Образовательный материал

Тема: Африка. Географическое положение.
История открытия и исследования.

Цели урока: создать положительное эмоциональное отношение к
изучению географии.
-определить особенности физик – географического положения
материка и оценить его значение для природы; сформировать
знания о территории, особенности береговой линии; закрепить
умение определения географических координат.
-развивать умение выделять в тексте главное, составлять план-
схему; развивать умения работы с атласами и к/картами;
показать роль зарубежных и русских исследователей в изучении материка;
формировать умение выступать перед аудиторией.
-воспитывать гуманное отношение к народам мира.

Оборудование: карта полушарий, атласы, к/карты, учебник «География, 7
класса».

Тип урока: урок овладевания новыми знаниями с элементами
проблемного обучения, элементами развивающегося обучения.

Проблемное обучение: создание проблемной ситуации и ее решение; выбор необходимых знаний из системы ранее полученных.
Развивающееся обучение: активизация познавательной деятельности через дополнительную информацию;
Развитие умения сравнивать.

Орг. момент.

Проверка ЗУН (фронтальный опрос)

Какие материки относятся к группе южных материков? В чем особенности их положения?
Почему знания географического положения является важным?
Какие особенности природы зависят от ГП?
4. Назовите общие особенности природы южных материков.



-1-
Основная часть.
Сегодня мы приступаем к изучению первого из южных материков – материка Африка.
Я уверена, что об этом материке вы наслышаны с детства, знаете животных, обитающих там, реки этого материка.
Я начну, а кто-нибудь продолжит:
«Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасайте, доктор
Наших малышей».
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо»
Маленькие дети! «Мы живём на Занзибаре
Ни за что на свете В Калахаре и Сахаре».
Не ходите в Африку,
В Африку гулять! «Вот идёт Гиппопотам.
В Африке Акулы, Он идёт от Занзибара,
В Африке гориллы, Он идёт к Килиманджаро»
В Африке большие
Злые крокодилы
Но Африка страшна тем, кто её не знает. А мы с сегодняшнего
урока изучим все её тонкости.
- Африка – первый изучаемый материк, и мы должны определить последовательность изучения материка. Пользуясь оглавлением в учебнике, попробуйте самостоятельно определить эту последовательность. А затем мы логически построим план-схему изучения материка
ГП

История исследования


Особенности природы


Рельеф

Природные зоны


Климат


НАСЕЛЕНИЕ И
СТРАНЫ


План- схему в тетрадь.


Мы уже говорили, что природа материка зависит от одного фактора, и называется - географическое положение.
Наша цель – научится определять географическое положение, а для этого необходимо знать план описания географического положения материка.
(См. приложение в конце учебника.)

Характеристика географического положения.

А сейчас вы самостоятельно на контурных картах выполните графическое отображение ГП:
обозначить крайние точки и их координаты;
обозначить экватор и тропики;
протяженность.
м. Эль-Абъяд(Рас- Энгела) – 37 с.ш.
м. Игольный --35 ю.ш.
м.Альмади --17 з.д.
м.Рас- Хафун(Хафун) --51 в.д.
Протяженность с севера на юг 7992 км
Протяженность с запада на восток 7519 км
Протяженность по экватору 3774 км.

Учащиеся озвучивают ГП материка.

Почему изучение материка начинается с его географического положения?
- Следующую часть урока мы посвятим знакомству с историей исследования материка. Сейчас вы узнаете, откуда появилось название «Африка», как объясняется это происхождение.
(сообщение учащихся)
Древнее название материка – Ливия, было известно за 6 веков до н.э. Финикийцы в древние времена совершали далекие плаванья – обогнули всю Африку от Красного моря до Гибралтарского пролива. В 6-5 в. до н.э. греками были установлены прочные торговые и культурные связи с Египтом и Карфагеном. Ученые Геродот, Аристотель, Эратосфен изучали Африку в древности.
В середине 2 в. до н.э. Африка стала известна и римлянам, которые вели завоевательные войны, но только север материка.
И только к 7 в. н.э. началось продвижение в глубь – в Центральную и Западную Африку.


-3-
«Африка» (по арабски «Ифрикия») от слова «фарака» - разделять - Красное море отделяет Африку от Азии.
«Африги» - коренные племена
«Африа» - «безморозная».
- Итак, Африка изучается европейцами. В 15 в. – поиск путей в Индию, огибая Африку, проплыл– Васко да Гама. Диегу Кан (открыл устье Конго), Бартоломеу Диаш (обогнул южный крайний мыс Африки, назвав его мысом Бурь).
В Россию сведения об Африке проникли в середине 15-16в.в. Первый русский путешественник – Василий Поздняков – посетил Египет и оставил об этом письменное свидетельство (1559).
- середина 17 в. казанский купец Василий Гагара посетил Египет, плавал по Нилу.
- конец 17 в. книга флотского офицера Матвея Коковцева
«Достоверные известия об Алжире».
Это показывает, что контакты России с Африкой начались давно.
В конце 18 в. начинается географическое исследование Африки с научной точки зрения. Но эти открытия становились на службу колониальных держав. С местным населением жестоко расправлялись.
Немного имен европейцев-исследователей можно назвать, которые бы свои научные открытия сочетали с гуманизмом и дружеским отношением к африканцам.
И первое место можно по праву отдать Давиду Ливингстону.
(сообщение о Ливингстоне).

Все названия открытых географических объектов – африканские, это говорит о дружелюбии, равенстве ученого и местного населения. Единственное английское название «Виктория» - озеро и водопад – в честь английской королевы.
Умер Ливингстон в Африке, и в знак глубокого уважения на берегу реки Замбези был воздвигнут памятник. Стоит во весь рост в походной одежде у края водопада – Давид Ливингстон.
А о себе Ливингстон писал так:
«Я сделал много открытий, но самое главное из этих открытий заключалось в том, что я открыл хорошие качества у людей, которые цивилизованными людьми считались племенами, стоящими на низкой ступени культуры».
Большой вклад в изучение природы и жизни народов внесли русские ученые: Василий Васильевич Юнкер
Николай Иванович Вавилов
(сообщение об ученых).

-4-
- А сейчас ваше задание, предварительно, о рекордах материка Африка.
Рекорды:
1. Самая большая пустыня мира, «королева пустынь» - Сахара, с севера на юг 2 тыс. км.
2. г. Триполи – самое жаркое место в мире t +58 С.
3. Самая длинная в мире река – Нил 6671 км.
4. р. Конго-Заир дважды пересекает экватор.


2 место по многоводности в мире – Конго (Заир).
3 место по площади – оз. Виктория, 69 тыс. км.
2 место по глубине – оз. Танганьика.


Большое спасибо! Я думаю, поиск этих фактов доставил вам удовольствие, т.к. вы узнали много интересного.
И еще немного информации:
Что дал миру материк Африка:
- бронза – сплав меди и олова, 3 тыс. до н.э.;
- земледелие, 6 в. до н.э.;
- искусство прядения и ткачества;
- техника изготовления бумаги из папируса;
- египетские жрецы – первые в мире составители звездных карт;
- создание календаря;
- основные правила арифметики, действия с дробями;
- способ вычисления объемов полушария, шара, усеченной пирамиды;
- открыли фаянс и стекло;
- в Александрии – Эратосфен измерил дугу меридиана, Птолемей составил астронометрические таблицы;
- первая хирургия, бальзамация, пломбирование зубов;
- ячменное пиво;
- египетские пирамиды.

3. Заключение.
Подведение итогов.
Домашнее задание:
стр. 116-121.
оформить к/к Африки.
план описания ГП, выучить, выписать в карточку.



-5-

А перед тем, как прозвенит звонок, я хочу, чтобы вы представили и услышали Африку.
«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение».

В. Корочанцев.

Звонок. Урок окончен.
До свидания. До встречи на материке Африка.

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·< Заголовок 14 Заголовок 2Ў: 15тR Основной текст с отступомV Основной текст с отступом 2V Основной текст с отступом 34 Основной текст> Основной текст 2