Психолого — педагогическая диагностика как условие эффективного управления процессом обучения и воспитания
Психолого - педагогическая диагностика как условие эффективного управления процессом обучения и воспитания
Изучение студентов проводится в педагогике и психологии с различными целями. В одних случаях стоят задачи определить или уточнить закономерности обучения, воспитания и развития студентов. В результате таких исследований формируются принципы и правила учебно – воспитательной работы, создаются типологии студентов на основе существенных психолого – педагогических признаков, изменяются содержание и методы работы педагогов, внедряются экспериментальные программы и т.д. Такие исследования, направленные на совершенствование теории и основ методики учебно – воспитательной работы, нередко требуют специальной разработки новых методов изучения деятельности педагогов и студентов, тщательной проверки и доказательств как эффективности самих методов, так и достоверности и представительности собранного материала.
В практике колледжа такие исследования встречаются в тех случаях когда педагоги проводят психолого – педагогические эксперименты.
Изучение личности студентов в целях совершенствования управления уже сложившимся учебно – воспитательным процессом правильнее было бы назвать психолого – педагогической диагностикой. Отличие диагностики от исследования( хотя студенты изучаются в обоих случаях) заключается в следующем:
Психолого – педагогическая диагностика требует уже проверенных на практике методик, эффективность которых подтверждена опытом ;Эти методики, рассчитанные на широкое применение, должны быть просты и доступны рядовым педагогам, позволят делать выводы и рекомендации по совершенствованию учебно – воспитательной работы в конкретной группе, с конкретными студентами, т.е. ставить педагогический диагноз;
Методики должны быть по возможности стандартными, давать сопоставимые результаты, что важно как при проведении повторных диагностических срезов, так и при сопоставлении результатов диагностики в отдельных группах и учебных заведениях, и имеет особое значение для управления учебно – воспитательной работой на всех уровнях.
Результаты психолого – педагогической диагностики в своём сопоставлении дают информацию об особенностях состояния контингента студентов, результатах учебно – воспитательной работы школы (при изучении нового набора) и колледжа ( при изучении контингента студентов).