Образовательный материал


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Методическая разработка
открытого бинарного семинарского занятия
по дисциплинам "Биология" и "История"
для студентов 1 курса
всех специальностей на базе 9 классов
Тема: "Основы генетики и селекции. Законы Менделя"
Авторы:
Струков Антон Юрьевич - преподаватель биологии и генетики человека с основами медицинской генетики;
Буталий Сергей Владимирович –
преподаватель истории и обществознания.
Место проведения: ККБМК, ауд. 211
Дата проведения: 20.11.2013 г.

Краснодар
2013
Одобрено на заседании
цикловой комиссии "Фармация"
Протокол № от « » _______ 2013г.
Председатель _________А. Ю. Струков
Составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов для всех специальностей на базе 9 классов.
Утверждаю:
Заместитель директора по учебной работе
___________________ М. А. Зуб
Согласовано:
начальник отдела по методической работе ККБМК
______________ Н. Н. Панжинская
Авторы:
1. Струков Антон Юрьевич, преподаватель биологии и генетики человека с основами медицинской генетики, первая квалификационная категория.
2. Буталий Сергей Владимирович, преподаватель истории и обществознания, высшая квалификационная категория.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Выписка из рабочей программы.
3. Цели занятия.
4. Карта межпредметных связей.
5. Карта внутрипредметных связей.
6. План и хронологическая карта занятия.
7. Этапы занятия.
8. Оснащение занятия.
9. Конспект занятия.
10. Литература и интернет-ресурсы.
11. Приложения.
Пояснительная записка
При изучении основ любой науки неотъемлемой частью является знакомство с историей развития данной научной дисциплины.
Биология – одна из древнейших наук, которая зародилась ещё во времена Древнегреческой цивилизации. Античность реализовала функцию первичного накопления эмпирического материала об органических явлениях и процессах. Это была еще не научная биология, но уже ее отдаленные предпосылки, хотя даже в те времена люди задумывались о наследовании признаков у различных биологических видов и человека, в частности.
Истоки знаний о наследственности весьма древние. Наследственность как одна из существенных характеристик живого известна очень давно, представления о ней складывались еще в эпоху античности. Долгое время вопрос о природе наследственности находился в ведении эмбриологии, в которой вплоть до XVII в. господствовали фантастические и полуфантастические представления.
В первой половине XIX в. стали складываться непосредственные предпосылки учения о наследственности и изменчивости — генетики. Качественным рубежом в развитии генетики оказались два очень важных, фундаментальных события. Первое — создание клеточной теории:старая идея единства растительного и животного миров получила конкретно-научное выражение в форме теории, которая базируется на том, что инвариантные характеристики органического мира должны иметь свое морфологическое выражение, проявляться в определенной структурной гомологии организмов. Второе событие — выделение объекта генетики, т.е. явлений наследственности как специфической черты живого, которую не следует растворять во множестве свойств индивидуального развития организма. Такой подход в полной мере получил свое развитие в творчестве великого чешского естествоиспытателя Грегора Менделя, знаменитые законы об изменчивости и наследственности которого сегодня знает каждый уважающий себя человек. Но все ли знают, каким человеком был Г. Мендель и почему его заинтересовали вопросы наследственности? Почему его жизнь то играла всеми красками, то становилась мрачной, как туча? Почему она напоминала лоскутное одеяло, как и Австро-Венгерская империя, в которой он проживал. Почему часть жизни Мендель провёл в скитаниях, а в итоге пришёл в монастырь? Вопросы, вопросы, вопросы... Ответить на них помогает знание истории.
В методической разработке представлен опыт проведения бинарного семинарского занятия по теме "Основы генетики и селекции. Законы Менделя"с совмещением дисциплин "Биология" и "История" с целью повышения эффективности преподавания биологии на основе использования межпредметных связей. Такой педагогический прием позволяет повысить интерес студентов к изучению учебного материала одновременно по двум дисциплинам.
Семинарское занятие разработано в соответствие с рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине "Биология". Занятие относится к разделу "Основы генетики и селекции", в рамках которого студенты изучают предмет, задачи и основные понятия генетики и селекции, законы генетики, установленные Г. Менделем, типы скрещивания, основные закономерности наследственности и изменчивости живых организмов, хромосомную теорию наследственности Т. Моргана, работы Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина и других ученых.
При разработке бинарного семинарского занятия особое внимание уделено использованию интерактивного мультимедийного оборудования, что способствует визуализации учебной информации, повышает интерес и мотивирует студентов на более глубокое изучение темы занятия.
В ходе занятия используются разнообразные педагогические технологии:
- технология проблемного обучения;
- проектно-исследовательская технология;
- технология развития критического мышления;
а также методы активного обучения:
- ранжирование по различным признакам предметов или действий;
- групповой метод;
- индивидуально-коллективный метод;
- метод "мозговой атаки" и др.
Использование инновационных педагогических технологий, методов, приемов обучения, активизации мыслительной деятельности обучающихся позволяет значительно повысить качество подготовки студентов по дисциплинам "Биология" и "История", показать место и роль биологических и исторических знаний в процессе подготовки будущих средних медицинских работников.
Выписка из рабочей программы


Дисциплина: "Биология".
РазделIII "Основы генетики и селекции".
Семинарское занятие № 5 – 2 часа.
Тема: "Основы генетики и селекции. Законы Менделя".

Содержание учебной информации
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Изучив тему, студент должен знать:
основные закономерности наследования признаков;
важнейшие термины генетики;
типы взаимодействия генов;
основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
разделы селекции как науки;
современные достижения селекции;
центры происхождения культурных растений;
уметь:
решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание;
соотносить культурные растения с центрами их происхождения;
производить простейший искусственный отбор сельскохозяйственных растений и животных.
Цели занятия

Образовательные:
1. Закрепить, углубить и расширить знания студентов об исторических предпосылках и современных научных представлениях о наследственности живых организмов.
2. Проанализировать исторические аспекты формирования науки генетики и науки селекции.
3. Оценить уровень знаний студентов по данной теме.

Методические:
Показать методику применения инновационных образовательных технологий в образовательном процессе, таких как проблемное обучение, технологии развития критического мышления, проектно-исследовательской технологии, информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов.
Продемонстрировать использование межпредметных связей для повышения эффективности преподавания учебных дисциплин.
3. Ознакомить педагогов с методикой развития у студентов навыков самостоятельной работы.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у студентов широты кругозора, логического мышления, научного мировоззрения и научных представлений о наследственности живых организмов.
2. Продолжить развивать умение работать с мультимедийным оборудованием.
3. Повысить эффективность самостоятельной работы студентов в ходе поисково-исследовательской деятельности.

Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию гуманности у студентов.
2. Способствовать формированию уважительного отношения к историческим личностям - ученым, внёсшим большой вклад в развитие науки биологии.
Карта межпредметных связей
БИОЛОГИЯ
ФИЗИКА
ХИМИЯ
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
МИКРОБИОЛОГИЯ
генетика человека с основами медицинской генетики
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ
ОСД
ФАРМАКОГНОЗИЯ
ИНФОРМАТИКА


ИСТОРИЯ

Карта внутрипредметных связей
Основы экологии
Бионика
История развития жизни на Земле


Основы генетики и селекции


Учение о клетке

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

План и хронологическая карта занятия
№ п/п Этапы занятия Время (мин.)
1. Организационная часть. 3
2. Объявление темы и целей занятия, начальная мотивация. 5
3. Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний). 10
4. Основная часть занятия. 62
5. Подведение итогов, выставление оценок с комментариями. 7
6. Домашнее задание. 3
Итого: 90
Этапы занятия
№ п/п Этап занятия Использование оборудования
I. Организационная часть. -
II. Объявление темы и целей занятия, начальная мотивация. На интерактивной доске демонстрируются слайды:
1) с темой семинарского занятия;
2) с целями семинарского занятия;
3) с определениями генетики и селекции.
III. Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний). На интерактивной доске демонстрируются слайды с основными терминами генетики.
IV. Основная часть занятия. IV.1 "Г. Мендель – основоположник науки генетики" На интерактивной доске демонстрируются слайды:
1) с портретом Г. Менделя;
2) сопровождающие выступление студентов с рефератом "Г. Мендель: страницы истории".
IV.2 "Изучение законов Менделя" На интерактивной доске демонстрируется слайд с заданием на сопоставление.
На магнитной доске моделируются опыты Менделя (используются магниты разных цветов и мел).
IV.3 "Изучение типов скрещивания" На интерактивной доске демонстрируется слайд с различными типами скрещивания.
IV.4 "Н.И. Вавилов и центры происхождения культурных растений" На интерактивной доске демонстрируются слайды:
1) с портретом Н.И. Вавилова;
2) сопровождающие выступление студентов с рефератом "Н.И. Вавилов: жизнь и трагедия";
3) с центрами происхождения культурных растений, обозначенными на карте;
4) с заданием на сопоставление.
IV.5 "И.В. Мичурин – великий русский селекционер" На интерактивной доске демонстрируются слайды, сопровождающие выступление студентов с рефератом "И.В. Мичурин: вехи жизни".
V. Подведение итогов, выставление оценок с комментариями. -
VI. Домашнее задание. Демонстрируется слайд с домашним заданием.
Оснащение занятия
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Магнитная доска.
4. Цветные магниты круглой формы.
5. Мел.
6. Технологическая карта семинарского занятия.
7. Рабочая и примерная программы по дисциплине "Биология".
Конспект занятия
I. Организационный момент.Преподаватель 1 (здесь и далее Струков А. Ю.) осматривает внешний вид студентов, приветствует их и отмечает отсутствующих.
II. Объявление темы и целей занятия, начальная мотивация и актуализация.

Вступительное слово преподавателя 1:
"Сегодня мы с вами проведём довольно необычное занятие - открытое бинарное семинарское занятие на тему "Основы генетики и селекции. Законы Менделя", причем семинар одновременно будет по двум дисциплинам – биологии и истории. Поэтому и работать с вами сегодня будет два преподавателя – я и Сергей Владимирович Буталий, преподаватель истории и обществознания, кандидат исторических наук".
Демонстрация слайда с темой семинарского занятия.
Демонстрация слайда с целями семинарского занятия.
Преподаватель 1: "На лекции № 11, которая вам была задана на дом, мы с вами подробно разобрали основы такой биологической науки, как генетика".
Вопрос студентам:
- Кто мне сформулирует определение науки генетики? (Предполагаемый ответ: генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость живых организмов и механизмы управления этими процессами).
Преподаватель 1: "В сентябре на лекции № 1, когда мы рассматривали различные биологические науки, мы упоминали селекцию".
Вопрос студентам:
- Кто мне сформулирует определение науки селекции? (Предполагаемый ответ: селекция – наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и сортов культурных растений).
Демонстрация слайда с двумя определениями – генетики и селекции.
Преподаватель 1.
Вопрос студентам:
- Как вы думаете, связаны ли эти науки между собой? (Предполагаемый ответ: связаны).
- А какая наука была первичной? (Предполагаемый ответ: генетика)
Преподаватель 1: "Верно. Таким образом, мы можем сделать вывод, что генетика является теоретической основой для селекции".
Один из студентов выходит к доске и ставит на слайде стрелку, направленную от генетики к селекции.
III. Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний).

Преподаватель 1 показывает студентам карточки (слайды) с основными терминами генетики, студенты дают им определения. И наоборот: преподаватель говорит определения, студенты называют термины.
IV. Основная часть занятия.
IV.1 Г. Мендель – основоположник науки генетики.Преподаватель 1:
Вопрос студентам:
- Какой ученый считается основоположником науки генетики? (Предполагаемый ответ: Грегор Мендель)Демонстрация слайда с портретом Г. Менделя.

Вступительное слово преподавателя 2 (здесь и далее – Буталий С. В.):
"Грегор Мендель. Его знаменитые законы об изменчивости и наследственности сегодня знает каждый уважающий себя человек. Причём часто имя первооткрывателя стирается, забывается, а результаты остаются. Но нас интересуют не законы. Нас интересует личность человека. Почему его жизнь то играла всеми красками, то становилась мрачной, как туча? Почему она напоминала лоскутное одеяло, как и Австро-Венгерская империя, в которой он проживал. Почему часть жизни Мендель провёл в скитаниях, а в итоге пришёл в монастырь? Что подвигло его заняться селекцией? Вопросы, вопросы, вопросы...Но для того мы и ступили на тропу исследования, чтобы ответить на них. О своём увлекательном путешествии в прошлое вам поведают студенты Демченко Александр и Шигапов Виталий".
Выступление студентов с рефератом "Г. Мендель: страницы истории".

IV.2 Изучение законов Менделя.
Студенты выполняют задание на слайде, сопоставляя номера и названия законов Менделя.
Далее преподаватель 1 со студентами моделируют опыты Менделя с горохом и выводят три закона. Каждый закон студенты описывают на доске с помощью генетических обозначений.

IV.3 Изучение типов скрещивания.
Преподаватель 1:
Вопрос студентам:
- Какие типы скрещивания вы знаете? (Предполагаемый ответ: моногибридное, дигибридное и полигибридное).
Преподаватель 1 разбирает со студентами этимологию каждого термина, после чего студенты дают определение каждому термину.
Вопрос студентам:
- Давайте вновь обратимся с вами к законам Менделя. Какие из них связаны с моногибридным, а какие – с полигибридным скрещиванием? (Предполагаемый ответ: I и II законы – с моногибридным скрещиванием, III закон – с полигибридным скрещиванием).
IV.4 Н.И. Вавилов и центры происхождения культурных растений.
Преподаватель 1: "Горох, как и другие культурные растения, имеет свою историческую родину – центр происхождения. Наибольший вклад в изучение центров происхождения культурных растений внёс советский ученый Николай Иванович Вавилов".
Демонстрация слайда с портретом Н.И. Вавилова.
Преподаватель 2: "Николай Иванович Вавилов. Человек – легенда. Теоретик и практик, член зарубежных академий. Со временем у себя на родине оказался не нужен и умер в тюрьме от голода, хотя на протяжении всей жизни пытался накормить человечество. Как и все великие люди начинал с азов в науке, но постепенно всем становилось ясно, что на небосклоне зажглась новая научная звезда грандиозного масштаба. А там где талант – там всегда зависть и неприятие. О пути Николая Ивановича Вавилова, его становлении и трагедии расскажут студенты Сугян Кима и Москатова София".
Выступление студентов с рефератом "Н.И. Вавилов: жизнь и трагедия".
Преподаватель 1: "Итак, Н.И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений.
Демонстрация слайда с центрами происхождения культурных растений, обозначенными на карте.
В частности, горох произошёл в Юго-Западноазиатском центре. Давайте с вами вспомним, где же произошли другие хорошо известные нам культурные растения".
Студенты выполняют задание на сопоставление культурных растений и центров их происхождения.

IV.5 И.В. Мичурин – великий русский селекционер.
Преподаватель 2: "Иван Владимирович Мичурин. У кого при этой фамилии не возникает ассоциация со знаменитыми сортами яблок. "Вечный селекционер", - так охарактеризовал его один из современников. Но откуда такие знания, если по рамкам того времени он даже не получил классического образования? Откуда эта страсть к селекции? Кто помогал и подсказывал ему в его начинаниях? И, пожалуй, два всегда животрепещущих вопроса: взаимоотношения власти и Ивана Владимировича Мичурина, и второй вопрос – все ли сорта оказались так хороши, как хотелось бы? Об этом расскажут студенты Катунова Ксения и Егиян Эсма".

Выступление студентов с рефератом "И.В. Мичурин: вехи жизни"

Преподаватель 2: "А теперь давайте сравним судьбы И.В. Мичурина и Н.И. Вавилова. Оба жили в советское время, оба получили сначала для своей деятельности карт-бланш. Но позже происходит некий водораздел: Мичурин умирает в почете, а Вавилов гибнет в тюрьме. Как вы думаете, в чём здесь причина?"

Дискуссия: студенты проводят аналогию между судьбой двух ученых -
Н.И. Вавилова и И.В. Мичурина, пытаясь оценить их вклад в развитие генетики и селекции и отношение к каждому из них со стороны советского правительства.
V. Подведение итогов, выставление оценок с комментариями.
Преподаватель 1: "Итак, наше занятие постепенно подходит к концу. Сегодня большое внимание мы уделили основному предмету науки генетики – наследственности живых организмов и рассмотрели исторические аспекты развития генетики, а также жизнь, вклад и значение наиболее выдающихся ученых, работавших в области генетики и селекции.

Вопрос студентам:
- А как вы думаете, чем занимается современная генетика и селекция?
(Предполагаемые ответы: выводит новые сорта растений, породы животных, изучает гены и признаки живых организмов и человека и т. п.)
- А вносит ли какой-нибудь вклад генетика в медицину?
(Предполагаемый ответ: да, вносит; генетика изучает наследственные заболевания человека, причины их развития и способы их предотвращения).

Далее преподаватель 1, совещаясь с преподавателем 2, оглашает итоговые оценки за семинарское занятие и комментирует их.
VI. Домашнее задание.

Преподаватель 1:"Запишите домашнее задание".

Демонстрация слайда с домашним заданием.
Заключительное слово преподавателя 1:
"Наш семинар окончен, до свидания".

Литература и Интернет-ресурсы
Литература для преподавателя
1. Чебышев Н. В., Гринева Г. Г., Козарь М. В., Гуленков С. И. "Биология". М. МИА, 2010 г.
2. Либберт Э. "Основы общей биологии", Мир, 1982 г.
3. ХаррисонУайнер Д. "Биология человека", 1979 г.
4. Батуев А. С. «Человек». М. Дрова 1997 г.
5. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. "Общая методика преподавания биологии", М.: Просвещение, 1972 г.
6. Холл Д. "История Юго-Восточной Азии". М. Академкнига, 1958 г.
7. "Сто великих ученых". Смоленск, Вече, 2012 г.
8. "50 гениев, потрясших мир". М. Наука, 2013 г.
9. "Дело о реабилитации Н.И. Вавилова" / газета "Известия", № 3, 1990 г.
10. Шноль С. Э. "Герои, злодеи, конформисты российской науки". М. Крон-Пресс, 2001 г.
Литература для студентов
Обязательная литература:
1. Н. Д. Андреева. "Биология", 10 -11 класс. М. Мнемозина, 2010 г.
2. Конспект лекции.
Дополнительная литература:
1. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н.И. "Общая биология", М., 2008 г.
2. Беляев Д. К. "Общая биология", М. Просвещение, 2002 г.
3. Пехов А. П. "Биология". М. ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.
4. "Занимательная генетика". М. Наука, 2011 г.
5.Ленц. "Медицинская генетика", Медицина, 1984 г.
6. Фогель Ф., Мотульски А. "Генетика человека" в 3-х томах, Мир, 1990 г.
Интернет-ресурсы
1. www.sbio.info
2. www.antropologic.ru3. www.pedsovet.org
4. www.scool-collection.edu.ru5. www.krugosvet.ruПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта семинарского занятия

Дисциплина: биология.
Специальность: для всех специальностей на базе 9 классов.
Курс: 1 Семестр: I
Тема: "Основы генетики и селекции. Законы Менделя".
Группа: фарм А-11.
Преподаватель: Струков А. Ю.
Продолжительность: 90 мин.
Место проведения: учебная аудитория в ККБМК.

Цели учебного занятия.
Образовательные:
1. Закрепить и расширить знания студентов об исторических и современных научных представлениях о наследственности живых организмов.
2. Проанализировать аспекты исторического формирования науки генетики и науки селекции.
3. Оценить уровень знаний студентов по данной теме.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у студентов широты кругозора, логического мышления, научного мировоззрения и научных представлений о наследственности живых организмов.
2. Продолжить развивать умение работать с интерактивной доской и другим мультимедийным оборудованием.
3. Совершенствовать самостоятельную работу в ходе поисково-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию гуманности у студентов.
2. Способствовать развитию уважительного отношения к историческим личностям (ученым), внёсшим большой вклад в развитие науки биологии.
Требования к знаниям и умениям.
Усвоив материал занятия, студенты должны:
знать:
1) предмет, методы и задачи генетики;
2) закономерности наследственности и изменчивости живых организмов;
3) важнейшие термины генетики;
4) законы Менделя и дополнения к ним;
5) центры происхождения культурных растений;
уметь:
1) отличать сорта растений и породы животных от видов;
2) соотносить культурные растения с центрами их происхождения;
3) решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание.
Образовательная технологии:технология проблемного обучения, проектно-исследовательская технология, технология развития критического мышления.
Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, объяснение, дискуссия, сравнение, демонстрация (слайдов, таблиц, плакатов, моделей и макетов), самостоятельная работа, методы активного обучения.Средства обучения.
1. Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы, плакаты.
2. Технические средства обучения: интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийные презентации, обучающие компьютерные программы.

Литература.
Основное учебное издание:Андреева Н. Д. "Биология". М.: Мнемозина, 2010 г.
Дополнительная литература: 1) Ленц. "Медицинская генетика", Медицина, 1984 г. 2) Фогель Ф., Мотульски А. "Генетика человека" в 3-х томах, Мир, 1990 г.
Межпредметные связи: генетика человека с основами медицинской генетики, история.
Внутрипредметные связи: история развития жизни на Земле, размножение и индивидуальное развитие организмов, учение о клетке, основы экологии, бионика.
Хронологическая карта занятия
№ п/п Этапы занятия Время (мин.)
1. Организационная часть 2-3
2. Объявление темы и целей занятия, начальная мотивация и актуализация 3-4
3. Актуализация опорных знаний
(контроль исходного уровня знаний) 10-15
4. Основная часть 55-65
5. Подведение итогов, выставление оценок с комментарием 5-7
6. Задание на дом 3-4
Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)
Фронтальный опрос студентов по основным понятиям и терминам генетики.
Содержание занятия
ВЫСТУПЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С РЕФЕРАТАМИ
Студенты выступают с заранее приготовленными рефератами и мультимедийными презентациями по следующим темам:
1. Г. Мендель: краткая биография, основные работы.
2. Работы В. И. Мичурина.
3. Н. И. Вавилов.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС СТУДЕНТОВ
Примерные вопросы для индивидуального опроса.
1. Кто считается основоположником генетики?
2. Дать определение науке генетике.
3. Что такое наследственность?
4. Дать определение гену в материальном плане.
5. Что такое аллельные гены?
6. Какие организмы называют гомозиготами, а какие гетерозиготами?
7. Что такое генотип?
8. Дать определение фенотипу.
9. Что такое генофонд?
10. Дать определение геному.
11. Что такое кариотип?
12. С каким растением работал Мендель во время своих знаменитых опытов по скрещиванию?
13. Как называется первый (второй, третий) закон Менделя? Дайте его формулировку.
14. Что такое моногибридное (дигибридное, полигибридное) скрещивание?
15. С каких двух позиций можно рассматривать селекцию?
17. Что является теоретической основой селекции?
18. Перечислить классические методы селекции.
19. Какие разделы включает в себя наука селекция?
20. Какие две формы искусственного отбора вы знаете?
Домашнее задание
1. Лекции № 11 и № 14.
2. Материал учебника (§ 38 - § 39 , стр. 174 - 182).
3. Написание рефератов по темам: 1) Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. 2) Драматические страницы в истории развития генетики. 3) Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.