Образовательный материал
-1527810-57721500Управление образования администрации Старооскольского
городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»
Познавательно-исследовательская деятельность по теме:
Путешествие на бумажную планету
(с элементами ТРИЗ)
подготовительная к школе группа
Ковальчук О.Б.,
воспитатель высшей кв. категории
МАДОУ детский сад №69 «Ладушки»
г. Старый Оскол
2015Познавательно-исследовательская деятельность
по теме: Путешествие на бумажную планету
(с элементами ТРИЗ)
подготовительная к школе группа
Аннотация: непосредственно образовательная деятельность по теме: «Что за чудо это бумага!», знакомит детей старшего дошкольного возраста с производством бумаги, учит беречь природу, изготавливая бумагу для рисования и поделок из старых газет. Познавательно – исследовательская деятельность проходит в рамках сюжетно – ролевой игры «Путешествие сквозь временное пространство».
Программное содержание: Познакомить детей с историей происхождения бумаги, научить дошкольников беречь природу; развивать творческое и логическое мышление, воображение, умение изготавливать бумагу из старых газет; воспитывать бережное отношение к природе.
Цель: сформировать у детей представления о производстве бумаги и способе его изготовления из вторичного сырья.
Образовательные задачи: расширять представления детей о знакомых бумажных предметах, познакомить с историей происхождения и производством бумаги; систематизировать знания об особенностях бумаги; формировать навыки выделения существенных признаков;
Развивающие задачи: развивать умение сравнивать и обобщать; развивать логическое и дивергентное мышление, любознательность, творческое воображение;
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приемы: эвристический, объяснительно – наглядный, мозговой штурм, д/и «Хорошо – плохо», д/и «Четвертый лишний», системный оператор.Формы и виды детской деятельности: познавательно – исследовательская; игровые упражнения, сюжетная игра, решение проблемной ситуации, экспериментирование, речевые ситуации.
Здоровьесберегающие технологии: физминутки, музыкотерапия.
Методическое и дидактическое обеспечение: слайдовая презентация «История возникновения бумаги», «Технология изготовления бумаги»; цифры на карточках для каждого ребенка; картинки с поделками, газеты, клей ПВА, крахмал, вода, 2 тазика, миксер, ситечки для просушки заготовок бумаги по количеству детей; мультимедиапроектор, ноутбук, мольберт; стульчики по количеству детей; столы для детского творчества.
Интеграция образовательных областей познание, коммуникация, безопасность, здоровье, художественное творчество, социализация.
Сценарий организации НОД:
(Воспитатель включает в розетку миксер и привлекает внимание детей)
В.: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла! (Миксер) А как вы думаете, для чего его используют? (ответы детей) Все вы говорите правильно, а ещё миксер необходим для производства чего–то очень важного для всех нас, хотите узнать чего? Тогда вам необходимо составить слово. Возьмите в контейнерах буквы. Разложите их перед собой. Составьте из них слово, которое начинается со звука [Б]. Какие вы молодцы! Оказывается, для производства бумаги нужен миксер! Хотите узнать, как используется миксер для изготовления бумаги? Для этого нам необходимо все узнать о бумаге. Я предлагаю вам отправиться в путешествие сквозь временное пространство на космическом корабле на планету «Бумаги» и узнать, как же появилась бумага! Посмотрите, у меня есть символы членов нашего экипажа, выберете тот символ, который вам понравился (пока дети прикрепляют полученные символы, объясняю их значение)
Капитан управляет космическим кораблем и ведет бортовой журнал, механики следят за исправностью нашего космического корабля, врач следит за здоровьем экипажа и безопасностью в полете, научные сотрудники занимаются исследованиями. А еще в полете нам не обойтись без шифровальщиков, т.к. нам предстоит полет в неизведанное! А вы знаете кто такие шифровальщики? Это такие люди, которые умеют расшифровывать разные символы и знаки. А я буду вашим научным консультантом. Вы можете обращаться ко мне за помощью в проблемных ситуациях.
Теперь нам нужно заполнить бортовой журнал. Его будет ввести капитан, потому что он самый ответственный и самый главный на нашей космическом корабле, и мы все ему подчиняемся. Сначала выберем название нашего космического корабля, посмотрите, в бортовом журнале предлагаются варианты: солнышко, звезда, облако. Капитан, обводи нужное название. Сколько членов экипажа отправляется в путь, доктор, пожалуйста, посчитайте и проверьте все ли здоровы? Капитан, обведите нужную цифру! В какое время года мы улетаем в путешествие? В какой день недели? Бортовой журнал заполнен. Капитан, построй, пожалуйста, экипаж в круг. Все готовы? (Да!)
Сегодня с космодрома «Радуга» отправляется космический корабль «_____________». На борту 9 членов экипажа. Внимание объявляю готовность №1.
Проверка ремней безопасности (руки на пояс, подняться на носки, опуститься на всю стопу)
Набираем скорость (руки изображают мотор + ходьба на месте)
Работают радиоволны (поднять руки вверх) Механики, как у нас работают радиоволны? Все в порядке?
Начинаем обратный отсчет: три, два. Один…старт!
Временной портал открывается! Первым идет капитан через тоннель времени, потом девочки. Мальчики, пропустите девочек!
Здесь нам оставили очень важную информацию, но, чтобы её узнать, необходимо разгадать код.
Д/и «Четвертый лишний»
- Посмотрите внимательно в контейнеры. В каждом из них находятся предметы, один из которых лишний. Найдите его и объясните, почему он лишний. Называйте цифры последовательно, чтобы шифровальщики не ошиблись. Давайте соберем все лишние предметы в отдельный контейнер. Как одним словом модно их назвать (продукты). Все эти предметы нам пригодятся в нашем временном путешествии. Шифровальщики, какой код у нас получился? Капитан. Возьми записи, пойдем, попробуем, правильно ли мы справились с заданием. Капитан, набирай код! Получилось! Сейчас мы узнаем «Технологию производства бумаги».
Просмотр презентации «Производство бумаги»
А теперь давайте проверим, все ли члены нашего экипажа запомнили последовательность процесса изготовления бумаги. Вот вам картинки, выложите цепочку производства бумаги на ковре (если дети затрудняются, задаю наводящие вопросы: из чего производят бумагу? Где её производят? Что нужно добавить, чтобы из древесины получилась бумага?). А теперь нам необходимо проверить, правильно ли наш экипаж справился с заданием. Посмотрите, пожалуйста, на схему, капитан, проверь, последовательность производства бумаги. У нас получилось, потому что наш экипаж самый дружный! Капитан, собери, пожалуйста, картинки! Отличная команда! Как у вас все замечательно получается! А вы запомнили, что для производства бумаги необходимо использовать древесину, а её нужно очень много! Поэтому люди вырубают леса. А давайте попробуем дать использованной бумаге вторую жизнь. Я вам предлагаю отправиться в лабораторию. Здесь нам и понадобиться миксер, вода, клей ПВА, крахмал, мерные ложки и газета, которую мы с вами нарвали на мелкие кусочки. Эту бумагу мы заливаем водой, добавляем крахмал, клей ПВА, перемешиваем и…взбиваем МИКСЕРОМ! Оставляем, полученную массу на два дня, чтобы газета размокла. Через два дня получиться вот такая масса (показываю заранее сделанную заготовку).
Аккуратно наносим её на решеточки. Чтобы лишняя влага стекла, и оставим просыхать. А еще через два дня у нас получаться вот такие кусочки бумаги. Вы здорово потрудились, были очень дружными во время нашего путешествия во времени. А давайте из этой бумаги сделаем «Планету -дружбы». Для этого отправляемся в мастерскую. Пазлы. Которые вы видите, изготовлены из старых газет. Давайте нарисуем на пазлах своего лучшего друга. Будьте внимательны, до конца путешествия осталось немного времени и мы можем не успеть создать «Планету – дружбы» (во время того, пока дети рисуют, спрашиваю: А кого ты рисуешь? А как зовут твоего лучшего друга? Какой у тебя замечательный друг! Будете, друг за дружку держаться, можете ничего не бояться. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Друзья познаются в беде. Друга ищи, а найдешь – береги!).Теперь давайте соберем их в единое целое. Каждому пазлу – свое место на нашей планете. Его можно найти по ответу на пример, который написан на ваших пазлах. Запишите ответ и найдите такую же цифру на «Планете – дружбы». Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась! А давайте её назовем в память о нашем путешествии, именем нашей капсулы времени. Такую планету наверняка захотят посетить хорошие добрые люди и найти здесь себе друзей!
Капитан, пожалуйста, построй команду в круг. Пора возвращаться домой! Капсула времени «_____________». На борту 9 членов экипажа. Внимание объявляю готовность №1.
Проверка ремней безопасности (руки на пояс, подняться на носки, опуститься на всю стопу)
Набираем скорость (руки изображают мотор + ходьба на месте)
Работают радиоволны (поднять руки вверх) Механики, как у нас работают радиоволны? Все в порядке?
Начинаем обратный отсчет: три, два. Один…старт!
Временной портал открывается! Первым идет капитан через тоннель времени, потом девочки. Мальчики, пропустите девочек!
Вот мы и вернулись на космодром «Радуга», символы вы можете оставить себе и поиграть в путешествие в группе!
В память о нашем путешествии я хочу подарить вам звездочки, но они все разного цвета. Нужно выбрать только одну: если вам путешествие не понравилось - возьмите зеленую, если вам понравилось и вы узнали что-то новое – возьмите желтую, а если хотите еще отправиться в такое же путешествие возьмите красную звездочку!
Список литературы.
Гин С.И. Занятие по ТРИЗ в детском саду. М.: ИВЦ Минфина,2008-112с.
Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.: Дисс. …канд.психол.наук. Москва,2005-155с.
Гударева О.В., Смирнова Е.О. Игра и произвольность современных дошкольников//Вопросы психологии-2004.№1-с.91-103.
Фесюкова Л.Б. От трех до семи. – СПб.: Кристалл,1996-446с.
Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Колобок и все-все-все или как раскрыть в ребенке творца. СПб.: Речь, 2006-144с.