Урок русского языка на тему:: «Обобщение по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи».


Тип урока: повторительно-обобщающий.
Тема: «Обобщение по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи».
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Фонетика.
Орфоэпия. Графика. Культура речи».
Задачи: закреплять навыки фонетического и орфографического разборов;
формировать у учащихся коммуникативно-речевую компетентность
на основе анализа художественного текста;
развивать умения синтезировать, обобщать;
воспитывать интерес к предмету, любовь к родной природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
проекционный экран, карточки с текстом для лингвистического
анализа, учебники.
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев... Окружают нас и особые звуки - звуки речи. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать в мире увлекательной науки Фонетики с помощью перевоплощения.
III. 1 задание. Тест.
- Как обозначается звук на письме? ( С помощью букв).
Представим, что мы поступаем в институт. Нам необходимо сдать экзамен в форме тестирования по теме: «Графика».
1. Какое определение следует считать верным?
А). Графика – совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний.
Б). Графика – раздел науки о языке, изучающий особенности правописания тех или иных слов.
В). Графика – совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передается на письме.
Г). Графика – совокупность правил, с помощью которых можно определить ту или иную часть речи.
Д). Графика – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
2. Какое слово неправильно разделено для переноса?
А). Ра-злить Г). Ал-лея
Б). Подъ-езд Д). При-кре-пить
В). Силь-ный
3. Какая буква названа верно?
А). С–«сэ» Б). Щ- «щэ» В). Ф - «эф» Г). Р- «рэ» Д). Х– «хэ»
4. Отметьте неверное утверждение
А). В русском алфавите 33 буквы.
Б). Буквы ъ и ь не обозначают звуков.
В). Создателями славянской азбуки являются братья Кирилл и Мефодий.
Г). В русском алфавите 6 гласных букв.
Д). Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв.
IV. 2 задание. Орфоэпический диктант.
- Следующее перевоплощение еще необычнее. Пусть каждый представит, что он телеведущий. Перед вами на экране слова. Необходимо записать их в тетрадь в алфавитном порядке и произнести с соблюдением орфоэпических норм.
- Вспомним, что изучает наука «Орфоэпия»?
Алфавит, звонит, конечно, щавель, торты, чтобы, скучно, ателье, красивее, модель.
( 1уч-ся работает у доски).
V. 3 задание. Анализ текста.
- Вы удачно перевоплощаетесь. А теперь представим, что мы мастера художественного слова. Нам предстоит работа с текстом В.Пескова. (Опережающее домашнее задание: основные
биографические сведения, тема творчества писателя-публициста; 2-3 предложения).
В природе есть праздники: ледоход, первая зелень, первый снег, первые соловьи, первая капель после морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверное: идешь по лесу-свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце - свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
(В.Песков)
- Прочитайте текст. О чем рассказывается в нем?
- Озаглавьте.
- В каких предложениях передана основная мысль текста? (Осень – праздник, когда чувствуешь себя именинником).
- Как писатель относится к осени?
- К какому стилю речи можно отнести текст? Докажите.
- Какие художественно-изобразительные средства помогают писателю «нарисовать» картину осени?
(олицетворения: «земля надевает наряды», «солнце глянет», «свет идет»; эпитеты: « дорогие наряды», «теплый свет»…, «пронзительно-желтый свет»; метафоры: «земля начинает светиться», «свет во сто крат умножается»…)
Словарная работа.
- Объясните значение сочетания слов «во сто крат». Такое сочетание называется фразеологизмом. Эту тему мы будем изучать в 6 классе.
- Придумать предложение с сочетанием слов «во сто крат».
- Объясните, почему Песков использует в тексте
(2 предложение) глагол «надевает», а не «одевает».
- Назовите картины известных художников, связанные с темой текста. (Ар.Ив. Куинджи «Осень», Ив.Ив. Шишкин «Золотая осень» и др)
- Художники изображают свои впечатления с помощью красок,
а писатели – с помощью слова. Как называется такой тип речи?
(Описание).
- Перед вами репродукции картин, на которых изображены осенние пейзажи. Какая из картин, по вашему мнению, более ярко отражает содержание текста В.М.Пескова?
VI. Домашнее задание.
- Сегодня, когда после занятий вы пойдете по школьной аллее, остановитесь, закройте глаза и представьте, что находитесь в зимнем лесу. Прислушайтесь, постарайтесь ощутить звуки и запахи зимы. А дома напишите сочинение-миниатюру
«Зимний лес»; выполните фонетический разбор 1 слова, в котором не совпадает количество букв и звуков.
Анализ текста.
- И снова перевоплощение. Представим себя в роли лингвистов и продолжим работу с текстом. Но сначала повторим теоретический материал по теме: «Фонетика». (Повторение основных сведений).
- Как еще обозначается мягкость согласного звука на письме?
- Выписать по 2 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. (1 вариант – слова, в которых букв больше, чем звуков,
2 вариант - слова, в которых звуков больше, чем букв). По одному человеку – у доски.
- Какие вы знаете орфограммы, связанные с позициями гласных и согласных звуков? Выписать по 2 слова на каждую орфограмму. (Обращаем внимание на [к] в слове снег).
Фонетический разбор.
1вариант – соловьи.
2 вариант – ёлками.
По одному человеку – у доски.
Творческое задание. (Дополнительное задание)
- Запишите в транскрипции 6 предложение, то есть переведите его с обычного на фонетический язык.
VII. Итог урока. Выставление оценок.
Метод – беседа
Метод – рассказ
+ демонстрация
слайда №2
Метод – беседа
+ демонстрация
слайдов №3,4
Метод – рассказ
с элементами
беседы +
демонстрация
слайда №5

Метод – беседа.

Реализация межпредметных связей.
Демонстрация
слайда №6
Реализация межпредметных связей.
Метод – «опережающее»
обучение.
«Речевая пятиминутка»

Методы – сравнение, анализ + демонстрация
слайда №7
Демонстрация
слайда №8
Метод – рассказ
с элементами
беседы +
демонстрация
слайдов № 9-12
Демонстрация
слайдов
№ 13-16
Подведение итогов урока.
Метод – беседа.