Анализ мониторинга удовлетворенности учебно-воспитательным процессом
МБОУ
СОШ № 78
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 78» (МБОУ СОШ № 78)
ул. Макаренко, 28, г. Новосибирск, 630027
Тел/факс 272-44-55; е-mail: sch_78@mail.ru
АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ
МБОУ СОШ № 78 УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Поэтому качество образования – это комплексная характеристика условий образования, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей и связана с восприятием людьми своего образовательного статуса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
В соответствии с таким пониманием качества образования в апреле 2014 года было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности педагогов учебно-воспитательным процессом в образовательной организации.
Цель исследования: изучение степени удовлетворенности педагогов учебно-воспитательным процессом в МБОУ СОШ № 78.
Задачи исследования:
определить степень удовлетворённости педагогов деятельностной стороной образовательного процесса;
определить степень удовлетворенности организационной стороной образовательного процесса;
определить степень удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса;
определить степень удовлетворенности административной стороной образовательного процесса;
определить степень удовлетворенности образовательным процессом в целом.
Метод исследования: социологический метод анкетного опроса.
Педагогам было предложено ответить на следующие вопросы, выражающие их отношение к различным сторонам образовательного процесса в школе.
I.
Учебный процесc в школе хорошо организован.
Цели образовательного процесса соответствуют потребностям учеников и реально выполнимы.
Учителю предоставлено достаточно возможностей для отбора содержания учебного материала по предмету, который он преподаёт.
За результаты своей педагогической деятельности отвечаю я сам.
Используемые методы обучения обеспечивают мне успешное решение задач образовательного процесса, достижение хорошего результата.
В целом я удовлетворён тем, как работают ученики по моему предмету.
Я имею возможность полно проявить свои знания, умения и способности при организации учебного процесса.
Моя работа доставляет мне удовольствие.
Я считаю себя причастным к организации образовательного процесса в школе.
II
Меня устраивают условия труда в школе.
Обязанности и функции среди учителей распределены оптимально.
Я имею возможность повышать квалификацию, свой образовательный уровень.
При существующей в нашей школе материально-технической базе учитель может добиться хороших результатов.
Рабочий день в школе построен рационально для учителей и для учеников.
В нашей школе налажены отношения с другими образовательными учреждениями и организациями.
В школе уютно, красиво, чисто.
Достаточное внимание уделяется работе с родителями, их информируют о деятельности школы.
III
В нашей школе, в нашем коллективе я чувствую свою собственную ценность.
Администрация относится ко мне с уважением.
Я ощущаю поддержку своих коллег в совместной работе.
Мои отношения с учениками меня устраивают.
Отношение ко мне со стороны большинства родителей можно назвать справедливым, доверительным.
В школе хороший психологический климат, доброжелательная атмосфера.
Мне нравится работать в этом педагогическом коллективе.
Крупные конфликты — редкость в нашей школе.
IV
Деятельность администрации направлена на повышение статуса школы и способствует её развитию.
Контроль за образовательным процессом ведётся своевременно и правильно.
Учителя нашей школы участвуют в принятии управленческих решений, способствующих развитию образовательного процесса.
В школе организован чёткий и оперативный обмен информацией, необходимой для работы.
Учитель в нашей школе самостоятелен в работе.
Планирование и организацию образовательного процесса в школе можно назвать эффективными (соответствуют современным требованиям).
У меня достаточно возможностей высказать и доказать свою точку зрения при обсуждении и принятии каких-либо решений в школе.
В школе созданы условия для творческой деятельности учителей.
В школе созданы условия для распространения передового педагогического опыта.
Администрация озабочена охраной здоровья членов педагогического коллектива.
В анкетировании приняли участие 20 педагогов МБОУ СОШ № 78, что составляет 57,1% от общего числа работающих членов коллектива.
Педагогам были предложены утверждения по 4 блокам. 1блок – оценка
удовлетворенности образовательным процессом в школе. 2 блок – оценка удовлетворенности условиями труда в образовательном учреждении. 3 блок – оценка психологического климата в коллективе. 4 блок – удовлетворенность деятельностью администрации в образовательном учреждении.
Оценка удовлетворенности образовательным процессом в образовательном учреждении.
Качество образовательного процесса характеризуется качеством учебного процесса и успешностью его результатов.
утверждения согласен не согласен затрудняюсь ответить
Учебный процесс в школе хорошо организован 45% 50% 5%
Цели образовательного процесса соответствуют потребностям учеников и реально выполнимы 70% 25% 5%
Учителю предоставлено достаточно возможностей для отбора содержания учебного материала по предмету, который он преподает 70% 25% 30%
За результаты своей педагогической деятельности отвечаю я сам 90% 5% 5%
Используемые методы обучения обеспечивают мне успешное решение задач образовательного процесса, достижение хорошего результата 70% 20% 10%
В целом я удовлетворен, как работают ученики по моему предмету 85% 10% 5%
Я имею возможность полно проявить свои знания, умения и способности при организации учебного процесса 55% 35% 10%
Моя работа доставляет мне удовольствие 85% 5% 10%
Я считаю себя причастным к организации образовательного процесса 50% 35% 15%
Оценка удовлетворенности условиями труда в образовательном учреждении.
В ходе исследования преподавателям предлагались утверждения связанные с организацией условий работы, взаимодействия с другими образовательными учреждениями, повышения образовательного уровня, интереса к работе и удовлетворенность ею.
утверждения согласен не согласен затрудняюсь ответить
Меня устраивают условия труда в школе 40% 50% 10%
Обязанности и функции среди учителей распределены оптимально 30% 60% 10%
Я имею возможность повышать квалификацию, свой образовательный уровень 90% 10% 0%
При существующей в нашей школе материально-технической базе учитель может добиться хороших результатов 40% 50% 10%
Рабочий день в школе построен рационально для учителей у учеников 30% 55% 15%
В нашей школе налажены отношения с другими образовательными учреждениями и организациями 65% 30% 5%
В школе уютно, красиво, чисто 95% 5% 0%
Достаточное внимание уделяется работе с родителями, их информируют о деятельности школы 75% 20% 5%
Оценка психологического климата в образовательном учреждении.
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.
утверждения согласен не согласен затрудняюсь ответить
1.В нашей школе, в нашем коллективе я чувствую свою собственную ценность 75% 20% 5%
2.Администрация относится ко мне с уважением 70% 30% 0%
3.Я ощущаю поддержку своих коллег в совместной работе 80% 15% 5%
4.Мои отношения с учениками меня устраивают 95% 5% 0%
5.Отношения ко мне со стороны большинства родителей можно назвать справедливым, доверительным 80% 20% 0%
6.В школе хороший психологический климат, доброжелательная атмосфера 60% 40% 0%
7.Крупные конфликты – редкость в нашем коллективе 80% 15% 5%
8.Мне нравится работать в этом педагогическом коллективе 90% 10% 0%
Удовлетворенность деятельностью администрации образовательного учреждения.
Учителям были предложены утверждения связанные с деятельность школьной администрации. Направлена ли она на повышение статуса школы, на ее развитие; как планируется и организуется образовательный процесс; создаются ли условия для творческой деятельности учителей
утверждения согласен не согласен затрудняюсь ответить
1.Деятельность администрации направлена на повышения статуса школы и способствует ее развитию 60% 30% 10%
2.Контроль за образовательным процессом ведется своевременно и правильно 55% 35% 10%
3.Учителя нашей школы участвуют в принятии управленческих решений, способствующих развитию образовательного процесса 40% 40% 20%
4.В школе организован четкий и оперативный обмен информацией, необходимой для работы 45% 50% 5%
5.Учитель в нашей школе самостоятелен в работе 85% 5% 10%
6.Планирование и организацию образовательного процесса в школе можно назвать эффективными (соответствуют современным требованиям) 35% 50% 15%
7.У меня достаточно возможностей высказать и доказать свою точку зрения при обсуждении и принятии каких-либо решений в школе 70% 20% 10%
8.В школе созданы условия для творческой деятельности учителей 60% 30% 10%
9.В школе созданы условия для распространения передового педагогического опыта 65% 25% 10%
10.Администрация озабочена охраной здоровья членов педагогического коллектива 40% 45% 15%
Следует отметить, что 68% учителей школы удовлетворены образовательным процессом в целом в образовательном учреждении.
Полученная информация была очень важна для выбора направления, в котором в школе будут проводиться преобразования. Это исследование имело большое значение не только как источник информации для педагогов, но и как психотерапевтическое мероприятие глобального масштаба. Оно позволило каждому высказать свое мнение, что оказало очень полезное воздействие на школу в целом, поскольку
• высказав свое отношение, участники сделали его более очерченным для себя, и осознали проблемы и преимущества, о которых раньше не задумывались;
• участники имели возможность почувствовать внимание со стороны администрации школы, интерес к своему мнению, ощутить, что вносят вклад в жизнь и развитие школы;
• сама возможность говорить о том, что волнует, имеет большое значение, поскольку снимает напряжение.
Результаты исследования наглядно представлены в диаграммах.