Образовательный материал
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ФОЛЬКЛОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В.Ведерникова
ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга
Обновление литературного образования в школе предполагает обращение к освоению литературы как искусства слова. Изучение литературно-фольклорного взаимодействия - это существенная сторона анализа литературного произведения, способствующая активизации эстетической и оценивающей коммуникации, интереса к образному слову авторов произведений разных жанров.
В методике изучения литературы вопрос о литературно – фольклорном взаимодействии является более сложным и менее разработанным. Учебные программы по литературному чтению (1-4 классы) и литературе (5-11классы) дают возможность ознакомить учащихся с различными формами взаимодействия при рассмотрении фольклорной основы произведений. [1] В круг чтения включены произведения писателей, обнаруживающих признаки художественного фольклоризма (связь с такими микроэлементами фольклорной традиции, как представления, формулы, мотивы, сюжет, текст) и этнографический фольклоризм (отражение народного быта, включение в художественный мир изображения фрагментов обрядов, танцев, праздников, народных игр). Уже в 1-4 классах учащиеся наблюдают связи фольклора и литературы в процессе анализа текстов, в 5-8 классах, познакомившись глубже с разными фольклорными жанрами, приходят к выводу, что народные сказки, песни, былины, загадки, пословицы оказывают влияние на творчество писателей. В 9-11 классах развивается понимание роли фольклорных традиций в историко-литературном процессе.
Необходимо отметить вклад в изучение литературно-фольклорного взаимодействия составителей программ по литературному образованию под редакцией А.К.Кутузова и М.Б.Ладыгина, в которых для анализа фольклорных явлений в литературе предусмотрены курсы (5 класс – “Фольклор и литература”; 6 и 7 классы – “Миф-фольклор-литература”; 8 класс – “Литература и традиция”), разделы (6 класс – “Связь и взаимодействие литературы и фольклора), вопросы для обсуждения ( например, “Мифология, фольклор, литература. Их связь и взаимодействие”; “Характер в литературе и фольклоре”; “Традиции и развитие литературы”; “Народно-поэтические традиции в литературе”; “Истоки русского романтизма, его национальное своеобразие, ориентация на фольклор”; “Особенности построения художественного мира литературных произведений на фольклорной основе”), творческие практикумы (“Создание современной сказки с использованием традиционных фольклорных образов”), читательские конференции (“Фольклор и литература”). В раздел “Теория литературы” включены понятия, имеющие отношение к проблеме фольклоризма (“Сказка писателя и сказка народная. Композиция произведения”, “Развитие понятия о народности литературы”, “Проблема традиций и новаторства в литературе”). Определен также круг умений: учащиеся должны уметь указать особенности национальной традиции в творчестве писателя, применять при анализе произведения такие понятия, как фольклорная традиция, художественный мир на фольклорной основе, использование фольклорных тем, образов и художественных средств в литературном произведении.
Для решения методических задач в вопросах литературно-фольклорного взаимодействия учителю необходимо иметь ввиду следующие теоретические положения: Сознательное обращение писателя к фольклору принято называть фольклоризмом (литературно-фольклорным взаимодействием).
Обращение писателей к фольклору обусловлено социально-историческими, историко-литературными и творческими обстоятельствами.
Фольклор в совокупности своих традиций, отражающих единую картину мира, то есть подчиненных единой системе смыслов, воздействует на особенности историко-литературного процесса, эстетических принципов направлений, на общественные и эстетические воззрения писателей, способствует развитию жанров литературы, обогащению ее формальных и художественных средств, изображению художественного мира.
Выявление фольклоризма писателей имеет важное методологическое значение, являясь одним из способов определения национальной самобытности и степени эстетической развитости разных литератур. Методологический аспект проблемы обусловлен тем, что фольклоризм как одна из эстетических категорий литературы есть изменчивое явление, зависящее от исторических условий развития литературы. В зависимости от степени и способа взаимодействия литературы и фольклора в различные исторические периоды выявляются и неодинаковые эстетические уровни и типы фольклоризма. Понятие "эстетический уровень" подразумевает ту или иную степень усвоения народных традиций. На генетическом уровне усвоение принципов народной поэзии происходит на основе непосредственного восприятия (жанровая и образно-стилистическая преемственность, стилизация). На контактном уровне усвоение традиций фольклора представляет собой их творческое преодоление, при котором автор использует фольклорные образы, сюжеты, изобразительно-выразительные средства в зависимости от собственных замыслов. На типологическом уровне происходит органичное восприятие фольклорной традиции, ее внутренней природы, вытекающее закономерно из общности признаков литературы и фольклора. В этом случае авторские произведения, будучи очень близкими по своему духу к народному искусству, совпадают с ним типологически. Тип фольклоризма означает способ взаимоотношений литературы и фольклора, также обусловленный факторами исторического характера. Выделяются типы фольклоризма: "эмпирический", означающий бессознательное подражание, характерное для древних, ранних периодов; функциональный, основанный на сознательном использовании фольклорной традиции (прямое цитирование, обработка сюжетов и сюжетных ситуаций, употребление жанровых форм и аналогий к фольклорным образам); "скрытый", "эстетически усложненный", предполагающий трансформацию народного источника (например, фольклорные реминисценции), переосмысление, трудно поддающихся истолкованию, объяснению без изучения творческой лаборатории писателя в целом. В ранних литературных формах преобладающим в отношениях с фольклором является уровень генетический и "эмпирический" тип фольклоризма, в процессе становления литературной системы на первый план выдвигается контактный уровень и функциональный тип фольклоризма, для развитой литературы более всего характерен типологический уровень, при этом жанровая и образно-стилистическая преемственность, трансформации представляют собой следствие сознательно применяемого писателями художественного приема. [2]Таким образом, из вышеперечисленного следуют методические выводы: важно не просто констатировать факт фольклоризма того или иного писателя (указать фольклорный источник), прежде всего необходимо определить уровни и типы фольклоризма, характеризующие глубину и многообразие усвоения эстетического наследия народного творчества и развитость самой литературной традиции; изучать фольклоризм литературы следует многосторонне, раскрывая мифопоэтические смыслы, к которым отсылает автор при обращении к фольклорной традиции, смысловую, композиционную, стилистическую функции фольклорных элементов в произведении.
Для организации обсуждения литературно-фольклорного взаимодействия следует проводить традиционные и нетрадиционные уроки: интегрированные (например, с целью рассмотрения фольклорного материала в литературной, изобразительной, музыкальной интерпретации), проблемные уроки-исследования (с целью выявления функций фольклорных элементов в литературном тексте, сравнения фольклорных и литературных текстов), уроки творчества (с целью создания литературных стилизаций). При этом наиболее актуальными видами анализа являются: мифопоэтический и контекстный; композиционный и стилистический. Для активизации познавательной деятельности могут быть использованы следующие методические приемы: фольклорно-мифологический комментарий, образно-сюжетное и стилистическое сопоставление, постановка проблемных вопросов и заданий (например, Почему автор вводит народную песни в свою повесть?; Прокомментируйте, как фольклорные элементы проявляются в образах, языке (лексике, фразеологии), Рассмотрите фольклорные черты в композиции, Определите фольклорный характер эпитетов, сравнений, метафор (синтаксиса)), иллюстрирование, инсценирование, сочинение собственного произведения на фольклорной основе, дополнение прочитанного текста близким к фольклору фрагментом, диспут (Влияние фольклора на творчество “нефольклорного” писателя), учебная конференция на уроках-обобщениях (Роль фольклора в творчестве писателя), систематизация заданий для групповой работы (например, Зад.1. Найдите элементы народно-поэтического стиля в повести? Зад.2. Какие образы и мотивы образуют антитезу? Зад.3. Что общего в фольклорных и литературных образах? Зад.4. В чем своеобразие фольклоризма писателя?)Анализ литературно-фольклорного взаимодействия способствует углублению понимания литературы как искусства слова, поскольку обусловливает глубокое проникновение в образно-сюжетную структуру, стиль произведений и осмысление фольклорно-авторских интерпретаций. При исследовании явлений фольклоризма с учащимися неотделимыми оказываются литературоведческие и методические задачи. Учителю предстоит их решать творчески, самостоятельно, начиная с отбора необходимого художественного материала, так как выбрать его придется из многих фактов, наблюдений.
Литература
1.Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост.Т.В.Игнатова. - М.:Дрофа,2001; Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы / Сост.Т.А.Калганова. - М.: Дрофа, 1998; Коми язык. Чтение. Программа для 1-4 классов.-Сыктывкар, 2001; Программы. Коми литература. 5-11 классы. - Сыктывкар, 1994.
2. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. - М.: Наука, 1981; Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980; Роль фольклора в развитии литератур народов СССР: Сб.тр. - М.: Наука,1975.