либо выразительно читают;
ק – учащиеся делают запись, чертят таблицу, подчёркивают что-либо;
▼ – следующий шаг (клик) в презентации;
жирным шрифтом выделено то, что записывается в тетрадь;
разрядкой выделены те слова, которые нужно произносить с особым логическим ударением;
‽ № ... – ключевые вопросы темы.
! В конспекты уроков включено слово учителя в форме прямой речи, но без её оформления. Отсутствие кавычек и знаков, свойственных для записи диалога, в некоторой степени компенсируется изменением размера шрифта.
I. Организационный момент.
! Перед уроком необходимо собрать и раздать тетради.
Приветствие.
Знакомимся с планом урока (▼, слайд 2): вначале мы проверим д/задание (расскажем об особенностях устного и письменного общения; проверим, как вы определили значение пословиц), затем будем изучать новую тему, разделив её на две части; после каждой части – самостоятельная работа.
II. Проверка домашнего задания
и комментарий к проверенным письменным работам.
Расскажите об особенностях устного и письменного общения. (Ở; в распоряжении отвечающего слайд 3.)
Отвечающему можно помочь, как и на предыдущем уроке, помогая строить фразы, подсказывая слова и обороты речи. Текст выступления может быть таким:
Тема моего выступления – особенности устного и письменного общения.
Устное и письменное общение отличаются, прежде всего, теми действиями, которые совершают участники общения: при устном общении мы либо говорим, либо слушаем, при письменном – либо пишем, либо читаем.
Причём эффективным общение будет только тогда, когда мы научимся и говорить, и слушать, и писать, и читать, ведь в жизни нам приходится совершать все эти действия.
Отличаются устное и письменное общение и средствами, которыми могут пользоваться участники общения.
В распоряжении участников устного общения интонация (это темп, тон, громкость и паузы) и вспомогательные средства: жесты и мимика.
При письменном общении интонацию заменяют знаки препинания, особенности шрифта, а именно: размер, курсив, жирность шрифта, разрядка, стиль и цвет шрифта; также могут заменять интонацию подчёркивание, кавычки, абзацы, пробелы между строк, маркеры списка. К средствам письменного общения относятся также цвет фона, условные обозначения и некоторые другие средства, не названные в таблице, например, иллюстрации и графические символы.
Несмотря на то, что список средств, используемых при письменном общении, намного больше, на самом деле всех оттенков интонации в письменной речи отразить невозможно. Следовательно, устная речь богаче, чем письменная.
Есть ещё одно важное отличие форм общения – это количество времени для построения и исправления высказывания, для отбора точных языковых средств.
У общающихся устно его обычно совсем мало, у общающихся письменно – больше, причём намного. С этой точки зрения в более трудном положении – говорящий. И тому, кто пишет, нужно стараться использовать эту возможность обдумывать и исправлять написанное.
В заключение хочется сказать, что, в какой бы форме мы ни общались, нужно быть осторожными со словом. Недаром народная мудрость предупреждает: слово не воробей, вылетит – не поймаешь. А о письменной речи говорят так: что написано пером, того не вырубишь и топором. И действительно, необдуманным словом можно ранить, подвести окружающих, близких людей, да и самого себя тоже.
Выполняя домашнее задание, вы должны были объяснить письменно одну из пословиц, включённых в упражнение 6. Прочитайте выбранную пословицу и своё объяснение к ней (спросить по каждой взятой для объяснения пословице).
Хорошую речь хорошо и слушать. – Пословица говорит о том, что умная, красивая и понятная речь не только легче воспринимается, но и приносит радость слушателю, эстетическое удовольствие.
Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. – Человеку необходима пища не только телесная, но и духовная.
С умным разговориться что мёду напиться. – Беседа с умным человеком приносит не меньшее удовольствие, чем какое-либо физическое.
Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. – Чтение книги не принесёт пользы, если читать её поверхностно, не вдумчиво.
От учтивых слов язык не отсохнет. – Вежливая речь вреда не принесёт (и подразумевается: зато принесёт много пользы).
Учитель даёт комментарий к проверенным работам.
III. Изучение новой темы (первая часть).
‽ № 1. Приступая к изучению новой темы, ещё раз вспомним все основные действия участников общения (▼; слайд 4: появляется схема).
Общение
1478280109220устное
00устное
3611880109220письменное
00письменное
2287905-6353896995495302287905495303078480495300
93535580010говорим <–> слушаем
00говорим <–> слушаем
335470566675пишем <–> читаем
00пишем <–> читаем
43732453810385000538102058670381015354303810
Общаясь устно, мы… (Ở) либо говорим, либо слушаем (▼: появляются слова говорим <–> слушаем); общаясь письменно,… (Ở) либо пишем, либо читаем (▼: появляются слова пишем <–> читаем). Сегодня мы более подробно поговорим о последнем из названных действий (▼: слово читаем заключается в овал) – о чтении. Напомните, пожалуйста, ради какой цели мы будем учиться читать? (Ở) Чтобы научиться эффективному общению, т. е. общению, приносящему… (Ở) желаемый результат. Открываем тетради (тетради собраны и розданы до начала урока), записываем (▼; слайд 5) число, “кл. работа”. (ק) И тему сегодняшнего урока (▼): Приёмы ознакомительного и изучающего чтения. В процессе изучения данной темы мы продолжим знакомиться с учебником, поэтому запишем далее (▼): Знакомство с учебником. (ק)
Откроем учебник на 7-й странице, найдём там третий параграф. Его заголовок? (Ở) «Читаем учебник». Ниже видим условное обозначение. Помните его значение? (Ở) Верно, теоретические сведения. А что (▼: слайд 6; появляется понятие) это значит? (Ở) Правильно, (▼) научная информация. Где же заканчивается текст с теоретическими сведениями? (Ở) Перед упражнением 9. Что нам помогло это увидеть? (Ở) Шрифт, пробел между строк перед упражнением и… (Ở) полосатая линейка слева от текста.
‽ № 2. Читаем теоретические сведения. (Ở) Какие сведения содержатся в этом тексте, как бы вы его озаглавили? (Ở) Верно, «приёмы ознакомительного чтения». Но в этом тексте названы не только приёмы, но и цель такого чтения. Назовите её. (Ở) Правильно, (▼: слайд 7, только с темой; ▼: Ознакомительное…) ознакомительное чтение помогает познакомиться с книгой, сориентироваться в её содержании. Так и запишем в тетрадь (постарайтесь записать без ошибок). (ק) Выведем (▼: слайд 8) приёмы ознакомительного чтения на слайд, т. к. они будут перечислены чуть подробнее, чем в учебнике.
‽ № 3. Первое, что мы делаем, знакомясь с книгой, … (Ở, ▼) – рассматриваем обложку, читаем название и остальное на обложке тоже, конечно, читаем. Обратите внимание: «остальное» на слайде отмечено многоточием.
Что написано на обложке нашего учебника? (Ở) Русский язык. Значит, читая эту книгу, мы будем изучать … (Ở) русский язык. Скажите (▼: слайд 9, появляется уже знакомый нам сундучок.), что нужно изменить на этом слайде, чтобы изображённое здесь точнее отражало то, что мы будем изучать на протяжении всех лет обучения в школе? (Ở) Верно, сундучок должен быть подписан иначе: не просто «язык» – такого языка вообще на свете нет, есть только понятие, поэтому стираем эту запись (▼: исчезает запись на крышке язык). Сундучок должен быть подписан так (▼: появляется запись русский язык): русский язык. Именно этим сокровищем нам предстоит научиться пользоваться. У других народов – свой язык, своё сокровище, свой предмет для изучения и свои учебники.
Прочитав заглавие и всё остальное, что есть на обложке, мы понимаем, что эта книга о русском языке, что она (указываем на цифру 5) для 5 класса, что состоит не из одной части (указываем на соответствующую запись) и что выпущена она издательством «Просвещение». Но мы прочли не всю информацию с обложки. Что ещё тут есть? (Ở) Верно, значки. В верхнем левом углу – значок, говорящий о том, что учебник соответствует новым требованиям к образованию, в нижнем правом – что к учебнику прилагается электронный носитель, CD-диск. Об этом диске – в другой раз.
А сейчас выведем на слайд всё (▼: слайд 10, на нём только начатый список Приёмов…), на что ещё будем обращать внимание при ознакомительном чтении.
‽ № 4. Итак, вторым пунктом в списке приёмов такого чтения у нас будет следующее: читаем то, что написано на страницах до основного текста, обращая внимание на… Как видите, мысль прервана. Затем, чтобы мы могли подумать, прежде чем что-либо отразить на слайде.
Пора перевернуть обложку. Обратите внимание: мы смотрим сейчас на форзац книги. Форзац (▼: слайд 11, на нём слово форзац; ▼: появляется значение) – это двойной лист плотной бумаги, скрепляющий переплётную крышку и основной блок книги. Вот переплётная крышка (показать крышку), а это – основной блок (показать блок). И между ними, приклеенный к ним цельный лист. Рассмотрели? Это и есть форзац (скрепляет обложку и блок, конечно, не только форзац: ещё и клей между корешком блока и обложкой). Но вернёмся к форзацу. Этот лист в книгах обычно пустой, но в учебниках может содержать важную информацию. Что мы видим здесь? (Ở) Здесь говорится об орфограммах. И это – очень удобно, потому что мы будем часто обращаться к данной информации, а в таком случае её доступность очень важна. Запомним, что у нас есть на форзаце и пойдём дальше.
А дальше идёт титульный лист (▼: появляется понятие титульный лист). Титульный лист (▼: появляется значение) – это начальный лист книги, на котором размещаются выходные сведения об издании. Первая страница этого листа называется «основная титульная страница», вторая – это «оборот титульного листа» (указываем своевременно на обе страницы).
Просмотрим титульную страницу по порядку сверху вниз и выясним, что обычно сообщается о книге на титульной странице. Мы видим опять значок, говорящий о соответствии учебника новым требованиям; название ( или заглавие) книги и то, что книга для 5 класса. А чуть ниже сообщается, что это… (Ở) учебник и создан он… (Ở) для общеобразовательных организаций. Следовательно, книга предназначена для детей обучающихся в 5 классе. Назначение книги – важная информация? Конечно. Поэтому в нашем списке действий, совершаемых при ознакомительном чтении (▼: слайд 12 с незавершённым списком Приёмов…) запишем, что следует обязательно обращать внимание на (▼: появляется слово назначение) назначение.
Далее на титульной странице видим, что учебник состоит из двух частей и эта часть – первая. Что он рекомендован Министерством образования и науки РФ и что выпущен он в Москве, издательством «Просвещение», в… (Ở) 2015, у кого-то – в 2014, а у кого-то в 2013 или даже 12-м году. Где, кем, когда была выпущена книга – это очень важная информация, если речь идёт об учебнике. Поэтому добавим к списку приёмов ознакомительного чтения (▼) место выпуска издания, (▼) название издательства и (▼) год издания. Где и каким издательством выпущен учебник важно потому, что сейчас очень много разных учебников, а эти данные помогают различать их. Год издания тоже важен, так как издания разных лет могут отличаться друг от друга.
Перелистываем страницу и смотрим на оборот титульного листа. Смотрим, двигаясь сверху вниз, и видим… (Ở) авторов учебника. Знакомясь с книгой, мы обязательно обращаем внимание (смотрим на слайд! ▼) на авторов. Назовём их. (Ở Дети читают фамилии, учитель добавляет И.О.: Ладыженская Таисия Алексеевна, Баранов Михаил Трофимович, Тростенцова Лидия Александровна, Григорян Лариса Трофимовна, Кулибаба Иван Иванович, Ладыженская Наталья Вениаминовна.) Труд этих людей намного облегчил задачу изучения русского языка. Будем им благодарны.
Продолжаем поиск важной информации и обращаем внимание на написанное жирным шрифтом: «Данное издание создано на основе учебника, удостоенного Государственной премии СССР 1984 года». Какие выводы можете сделать из прочитанного? (Ở) Этот учебник был высоко оценён ещё в 1984 году, т. е. более 30 лет назад, и это значит, что он прошёл проверку временем, раз до сих пор от него не отказались.
А теперь обратите внимание на записанный мелким шрифтом текст под выходными сведениями (указываем на аннотацию). Это (▼: слайд 13, на нём – слово аннотация) аннотация – (▼) краткая характеристика или краткое изложение содержания книги. Аннотация всегда располагается в этом месте, под выходными сведениями (указываем на них). Знакомясь с книгой, аннотацию нужно читать обязательно, поэтому она есть в списке на слайде (▼: слайд 14, появляются недописанные Приёмы…; ▼: появляется слово аннотацию). Прочтём аннотацию. (Ở) Как видите, информация в аннотации предназначена не столько для вас, сколько для учителей, но в учебниках так и должно быть. И, кстати, что в ней на этот раз содержится: краткая характеристика или краткое изложение? (Ở) Конечно, характеристика.
На этой странице ничего интересного для нас больше нет. До основной части книги, т. е. до первого параграфа осталась одна непросмотренная страница. Что мы видим на ней? (Ở Условные обозначения, используемые в этом учебнике, и пояснения к цифрам и знакам около слов.) При ознакомительном чтении на условные обозначения тоже нужно обращать внимание, как и на информацию на форзаце и что-то ещё, что может быть важным. Но всё это в списке на слайде перечислять бессмысленно, потому что в разных книгах дополнения разные, поэтому в нашем списке приёмов мы отразим это под общим названием (▼) другие важные сведения.
‽ № 5. А теперь просмотрим ещё раз список приёмов ознакомительного чтения в учебнике (7-я страница). Какие ещё действия нам необходимо совершить? (Ở Стараемся представить содержание книги по её оглавлению; перелистываем книгу и т. д.) Немного изменим формулировку (▼): просматриваем оглавление и всё, что находится в конце книги до основного текста. Пошли смотреть оглавление. Находим его на странице… (Ở; 189), под заголовком… (Ở) «Содержание». И видим, что в этом учебнике несколько разделов. Это… (Ở) «Язык и речь» – раздел, который мы сейчас изучаем. Далее? (Ở) «Вспоминаем, повторяем, изучаем» – раздел, посвящённый тому, что вы изучали в начальной школе. За ним? (Ở) «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». И ещё два раздела: (Ở) «Фонетика. Орфоэпия и т. д.» и … (Ở) «Лексика. Культура речи». Если сейчас какие-то из этих понятий вам не известны, то скоро будут. Всё это, а также то, что находится во 2-й части, мы будем изучать в 5 классе.
Двигаемся дальше: просмотреть нужно не только оглавление, но и вообще всё, что находится в конце книги до основного текста. И листать лучше не в обратную сторону, поэтому давайте найдём страницу, которой заканчивается последняя тема, а точнее – первую страницу после последней темы. Проще всего это сделать по оглавлению. Итак, оглавление заканчивается на странице… (Ở) 191-й. Номер последнего параграфа … (Ở) – 69-й. За ним следует … (Ở) Повторение, это и есть последняя тема. Дальше идут… (Ở) Приложения, страница … (Ở) 169-я. Найдём её.
Что мы видим на странице 169-й? (Ở) Памятки: условные обозначения для частей слова и членов предложения, «Как готовиться к диктанту» и «Как готовиться к изложению». Запомним, что у нас здесь есть, чтобы при необходимости воспользоваться этим, и перелистнём страницу. Оказывается, здесь тоже памятки. Прочитайте заголовки. (Ở «Как готовиться к сжатому изложению», «Как работать над сочинением», «План отзыва о сочинении», «Как определять части речи».) А далее видим … (Ở) «Пиши правильно!», а это значит, что здесь помещены слова, написание которых нужно запомнить. Это словарик и он называется … (Ở) орфографическим. За орфографическим следует … (Ở) другой словарь – «Произноси правильно!» – орфоэпический. Запомните их и будете заглядывать, если понадобятся. Листаем далее и видим … (Ở) толковый словарь. Какую роль выполняет толковый словарь? (Ở) Верно, объясняет значение слов. Примем к сведению и пролистаем словарь до конца. Что дальше? (Ở) Репродукции картин, по которым мы будем писать сочинения. За ними? (Ở) Оглавление, которое мы уже просмотрели.
‽ № 6. Итак, мы ознакомились со всем, что предшествовало основной части книги, и со всем, что прилагалось в конце. Каков будет наш следующий шаг? (Ở. Перелистываем книгу.) Верно, так и выведем на слайд, но опять чуть подробнее (▼): перелистываем книгу, обращаем внимание на заголовки, рисунки, схемы и т. д. Листайте. Какие выводы сделали? (Ở) В учебнике много иллюстраций, значит, будет интересно; главное выделяется фоном, шрифт крупный, значит, будет легко читаться; есть схемы, таблицы, значит, будет ещё легче воспринимать информацию. ‽ № 7. Последний шаг, который мы должны сделать, знакомясь с книгой, в учебнике не назван, но он важен, поэтому выведем на слайд следующее (▼): прогнозируем полезность и занимательность книги. В том случае, если о содержании и назначении книги не указано на титульном листе или во вступительной статье, тогда прогнозируем, т. е. определяем, (▼) содержание и назначение книги, но, поскольку содержание и назначение – не обязательные части прогноза, на слайде они выделены другим цветом.
Имейте в виду, что под ознакомительным чтением понимают не только первичное знакомство с книгой без прочтения самой книги. Но о другом уровне ознакомительного чтения мы поговорим в другой раз.
IV. Закрепление материала (первая часть).
А сейчас (▼: слайд 15, на Задание № 1) выполним следующее задание. Я раздаю вам книги, по одной на парту, т. к. будете работать в парах. Итак, задание (▼): Пользуясь приёмами ознакомительного чтения, подготовьте сообщение по доставшейся вам книге. В процессе подготовки делайте записи в тетрадях. Запишите в тетрадях «№ 1». Ещё раз прочитайте задание, потому что я сейчас верну на экран список приёмов… (▼: слайд 16, на нём – Приёмы… с выделенными фиолетовым цветом частями.) Обратите внимание: голубым цветом выделены вопросы, на которые нужно ответить письменно. А вот слово аннотация, например, голубым не выделена, но для отыскивания важных сведений о книге текст аннотации, конечно, пригодится. Приступаем к выполнению работы. (Ở ק) По окончании работы желающие выходят (можно парами) к доске и рассказывают о книге. Для этого задания можно использовать: «Этимологический словарь русского языка» из серии «Словари» издательства «Феникс», учебник литературы для 5 класса, по которому дети учатся, учебники русского языка и литературы для 5 класса других авторов, какие-нибудь детские энциклопедии, что-нибудь из художественной литературы с предисловием и комментариями. По каждой из предложенных детям книг учителю необходимо заранее подготовить подробную информацию и, сопоставив с ней выступления детей, сделать дополнения. Желательно, чтобы было по нескольку одинаковых книг, в идеале – всего 3-4 разных, тогда дополнять смогут сами дети.
В конспекте и в презентации будет показано только одно примерное сообщение – об этимологическом словаре. Первая фраза выступления предлагается учителем.
«Этимологический словарь русского языка»
Перед вами (▼: слайд 17, на нём – название словаря) «Этимологический словарь русского языка».
Словарь предназначен (▼) для учителей-словесников, студентов-филологов, а также для всех, кто интересуется вопросами происхождения слов (т. е. историей возникновения слов).
Выпущен (▼) в Ростове-на-Дону (▼) издательством «Феникс» (▼) в 2004 году (▼) под общей редакцией А. Ситниковой. (▼: слайд 17, на нём – запись другие важные сведения.)
В словаре (▼) объясняется происхождение более 4500 слов. В начале книги (▼) помещена нужная для работы со словарём информация: (▼) как пользоваться словарём, (▼) знаки фонетической транскрипции, (▼) список сокращений. Есть даже (▼) алфавит для тех, кто его не знает. В конце книги (▼) объясняется значение используемых лингвистических терминов. (▼: появляется слово прогноз.)
Просмотрев словарь, мы поняли, что книга (▼) будет полезна и интересна не только учителям и студентам, но и учащимся средней школы.
Как видите, совершить первичное знакомство с книгой и познакомить с нею других – дело не такое уж и трудное. Продолжим. (Далее следуют выступления других учащихся, представляющих другие книги.)
III. Изучение новой темы (вторая часть).
‽ № 8. Сегодня на уроке мы говорим ещё об одном виде чтения. Скажите, о каком (можете посмотреть на тему урока)? (Ở) Верно, об изучающем. Запишем в тетради, пропустив строку (▼: слайд 19, на нём – первая половина фразы): Приёмы изучающего чтения помогают… (ק) Остановимся и поищем ответ на этот вопрос в учебнике на 8-й странице. (Ở Учащиеся скорее всего найдут и процитируют предложение «Результатом такого чтения явится понимание учебного текста».) Всё верно, но давайте сформулируем короче и учитывая, что читаем мы не только учебные тексты: (Ở,▼) … понять текст, усвоить прочитанное. Так и запишем. (ק) ‽ № 9. Далее, на новой строке, посередине, пишем заголовок (▼: слайд 20, с заголовком) «Приёмы изучающего чтения». (ק) Поставим цифру 1 и запишем первый шаг (▼; записывать будем сокращённо: только главное – то, что выделено голубым цветом): Читаем текст медленно, вдумчиво, обращая внимание на шрифтовые и абзацные выделения, отмечая непонятные слова. Затем (▼): 2. Определяем тему текста (то, о чём говорится в тексте). Далее (▼): 3. Находим в каком-либо источнике (словаре, интернете и т. д.) значение непонятных слов. 4-й шаг (▼) – Читаем ещё раз весь текст или только трудные части. Второй, третий и четвёртый пункт (шаг) можно менять местами, если определить тему текста вам мешают непонятные слова. 5-й шаг (▼) – Определяем, что нового для себя узнали. 6-й (▼) – Проверяем, как усвоили прочитанное: приводим свои примеры и объясняем их, пересказываем текст или выполняем данное к тексту задание. Изучая текст, имейте в виду (▼): если текст большой, тогда следует изучать его по частям, т. е. разобрать полностью несколько маленьких абзацев или один большой, пока не станет ясной мысль, переданная в этой части, затем читать и изучать следующий абзац (или несколько абзацев) и т. д..
То, что сейчас вы видите на слайде, – это тоже текст. Его тема? (Ở) Приёмы изучающего чтения. Есть непонятные слова? (Ở) Всё усвоили? (Ở)
IV. Закрепление материала (вторая часть).
Проверим это, выполняя задание. (▼: слайд 21, с записью «Задание № 2»)
Запишите, пропустив строчку, посередине строки «№ 2».
У вас два текста: само задание (▼) и текст в учебнике, с которым будете работать. Во всё вникаем сами, пользуясь приёмами изучающего чтения, записанными в тетради. Поскольку словарями и интернетом вы сейчас пользоваться не сможете, в качестве источника информации можете использовать учителя, т. е. меня: о значении непонятных слов спрашивайте. (Ở) В процессе выполнения работы у учащихся могут возникнуть вопросы по поводу значения словосочетания непринуждённая обстановка; необходимо объяснить его значение, используя слайд 22, затем вернуться к слайду 21. Если не возникнет вопроса, то прокомментировать по окончании работы соответственно ситуации.
Закончили? Соседи по парте, обменяйтесь тетрадями, будем проверять, как выполнено задание. Исправлять ничего не нужно, только ставить плюс, если задание выполнено; минус – если выполнено неверно или вообще не выполнено; плюс-минус, если выполнено частично. (Ở) Смотрим на слайд и сопоставляем. Имейте в виду, ребята, что запись на слайде (▼: слайд 23, пока только номер задания) и в ваших тетрадях может быть разной, но, тем не менее, и там и там правильной. Итак (▼)1. Тема текста – (▼) стили речи. Об этом вы могли догадаться по заголовку параграфа. О каких стилях речи говорилось в параграфе? (Ở) Верно, о разговорном, научном и художественном.
От чего же зависит выбор стиля? (▼)2. Выбор стиля (▼) зависит от задачи высказывания.
Текст, выводимый далее на слайд не вписывается в комментарий, поэтому воспроизведём его отдельно, а
затем – в процессе комментария:
3. Разговорный стиль: поделиться с кем-либо своими мыслями и чувствами в непринуждённой обстановке.
Научный стиль: сообщить точные научные сведения.
Художественный стиль: нарисовать словесную картину жизни (красочно изобразить какое-то собы- тие, явление природы, чувства человека и т. д.). Мы пользуемся разговорным стилем (▼), если задача высказывания… (Ở, ▼): поделиться с кем-либо своими мыслями и чувствами в непринуждённой обстановке. Пользуемся научным стилем (▼), если задача высказывания… (Ở, ▼) сообщить точные научные сведения. Пользуемся художественным стилем (▼), если задача высказывания… (Ở, ▼) нарисовать словесную картину жизни (т. е. красочно изобразить какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д.). Правда, художественным стилем пользуемся не столько мы, сколько писатели – люди, у которых есть талант – способность словом изображать жизнь.
Итак, на слайде – всё, что вы должны были записать. Повторяю: не обязательно этими же словами. Проверяющие, надеюсь успели проставить плюсы и минусы. А теперь запишите в тетрадях, которые проверяли, слово Проверил, поставьте двоеточие и запишите свою фамилию и имя.
Напомните, чему мы учились, выполняя это задание? (Ở) Использовать приёмы изучающего чтения, чтобы хорошо понимать и усваивать прочитанное.
V. Домашнее задание (▼: слайд 24, ק или фотографируют).
1) упр. № 17 (+ списать);
2) прочитать § 4; пользуясь приёмами изучающего чтения, подготовить выступление на тему «Как нужно слушать?».
Напомнить: если при упражнении запись в скобках с плюсом, это означает, что выполняем задание, данное в самом упражнении, плюс то, что записано в скобках.
Упражнения даются по учебнику: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабайцева В. В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева. – М.: просвещение, 1979. – (Библиотека учителя русского языка.)
2. Баранов М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов. – Киев: Раднянська школа, 1987.
3. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики / В. А. Богородицкий. – М.; Л., 1935.
4. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
5. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителя / В. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1975.
8. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя. – 2-е изд., переработанное / В. В. Иванов, З. А. Потиха. – М.: Просвещение, 1985.
9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. – 2-е изд., / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Линка-Пресс, 1994.
10. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: уч. пособие для студ. пед. ин-тов, обучающихся по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988.
11. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – 2-е изд., испр. / М. И. Мещерякова. – М.: Рольф, 2001.
12. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1988.
13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25 000 единиц” / И. Л. Резниченко. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003.
14. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. – М.: Учпедгиз, 1960.
15. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. – 5-е изд., испр. / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2003.
16. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. Э. Розенталь. –Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд., 1994.
17. Текучёв А. В. Методика преподавания русского языка / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1980.
18. Текучёв А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1982.
19. Штоль А. А. Русский язык в таблицах: учеб.-справ. пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / А. А. Штоль. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.
20. Грамматика современного русского литературного языка / М.: Наука, 1970.
21. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова – М.: Академия, 2000.
22. Современный русский литературный язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. “Филология” / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под редакцией П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2000.
23. Современный русский язык / под редакцией Л. А. Новикова – С./П.; М.; Краснодар, 2003.
24. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
25. Словари и энциклопедии на Академике: http://dic.academic.ru/26. Проект «Порталус»: http://portalus.ru (c)