Образовательный материал


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ

Хунхенова О.П., учитель биологии высшей квалификационной
категории Боханского района Иркутской области
Введение
Одним из эффективных методов активизации познавательной деятельности является использование технологии проблемного обучения. Считаю, что нужно научить ребенка «уметь учиться». «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить», писал А. Дистервег. Для того, чтобы учение было интересным, обучение должно быть проблемным, т.е. содержать элементы исследовательского поиска. Для своих учеников стараюсь каждую учебную задачу превратить в маленькое исследование, научить их работать, а только затем, требовать результат.
Решение проблемной ситуации – не простое дело. В проблемной ситуации у учащегося либо недостаточно знаний, либо он не владеет способами действия для решения данной проблемы, или наоборот, он быстро находит решение и ему неинтересен дальнейший ход рассуждений. Поэтому важно ознакомить учащихся с сущностью технологии проблемного обучения.
Цель: изучить влияние технологии проблемного обучения на уровень усвоения знаний учащихся
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить сущность технологии проблемного обучения.
2.Изучить формы и методы организации технологии проблемного обучения на разных этапах урока, во внеклассной работе.
3.Выявить эффективность применения технологии проблемного обучения на уроках биологии.

I. Технология проблемного обучения
Работа учащихся будет наиболее успешной тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. При этом важно сама работа над проблемой, несколько её решение. Проблема может быть представлена в виде задачи, вопроса, рисунка, фотографий и т.д.
Цель технологии проблемного обучения: интеллектуальное (умственное) развитие; помощь в самопознании, самореализации.
содержание: государственный стандарт + личностный опыт ребенка.
формы работы: индивидуальные, групповые.
кредо педагога: «Я вместе с вами!»
стиль взаимодействия: диалог.
позиция ребенка: «Я сам!», личностная.



II. Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии
Любая проблема – это задача. Как правило, она описывают какое либо явление, формулировка которой содержит противоречие и предполагает ряд учебных действий, приводящих к восстановлению связей, разрешению противоречий и решению задачи.
Процесс решения любой задачи представляет собой определенную последовательность действий:
- восприятие и осмысление содержания задачи;
- поиск решения задачи;
- решение;
- проверка решения, выводы.
В ходе совместной работы с детьми, мы разработали стратегию «Идеал»:
И- идентифицируйте проблему
Д- доберитесь до её сути
Е- есть варианты решения
А- а теперь действуйте
Л- логические выводы.

2.1. Виды проблемных ситуаций на уроках биологии:
1.Ситуация – выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное.
«Юный биолог долго изучал особенности, помогающие хищным зверям при добывании пищи: силу, способность к быстрому бегу, острые зубы, цепкие когти. Сделав вывод о превосходстве хищника над жертвой, он так и не смог объяснить тот факт, что в естественных условиях численность самих хищников и их жертв остается примерно на одном уровне. Найдите ошибку юного биолога и помогите выйти из затруднения»
2.Ситуация – конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике.
«Биологи – исследователи южных континентов обнаружили удивительное явление: многие животные знойных пустынь, где не бывает суровых зим, впадают в спячку. дайте объяснение этого явления?»
3.Ситуация – неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью.
«При введении картофеля в культуру в России возникали «картофельные бунты». Почему крестьяне отказывались выращивать картофель?»
4.Ситуация – опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой либо идеи, какого либо решения.
«Известно, что для обеззараживания воды, ее нужно прокипятить. Почему кипячением воды или ее охлаждением нельзя полностью уничтожить бактерии?»
2.2. Использование проблемной ситуации на разных этапах урока биологии:
Проблемные задачи можно использовать на любых этапах урока:
- в начале урока, для создания мотива, побуждающего к активной познавательной деятельности в течении всего урока. Например, при изучении темы «Работа сердца», рассказываю учащимся о историческом случае, происшедшим в древности Везалием, который на глазах изумлённой публики, вскрывая труп, обнаружил бьющееся сердце. Ставлю вопрос «Неужели такой опытный врач мог ошибиться в констатации факта смерти? А если нет, то почему работало сердце у мёртвого человека?»
- в ходе урока, например при изучении темы «Грибы» предлагаю следующее задание: «Во время Великой отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство?»
- в закреплении пройденного материала. Например после изучения темы «Лишайники» предлагаю такой вопрос «Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?
- в качестве домашнего задания. Например, при изучении темы «Млекопитающие» даю следующую задачу «Масса тела медвежонка составляет 0,27% массы медведицы, а ягнёнка – почти 10% массы тела матери. В течении первой декады своей жизни суточная прибавка в массе ягнёнка 180 гр., а медвежонка лишь 2,5 гг. Объясните столь значительную разницу в массе и прибавке массы у ягнёнка и медвежонка».
- для повторения пройденного материала в начале урока. Как правило, начинаю с проблемного вопроса домашнего задания, затем ещё несколько заданий, которые носят обобщительный характер и в то же время связаны с темой нового урока.
Уже в 5 классе, при обучении биологии, стараюсь вводить элементы проблемного обучения, носящие больше занимательный характер, учитывая возрастные особенности.
С учащимися более старшего возраста, проблемная ситуация создаётся при рассмотрении уже изученных явлений и фактов, но под новым углом зрения, в новых связях и отношениях с целью получения новых знаний.

2.3. Использование проблемных ситуаций на основе межпредмтеных связей
Особую роль в технологии проблемного обучения играют внутрипредметные и межпредметные связи. Для того, чтобы решить проблему, необходимо использовать все ранее изученные знания и факты, связать их воедино. Предметы естественного цикла дают огромную возможность реализации межпредметных связей. Знания биологии невозможны без химии, физики, экологии, географии. Предлагаю учащимся те вопросы, при решении которых они не смогут обойтись без смежных предметов.
Например:
Ассирийский царь в начале VII в. До н.э. осадил иудейский город Иерусалим. Победа казалась была близка. Союзником иудеев был фараон Египта. Он вышел ночью с группой воинов – египтян навстречу ассирийцам и выпустил большое количество мышей. Ассирийское войско в панике внезапно отступило. Почему? (МПС история)
Суеверные люди наделяли тесто и его приготовление сверхъестественной силой, а выпечку хлеба сопровождали молитвами. Почему тесто «пыхтит» и «поднимается» при его приготовлении? (МПС Химия).
Именно такая работа выстраивает у учащихся целостность представления о взаимосвязи строения и свойств веществ, органов, организма.
На основе технологии проблемного обучения мною был разработан элективный курс «Посёлок, в котором я живу» для учащихся 9-х классов. В ходе занятий курса учащиеся изучают экологическое состояние поселка используя знания биологии, химии, географии, экономики. Программа элективного курса получила рецензию Иркутского института повышения квалификации работников образования.

III. Результативность применения технологии проблемного обучения
Использование технологии проблемного обучения позволяет обеспечить позитивную динамику учебных достижений:
А) так качество знаний по предмету составляет 72%, в таблице 1 представлено сравнение традиционного метода обучения и развивающего на основе технологии проблемного обучения.
Б) учащиеся занимают призовые места в предметных олимпиадах (таблица 2),
В) принимают участие в НПК исследовательского характера (таблица 3)
Г) а также одним из показателей эффективности технологии проблемного обучения являются стабильные результаты государственной итоговой аттестации выпускников по биологии в формате ЕГЭ (таблица 4)

Таблица 1
Сравнение традиционного метода обучения и развивающего на основе технологии проблемного обучения в общеобразовательном 7 классе
Традиционный метод обучения
7 «б» класс

Технология проблемного
метода обучения


Успеваемость –100%
Качество знаний – 60%
Средний балл – 3,4
Уровень обученности –47%
Успеваемость – 100%
Качество знаний – 80%
Средний балл – 4,2
Уровень обученности – 60%

Таблица 2
Итоги предметных олимпиад по биологии и химии
Предмет
Ф.И. учащихся
класс
Место
район.
Место
окружн.

Биология
1. Имекова Ира
9

2
2

Биология
1.Тагнарханов Игорь
2. Кодатенко Олеся
10
1
2



Биология


Химия
1.Тагнарханов Игорь


1.Акчульпанова Сания
11


9
2


3
2

биология
1.Хисматова Эля
2.Протопопова Аня
8
2
3



Ф. И учащегося
Вид творческой деятельности
Название темы
Результат

1
Кузякина Света, Васильченко Юля
Окружная НПК
«Исследователь природы»
Экология атмосферы п. Бохан.
2 место

2
Кузякина Света
Васильченко Юля
Районная НПК «Шаг в будущее»
Экология атмосферы п. Бохан.
1 место

3
Тулохонова Маша
Харлукова Аня


Районная НПК «Шаг в будущее»
«Бурятские традиции в охране природы»
2 место

4
Тарнуева Аня
НПК «Молодёжь против ВИЧ СПИДа»
«Я против СПИДа»
2 место

5
Протопопова Эля, Игнаева Вика
Районная НПК «Шаг в будущее»
«Зеркало здоровья»
2 место


Таблица 3
Участие в НПК

Таблица 4
Итоги ЕГЭ

2011
2012

Количество учащихся
7

2


Успеваемость
100%
100%

Средний балл по 100 бальной шкале
51
56

Специализация ВУЗа
2 – ИГУ биолого-почвенный факультет
1 – ИГМУ стоматол. ф-ет
1- БГУ биологи. ф-ет
2 ИГМУ: лечебный и фармацевтич. ф-ты



Заключение
Использование данной технологии эффективно для всех учащихся. Для более сильных – это повод проверить свои знания в новых условиях, для более слабых учащихся - активизировать своё мышление. Кроме того, если ситуации подобрать интересные, жизненные, то повышается мотивация к изучению предмета. При правильной организации использования технологии, урок проводится на продуктивном уровне.
Результаты применения технологии проблемного обучения
Учащиеся учатся логически мыслить, рассуждать, выстраивать причинно-следственные связи;
Развивается монологическая речь;
Материал усваивается надолго (стоит напомнить учащимся условие какой либо задачи, вспоминается весь материал);
Повышается мотивация к изучению предмета, развивается познавательная активность;
Учащиеся, хорошо усвоившие данный метод обучения успешно применяют его участвуя в предметных олимпиадах, при прохождении итоговой аттестации.

При целенаправленном использовании технологии проблемного обучения повышается качество знаний по предмету, уровень его усвояемости.







15