Статья на тему Развитие познавательного интереса у школьников среднего звена на уроках математики

Гультяева Нина Валентиновна
учитель математики первой категории ГБОУ СОШ № 518, г. Санкт - Петербург
Развитие познавательного интереса у школьников
среднего звена на уроках математики
В статье рассматривается опыт развития познавательного интереса на уроках математики у школьников средней ступени обучения. Большое внимание уделяется отбору содержания учебного материала и организации учебной деятельности на трех этапах: мотивационном, операционально-познавательном и рефлексивно-оценочном.
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, развитие познавательного интереса.
Важнейшей задачей среднего образования является всестороннее развитие учащихся, формирование у них научного мировоззрения. Значительная роль в этом процессе принадлежит курсу математики.
Математика является одной из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Некоторые темы учебного предмета кажутся недостаточно интересными, скучными, поэтому одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие познавательного интереса.
В педагогических и психологических исследованиях познавательный интерес имеет большое количество трактовок. Вслед за Г.И. Щукиной [6], под познавательным интересом мы понимаем избирательную направленность личности, обращенную к области познания, как к ее предметной стороне, так и к самому процессу овладения знаниями.
В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной и других ученых подчеркивается единство интеллектуальной, волевой и эмоциональной сторон познавательного интереса, а ядром познавательного интереса выдвигаются мыслительные процессы. Как свидетельствует анализ развития познавательного интереса у детей, проведенный А.Н. Леонтьевым, становление познавательного интереса у школьников – процесс сложный, включенный в общую линию их воспитания и развития.
Различные аспекты развития познавательного интереса представлены в работах Л.И. Божович, А.К. Дусавицкого, Н.Г. Морозовой, В.В. Репкина, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др. Так, например, исследования Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной посвящены выявлению этапов развития познавательного интереса учащихся.
В современной зарубежной педагогике в качестве основных форм и способов стимулирования   познавательного  интереса  ученые выделяют  метод  долговременных  проектов  (П.С. Блюменфилд) [5], групповую работу (А. Браун) (там же); применение знаний в реальной жизни (М. Майэр и Е. Андерсон); моделирование ситуаций (М. Пресли) [5]. Выделяется ряд факторов, влияющих на развитие познавательного интереса школьников: энтузиазм и заинтересованность самого педагога, гордость за свою профессию педагога (Ж. Миддлетон), понимание учеником цели учения, выбор  приемов и средств обучения (А.Т. Вайт) [5].
Как показывает опыт наших исследований, появлению и укреплению познавательного интереса способствует содержание учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся. С этой целью проводится знакомство учащихся с новыми данными, показывающими современный уровень науки и перспективы ее движения, изучается история вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности). К этой работе привлекаются учащиеся, которые готовят небольшие сообщения к уроку.
Для учеников важно раскрытие практической значимости излагаемого материала, возможности применения его в повседневной жизни.
Так, например, при изучении темы «Проценты» в 5 и 6 классах предлагаются учащимся рассчитать процент денег, которые их семья тратит на продукты, оплату коммунальных услуг, плату за детский сад и обеды в школьной столовой:
Папа получает 1876 рублей, мама 925 рублей. На продукты наша семья тратит 45% всех денег, на оплату коммунальных услуг -5%. Какая сумма остается на другие расходы.
Плата за детский сад в месяц составляет 120 рублей, а это 6% от бюджета семьи. Какова сумма семейного бюджета?
Выразите в % расходы вашего месячного семейного бюджета.
При изучении темы «Масштаб» в 6 классе ученики составляют и изображают план своей комнаты.
При изучении темы «Площадь» - рассчитывают, сколько рулонов обоев нужно купить, чтобы оклеить стены комнаты.
Возникновению интереса способствует и оптимальное соотношение известного и неизвестного: новое должно дополнять, развивать или противоречить старому. Поэтому при объяснении нового материала остается некоторое пространство для мысли - давая учащимся возможность соучастия в познании нового.
Например, измеряя длину окружности какого-либо цилиндрического предмета, учащиеся делят длину на диаметр. Анализируя полученные результаты, приходят к выводу, что частное длины окружности и ее диаметра – это одно и то же число. Затем знакомятся с историей числа
·.
При отборе учебного материала особое значение придается внутри предметным и межпредметным связям.
Так, на уроках математики в 5 и 6 классах практикуется определение цены деления измерительных приборов (линейки, термометра, бытовых весов). Значительная роль данных работ в пропедевтике практических умений в курсе физики 7 класса. Лабораторные работы «Масштаб» и «Диаграммы» (круговая, столбчатая, графическая), проводимые на уроках математики в 6 классе, позволяют отработать навыки определения расстояний между городами, населенными пунктами и построения диаграмм, необходимых на уроках географии.
Содержание учебного материала должно быть доступным для учащихся, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и требовать работы по его осмыслению и усвоению. Тогда он будет удовлетворять потребностям учащихся в постоянном развитии памяти, мышления, воображения.
Например, при изучении темы «Геометрическая прогрессия» предлагается выступить в роли банкиров – одни банкиры каждый день в течение месяца начисляют другим по 100 тыс. рублей, а другие – в первый день – 1 коп., во второй – 2 коп., в третий – 4 коп. и т.д. На вопрос «Кто в выигрыше?» ученики, как правило, отвечают «Второй банкир». Далее, изучаем формулу суммы геометрической прогрессии и доказываем обратное. Затем рассказывается всемирно известная легенда о шахматах.
Большое значение в системе работы по формированию мотивации учения придается организации учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, какова ее структура, во многом зависит результат обучения, его воспитывающая и развивающая роль.
С целью выработки у учащихся положительного отношения к предмету работа строится поэтапно. На первом – мотивационном этапе включаются следующие учебные действия: создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы; формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации (цели деятельности на данном уроке); самоконтроль и самооценка предстоящей деятельности.
На втором – операционально-познавательном этапе – учитель помогает учащимся усвоить тему, овладеть учебными действиями и операциями.
Особое значение придается созданию у учащихся положительных эмоций, подкрепляющих учебную деятельность и способствующих достижению конкретных результатов. На этом этапе используются: 1. Система усложняющихся заданий, требующих овладения более совершенными познавательными умениями. 2.Система задач, способствующих развитию сообразительности, приобретению умений в определении наиболее целесообразных способов решения. 3. Система заданий, позволяющих использовать знания в других предметных областях, показывая теоретическую и практическую значимость изучаемой темы.
Например, при изучении темы « Квадратные уравнения» (8кл) предлагала решить задачи с физическим содержанием. Например,
«Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20м/с. Напишите уравнение у = у (t). Найдите, через какой промежуток времени тело будет на высоте а) 15м; б) 20м; в) 25м.
Так как в каждом классе есть ребята с различным уровнем обученности, производится дифференциация познавательных задач, используется «веер» вариантов заданий, самостоятельных работ различной степени сложности, предлагается свободный их выбор.
Так, на уроках алгебры использовала самостоятельные работы трех вариантов, различающихся по уровню сложности заданий.
Вариант I рассчитан на слабо подготовленных учащихся. Главная задача школьников, работающих по этому варианту, состоит в достижении обязательного уровня математической подготовки.
Многие задания сопровождаются ответами, указаниями, образцами решений инструкциями, некоторыми данными для самоконтроля
Вариант II несколько усложнен по сравнению с вариантом I. Он ориентирован в основном на достижение учащихся обязательного уровня математической подготовки, но в то же время создает для них условия для овладения алгебраическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Наряду с заданиями, направленными на отработку основных умений, в нем содержатся задания, требующие проявления смекалки и сообразительности.
Вариант III рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Он дает возможность достаточно интенсивно овладевать основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложненных ситуациях. Здесь также встречаются задания, требовавшие творческого подхода, проявления интеллектуальной подвижности.
Для достижения намеченных результатов проводятся нестандартные уроки: урок-игру; урок-путешествие, урок - КВН и др.
Опираясь на деятельностный подход к организации учебной деятельности учащихся, используются активные формы работы: парная, групповая, которые позволяли сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.
Это способствует развитию у школьников контрольно-оценочных действий, умений анализировать и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладение способами самообразования.
Яркая, образная, эмоциональная речь способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Поэтому при изложении нового материала следует использовать стилистическое разнообразие речевых форм.
Много времени на уроках уделяется речевым минуткам, которые помогают в формировании грамотной математической речи учащихся.
С целью актуализации знаний учащихся используются интеллектуальные разминки, способствующие втягиванию в работу, когда несложные упражнения, занимательные вопросы облегчали переход к наиболее сложной и ответственной части заданий. В начале урока это может быть устный счет, который проводится в различных формах, в том числе и занимательных: разгадка ребусов, кроссвордов, математических софизмов.
На третьем этапе формирования устойчивой положительной мотивации учащихся – рефлексивно - оценочном совместно с учащимися анализируются выполненные задания, сопоставляются достигнутые результаты деятельности с поставленными задачами.
Работа по подведению итогов изученного материала строится таким образом, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, познания нового, интересного. Это способствует возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной работе.
В процессе общения происходит сравнение собственных успехов с успехами товарищей, результаты деятельности оцениваются другими, сам же школьник участвует в оценке деятельности товарищей.
Благодаря возможности видеть себя через деятельность других укрепляется интерес, который был обращен уже к самопознанию, что углубляет и обогащает не только интерес к учению, но способствует и развитию личности в целом.
Для укрепления веры учащихся в собственные силы используются следующие методы и приемы: показ динамики развития достижений учащихся; проявление доверия к возможностям ребят; организации дружеских взаимоотношений в коллективе класса.
Формирование мотивации к учению учащихся является социальным заказом общества и насущной потребностью, способствующей становлению личности, ее самореализации в настоящем и будущем.
Библиографический список:
Белошистая, А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка [Текст] / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – С. 116 – 123.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности : Избр. психолог. труды [Текст] /Л.И. Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.:  Инст. практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 352 с.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
Мигунова, Н.П. Некоторые приемы активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.П. Мигунова // Математика в школе. 2000 – №6. – С. 15 – 16.
Ромайкин, В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса [Текст] / В.Ю. Ромайкин. – Кострома: ЮГУ им. Н.А. Некрасова,  2004. – 221с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 179 с.








13PAGE 15