Олимпиада по русскому языку( тест) 8 класс
Всероссийская олимпиада школьников
по русскому языку
Задания
8 класс.
Обозначьте ударный слог в словах.
Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.
Итого 6 баллов
2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?
А) Е.Дашкова В)ЕкатеринаII
Б)Н.Карамзин Г) В.Тредиаковский
Итого 1 балл
3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
По 0,5 балла за каждый верный пример.
4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артилерия, галерея, драматический, гуманизм, количество,
кавалерия, пьеса, интелект, дрожи.
Итого 2 балла
Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.
Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.
Итого 3 балла
6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.
Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.
Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.
Итого 6 баллов
7 Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?
1 балл
8. .Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.
Б.Зайцев
Итого10 баллов
9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами?
Итого 4 балла
10. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. < > 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.
6. Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.
1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.
2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу.
Макс. 10 баллов
Итого: 49 баллов
Ключи
8 класс.
1. ЗавсегдАтай, зубчАтый, оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный, вЕрба, коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.
За одно слова 0,25 балла.
Итого 6 баллов
2. А) 1 балл
3. А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.
Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.
В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.
По 0,5 балла за каждый верный пример.
4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.
Итого 2 балла
5. Обезболивать, укорачивать,
сосредоточивать, задабривать,
подытоживать, оспаривать,
обусловливать, осваивать,
узаконивать, усваивать,
уполномочивать, удостаивать,
Итого 3 балла
6. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);
2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);
3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);
4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).
По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.
Максимальное количество баллов – 6баллов.
7. К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать - разноспрягаемые.
Итого 1 балл
8. Неприятный ветер – согласование;
не шло сверху – примыкание;
не шло снега – управление;
темно не очень – примыкание;
вставала за облаками – управление.
10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.
Итого 10 баллов.
9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.
По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.
Итого 4 балла
10. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 2 б.
2.До 5 баллов – по нормам оценки.
3.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.
4.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.
Макс. 10 баллов
Итого: 49 баллов