Образовательный материал


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»
Комплект
контрольно-оценочных средств
по
учебной дисциплине ОГСЭ. 08. МХК
(промежуточная аттестация)
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности
050144 Педагогика дополнительного образования»
дневное отделение
составитель:
Ковальчук О.А.
Санкт-Петербург
2014
Одобрено
цикловой комиссией
дисциплин
Протокол № ____ от __________________
 Председатель цикловой комиссии
________________ Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
______________________ И.А.Фирсова«____»________________________ 20____ г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ. 08. Мировая художественная культура.
КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
ДЗКОС разработаны на основании:
ФГОС СПО;
основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО;
программы учебной дисциплины.
2. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Учебная дисциплина Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом
ОГСЭ.08. Мировая художественная культура Дифференцированный зачет
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/МДК, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
Результаты обучения (умения и навыки, ПК и ОК) соответствуют ФГОС по специальности «Дошкольное образование», основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Умения и знания соответствуют ФГОС и формируются в процессе изучения учебной дисциплины.
Умения, знания (ПК, ОК для МДК) Показатели оценки результата
узнавать изученные произведения и соотносить с определенной эпохой, стилем, направлением;
Точность называния произведений искусства, аргументированность в соотнесении произведения с исторической эпохой, стилистическим направлением
узнавать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
точность характеристик стилевых направлений, аргументированность суждений.
анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности соблюдение параметров анализа художественных произведений
адекватность, обоснованность и аргументированность оценочных суждений
высказывать собственное суждение о произведениях искусства различных эпох, вырабатывать собственную эстетическую оценку; точность и конкретность, ясность и аргументированность формулировок при высказывании оценочных суждений
использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды; обоснованность отбора культурологического материала
точность и аргументированность формулировок при обосновании культурологических предпочтений
находить и анализировать информацию, необходимую для изучения и сравнения произведений искусства и повышения эффективности учебной деятельности, самообразования и саморазвития результативность информационного поиска по заданной теме
соответствие содержания найденной информации необходимым критериям
соблюдение параметров сравнения произведений искусства
ориентироваться в наиболее общих проблемах развития отечественной культуры и вырабатывать собственные эстетические и оценочные суждения; точность и аргументированность формулировок при раскрытии и обосновании общих проблем развития мировой культуры
точность и конкретность, ясность и аргументированность формулировок при высказывании оценочных суждений
выявлять взаимосвязь различных стилей, направлений и национальных школ в мировом искусстве. соблюдение параметров сравнения различных стилей, направлений и национальных школ в мировом искусстве
обоснованность и аргументированность суждений
специфика языка разных видов искусства точность и конкретность определения признаков разных видов искусства
значительные художественные произведения в отечественной культуре; точность определения названий, авторов, стилей художественных произведений и их соответствия культурно-исторической эпохе
краткие биографические сведения о творчестве выдающихся художников разных эпох; правильность и точность представления фактов из биографических сведений о творчестве выдающихся художников разных эпох
основные стили и направления в мировой художественной культуре, их характерные особенности; точность и правильность характеристик основных стилей и направлений
закономерности развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений; обоснованность сравнительных критериев культурно-исторических эпох, стилей, направлений
аргументированность закономерностей развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений
о ценностях, идеалах, эстетических нормах, характерных для различных эпох и стилей (на примере наиболее значимых произведений искусства); точность, полнота и доступность формулировок в представлении ценностей, идеалов, эстетических норм, характерных для различных эпох и стилей
точность определения названий, авторов, стилей художественных произведений и их соответствия культурно-исторической эпохе
о роли культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. точность и конкретность, ясность и аргументированность формулировок при высказывании суждений о роли культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА
I. Паспорт программы ПМ
II. Задание для сдачи дифференцированного зачета:
Часть А. Тестовые задания. Необходимо выбрать правильный ответ. Не всегда в задании правильный ответ один. Будьте внимательны!
1.Крещение Руси произошло
а. 988 году
б. 882 году
в. 884 году
2. Какой храм изменил свой внешний вид после реконструкции?
а. Покрова на Нерли
б.Дмитриевскийв.Киевская София
3. Для какой школы зодчества характерна иллюзия асимметрии?
а. Псковской
б. Новгородской
в. Владимиро-суздальской
4. Какое архитектурное сооружение относится к новгородской школе зодчества?
а. б. в.
5. Кто из иконописцев добивался создания объема благодаря нанесению на изображение белых мазков?
а. Феофан Грек
б. Дионисий
в.Рублев6. Кто из художников был придворным портретистом при Петре I?
а. И.Никитин
б. А. Матвеев
в. И.Вишняков7. Кисти, какого художника принадлежит этот портрет?

а. И.Вишнякова б. Д.Левицкого в. Ф. Рокотова8.Можно ли утверждать, что автопортрет в творчестве русских художников-романтиков – история духовной жизни общества первой половины XIX ?а. да
б. нет
9. Какие черты характерны для творчества романтиков?
а. Трагические мотивы разлада с окружающей средой
б.Утверждение воспитательной силы искусства
в. Утверждение идеи противоречивости жизни
10. Какая картина не принадлежит кисти К.Брюллова?
А. Б. В.
11. Какие произведения П.А.Федотова являются тремя вехами его творчества?
а. «Игроки»
б. «Свежий кавалер»
в. «Вдовушка»
г. «Сватовство майора»
д. «Портрет Жданович»
е. «Анкор, еще Анкор»
12.Согласны ли Вы с утверждением, что тема русского народа становится главной темой в русской литературе 60-90-х годов XIX века?
а. да
б. нет
13.К какому направлению русской пейзажной живописи можно отнести пейзажи Ф.Васильева?
а. лирический
б. эпический
14. Какое произведение принадлежит кисти Б. Кустодиева?
а. б. в.
15. Кто из художников «Мира искусства» создал самые яркие картины народной жизни и выбрал народную тему единственным сюжетом?
а. М.Врубель
б. В.Серов
в. Б.Кустодиев
16. Назовите автора предложенных произведений

а. М. Врубель
б. В.Серов
в. М. Нестеров
17. Назовите, в какой картине В.Серова особенно проявляютсяэлементы импрессионизма?
а. «Девушка, освещенная солнцем
б. «Зимой»
в. «Стог сена»
18. Назовите автора предложенных произведений

а. В.Кандинскийб. К.Малевичв. В.Серов19. В творчестве, какого художника природа наполнена особой духовностью?
а. В. Серова
б. М. Нестерова
в. М. Врубеля
20. Для кого из художников характерно обращение к русскому Северу и Древней Руси, а также отражение пантеистических представлений древних славян, одухотворяющих природу?
а. М.Нестероваб.Н.Рерихав.К.СомоваЧасть Б. Вопросы данной части требуют развернутого ответа.
1.Особенности стиля барокко.
2.Особенности стиля ампир.
3.Сформулируйте черты мировоззренческой концепции в культуре Просвещения исходя из высказывания:
«Идеи Просвещения строились на оптимистической вере в прогресс человеческого общества, борьбе разума с суеверием и фанатизмом, терпимости к инакомыслию, открытости и критике религиозных и философских догм, что способствовало развитию науки и искусства, широкому распространению знаний».
4.Назовите особенности идейных задач русского романтизма (вставьте пропущенное слово)
Русский романтизм никогда не противопоставлял себя русскому…
В русском романтизме … интересы всегда выходили на первый план и отодвигали чисто…
Слова для отбора:
а. общечеловеческое
б. просвещение
в. личное
5.Почему жанр портрета наряду с бытовой живописью, стал ведущим в творчестве передвижников?
6.Какую роль играет музыка в современном театральном и киноискусстве?
Часть С . Работа с текстом. Сочинение-рассуждение.
Задание. Прочитайте текст. Определите проблему, на которую обращает внимание автор. Выскажите свое мнение о поставленной проблеме. Объем сочинения - не более одного листа формата А 4.
Отрывок из произведения В.Вересаева «Мать».
«Сегодня утром я шел по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко: шел я в галерею смотреть её, прославленную «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. Между тем бесчисленные репродукции картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. Мне нравились только два ангелочка внизу. И вот, — я знал, — я буду почтительно стоять перед картиною, и всматриваться без конца, и стараться создать себе соответственное настроение. А задорный бесенок будет подсмеиваться в душе и говорить: «Ничего я не стыжусь, — не нравится, да и баста!..»
Я вошел в знаменитую Дрезденскую галерею. Большие залы, сверху донизу увешанные картинами. Глаза разбегаются, не знаешь, на что смотреть, и ищешь в путеводителе спасительных звездочек, отмечающих «достойное». Вот небольшая дверь в угловую северную комнату. Перед глазами мелькнули знакомые контуры, яркие краски одежд… Она! С неприятным, почти враждебным чувством я вошел в комнату.
Одиноко в большой, идущей от пола золотой раме, похожей на иконостас, высилась у стены картина. Слева, из окна, полузавешанного малинового портьерою, падал свет. На диванчике и у стены сидели и стояли люди, тупо-почтительно глазея на картину. «Товарищи по несчастью!» — подумал я, смеясь в душе. Но сейчас же я поспешил задушить в себе смех и с серьезным, созерцающим видом остановился у стены.
И вдруг незаметно, постепенно все вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара. И среди этого тумана ярко выделялись два лица — Младенца и Матери. И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым…
Он, поджав губы, большими, страшно большими и страшно черными глазами пристально смотрел поверх голов вдаль. Эти глаза видели вдали все: вставших на защиту порядка фарисеев, и предателя-друга, и умывающего руки чиновника-судью, и народ, кричащий: «Распни его!» Да, он видел этим проникающим взглядом, как будет стоять под терновым венцом, исполосованный плетьми, с лицом, исковерканным обидою.
И рядом с ним — она, серьезная и задумчивая, с круглым девическим лицом, со лбом, отуманенным дымкою предчувствия. Я смотрел, смотрел, и мне казалось: она живая, и дымка то надвигается, то сходит с ее молодого, милого лица…Из мертвого тумана женский голос спрашивал по-немецки:
—  Что это там внизу, яйцо? Мужской голос отвечал:
—  Это папская тиара.
А дымка проносилась и снова надвигалась на чистый девический лоб. И такая вся она была полная жизни, полная любви к жизни и земле…И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: «Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. Но нужно великое дело, и благо ему, что он это дело берет на себя!» И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. А когда свершится подвиг… когда он свершится, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью.
Вечером я сидел на террасе. На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное. Я сидел, и вдруг светлая, поднимающая душу радость охватила меня, — радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство. И пускай в мертвом тумане слышатся только робкие всхлипывания и слова упрека, — есть Она, есть там, в этом музее. И пока она есть, жить на свете радостно и почетно. И мне хотелось молиться ей.
Темнело. Я шел через площадь. На небе рисовались два черные, как будто закоптелые, шпили церкви святой Софии. Вот он, молчаливый музей. Окна темны, внутри тишина и безлюдье. И мне стало странно: неужели и в той комнате может быть темно, неужели ее лицо не светится?»
Ключ к тестовой части
№ вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 а 11 б,г,д2 в 12 а
3 а 13 а
4 а 14 б
5 а 15 в
6 а 16 б
7 в 17 а
8 а 18 б
9 а,в19 б
10 б 20 б
Критерии оценки части «А»
За каждый правильный ответ студент получает 1 балл

Критерии оценки части «Б»
2 балла получает студент за каждый ответ, если он точно дал характеристику стиля, направления искусства, анализировал произведение в соответствии с параметрами, аргументировано давал оценочную характеристику.
1балл получает студент, если в ответах на вопросы имеются незначительные неточности.
Критерии оценки части «С»
5 баллов ставиться, если
1. Студент  (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
2.Сформулированная студентом проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, 
в комментариях нет.
3.Студент правильно сформулировал позицию автора (рассказчика)  исходного текста по прокомментированной проблеме.Фактических ошибок,  связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
4.Студент выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его.
5. Работа студента характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения.
4 балла ставиться если:1. Студент  (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
2.Сформулированная студентом проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, 
в комментариях нет.
3.Студент правильно сформулировал позицию автора (рассказчика)  исходного текста по прокомментированной проблеме.Фактических ошибок,  связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
4.Студент выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не аргументировал его.
5.Работа студента характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка.
3 балла ставится если:
1. Студент  (в той или иной форме в любой из частей сочинения) не совсем верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
2.Сформулированная студентом проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
3.Студент не совсем верно сформулировал позицию автора (рассказчика)  исходного текста по прокомментированной проблеме.4.Студент выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста,  но не аргументировал его.
5.Работа студента не отличается смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.
0 баллов ставится если:
1. Студент  неверно сформулировал одну из проблем исходного текста.
2.Студент неверно сформулировал позицию автора (рассказчика)  исходного текста.3.Студент не смог выразить своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста,  не аргументировал его.
4.Работа студента не отличается смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.
Оценка «5» ставится, если студент набрал 37-35 баллов
Оценка «4» ставится, если студент набрал 34 – 28 баллов
Оценка «3» ставится, если студент набрал 27 - 21 баллов
Оценка «2» ставится, если студент набрал 20 баллов и ниже.