ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Мини-футбол».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
ПРОГРАММА
дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
«Мини-футбол».
Возраст детей:12-17 лет.
Срок реализации: 3 года
Автор: учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №40».
Кузьмин М.В.
Курган,2015
Пояснительная записка
Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.
Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки футболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы на этапе начальной подготовки.
Футбол – одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футболом в России занимается большое количество взрослых, юношей и детей.
Футбол – подлинно атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, выносливости, силы и прыгучести, а также ловкости.
В игре футболист выполняет чрезвычайно высокую по нагрузке работу, что способствует повышению уровня функциональных возможностей человека, воспитывает морально-волевые качества. Разнообразная и большая по объему двигательная деятельность, осуществляемая в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения и их биохимической рациональности. Двигательная координация является фундаментом успеха в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовленности.
«На всем пути, от новичка до рекордсмена мира, ученик должен увеличивать и умножать двигательный опыт, свой арсенал навыков». (М.А. Муравьев, 2009 г.)
Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. По-настоящему ловкий игрок может выполнить целый каскад финтов или какой-то отдельный трюк, забить гол из труднейшей ситуации.
Ловкость футболиста проявляется прежде всего в действиях с мячом и без мяча, в постоянно меняющихся ситуациях на футбольном поле. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от игрока самого широкого проявления координационных возможностей. Если к этому добавить, что двигательная и техническая деятельность футболиста протекает в условиях единоборства и различных исходных позах (удары через себя, в подкате, удары головой в прыжке), в постоянно меняющихся условиях игры (дождь, жара, травяное, гаревое, земляное поле, естественное и искусственное освещение и прочее), то станет понятным насколько важен для эффективной игровой деятельности футболистов высокий уровень развития качества ловкости. От того, насколько хорошо игрок владеет собственным двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависит быстрота, точность и своевременность выполнения приемов.
Естественно, что широкие координационные возможности должны быть заложены еще в детском и юношеском возрасте.
Мини-футбол является средством активного отдыха для всех категорий населения. Усиление внимания к развитию футбола совпадает с необходимостью решения такой актуальной задачи, как совершенствование всех составных звеньев системы подготовки резервов по футболу в Российской Федерации в целях дальнейшего повышения мастерства отечественных футболистов.
Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к избранному виду спорта, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;
обеспечение всесторонней физической подготовки членов секции;
максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве;
на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки занимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень тренированности;
организация систематической воспитательной работы;
профилактика асоциального поведения;
развитие личности ребенка;
привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;
укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и общественной гигиены;
систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.
В соответствии с целями формируются задачи предмета:
- овладеть техническими приемами игры, повышение тактического мастерства
занимающихся;
- уметь применять на практике тактические и технические приемы;
- обеспечить полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую
подготовленность футболистов.
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивно – рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.
Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготовки футболистов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 306 часов, которые распределяются следующим образом:
Группа начальной подготовки ГНП – 1 (первого года обучения) – 68 часов (нагрузка - 2
часа в неделю).
Группа начальной подготовки ГНП – 2 (второго года обучения) – 102 часа (нагрузка - 3 часа в неделю).
Группа начальной подготовки ГНП – 3 (третьего года обучения) – 136 часов (нагрузка - 4 часа в неделю).
В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и наглядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный).
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круговой и поточной форм учебной работы занимающихся.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Наполняемость групп – 12-16 человек. Она обусловлена уровнем спортивной подготовки
занимающихся.
№
п/п
Разделы подготовки
ГНП-1
ГНП-2
ГНП-3
1
Теоретическая подготовка
2
2
2
2
Общая физическая подготовка
5
3
3
3
Специальная физическая подготовка
3
4
4
4
Техническая подготовка
30
38
44
5
Тактическая подготовка
24
40
53
6
Судейская практика
2
5
10
7
Соревнования
2
10
20
8
Общее количество часов
68
102
136
Содержание курса.
Группа начальной подготовки ГПН-1 (68 часов).
Теоретические занятия – 2 часа:
Тема 1:
Вводное занятие (1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и личной гигиены в тренировочном процессе.
Тема 2:
История возникновения и развития футбола (1час).
Изучение правил игры и историю развития футбола.
Практические занятия – 66 часов:
Тема 3:
Техническая подготовка (30 часов).
Совокупность способов выполнения разнообразных движений, применяемых в игре.
Обучение и совершенствование техники:
Ударам по мячу ногами.
2 Ударам по мячу головой.
3 Остановки мяча.
4 Ведения мяча.
5 Обманным движениям.
6 Отбора мяча.
7 Вбрасывания мяча.
8 Игры вратаря.
Тема 4:
Тактическая подготовка (24 часа).
Наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, направленные на достижение намеченной цели в данной игре.
Обучение и совершенствование тактики:
Передач мяча.
Отбора мяча посредством согласованных действий.
Тактических комбинаций.
Розыгрыша стандартных положений.
Командных действий.
Тема 5:
Общая физическая подготовка (5 часов).
Обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность футболистов.
Тема 6:
Специальная физическая подготовка (3 часа).
Процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Тема 7:
Участие в соревнованиях (2часа).
Судейская практика (2часа).
(выполнение упражнений в условиях соревнований).
Содержание курса.
Группа начальной подготовки ГПН-2 (102 часа).
Теоретические занятия – 2 часа:
Тема 1:
Вводное занятие (1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и личной гигиены в тренировочном процессе.
Тема 2:
История возникновения и развития футбола (1час).
Изучение правил игры и историю развития футбола.
Практические занятия – 100 часов:
Тема 3:
Техническая подготовка (38 часов).
Совокупность способов выполнения разнообразных движений, применяемых в игре.
Обучение и совершенствование техники:
Ударам по мячу ногами.
Ударам по мячу головой.
Остановки мяча.
Ведения мяча.
Обманным движениям.
Отбора мяча.
Вбрасывания мяча.
Игры вратаря.
Тема 4:
Тактическая подготовка (40 часов).
Наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, направленные на достижение намеченной цели в данной игре.
Обучение и совершенствование тактики:
Передач мяча.
Отбора мяча посредством согласованных действий.
Тактических комбинаций.
Розыгрыша стандартных положений.
Командных действий.
Тема 5:
Общая физическая подготовка (3 часа).
Обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность футболистов.
Тема 6:
Специальная физическая подготовка (4 часа).
Процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Тема 7:
Участие в соревнованиях (10 часов).
Судейская практика (5 часов).
(выполнение упражнений в условиях соревнований).
Содержание курса.
Группа начальной подготовки ГПН-3 (136 часов).
Теоретические занятия – 2 часа:
Тема 1:
Вводное занятие (1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и личной гигиены в тренировочном процессе.
Тема 2:
История возникновения и развития футбола (1час).
Изучение правил игры и историю развития футбола.
Практические занятия – 134 часа:
Тема 3:
Техническая подготовка (44 часа).
Совокупность способов выполнения разнообразных движений, применяемых в игре.
Обучение и совершенствование техники:
Ударам по мячу ногами.
2 Ударам по мячу головой.
3 Остановки мяча.
4 Ведения мяча.
5 Обманным движениям.
6 Отбора мяча.
7 Вбрасывания мяча.
8 Игры вратаря.
Тема 4:
Тактическая подготовка (53 часа).
Наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, направленные на достижение намеченной цели в данной игре.
Обучение и совершенствование тактики:
1 Передач мяча.
Отбора мяча посредством согласованных действий.
Тактических комбинаций.
Розыгрыша стандартных положений.
Командных действий.
Тема 5:
Общая физическая подготовка (3 часа).
Обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую
подготовленность футболистов.
Тема 6:
Специальная физическая подготовка (4 часа).
Процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Тема 7:
Участие в соревнованиях (20 часов).
Судейская практика (10 часов).
(выполнение упражнений в условиях соревнований).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФУТБОЛ ГНП – 3 (нагрузка в неделю-4часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
1
2
История возникновения и развития футбола. Изучение правил игры
1
3
Обучение и совершенствование техники передвижения футболиста
2
4
Обучение и совершенствование техники удара по мячу на месте.
2
5
Обучение и совершенствование техники удара по мячу в движении.
2
6
Обучение и совершенствование техники удара по мячу с лета и полулета.
2
7
Обучение и совершенствование техники ударов по мячу головой на месте и в движении.
2
8
Обучение и совершенствование техники ударов по мячу головой в нападении.
1
9
ОФП.
1
10
Учебная игра.
2
11
Обучение и совершенствование техники остановки мяча.
4
12
Обучение и совершенствование техники ведения мяча.
3
13
Обучение и совершенствование техники обманных движений.
1
14
СФП.
2
15
Совершенствование комбинаций из изученных элементов.
1
16
Учебная игра.
2
17
Обучение и совершенствование техники ведения мяча ведущей и
неведущей ногой.
2
18
Участие в первенстве школы.
10
19
Судейская практика
10
20
Подвижные игры с элементами футбола.
2
21
Обучение и совершенствование техники отбора мяча.
3
22
Обучение и совершенствование техники вбрасывания мяча.
1
23
ОФП.
1
24
Обучение и совершенствование техники игры вратаря.
6
25
Обучение техники нападения и выхода игрока на свободную позицию.
5
26
Обучение и совершенствование техники игры без мяча.
4
27
СФП.
1
28
Обучение и совершенствование техники передач мяча на месте и в движении.
6
29
Обучение и совершенствование техники отбора мяча посредством согласованных действий игроков.
3
30
Обучение и совершенствование техники выполнения стандартных положений.
6
31
Обучение и совершенствование техники взаимодействий вратаря с полевыми игроками.
3
32
Обучение тактическим действиям в защите.
4
33
Обучение и совершенствование техники быстрого прорыва.
3
34
Учебная игра.
1
35
ОФП.
1
36
Участие в первенстве поселка.
10
37
Обучение и совершенствование техники позиционного нападения.
4
38
Обучение и совершенствование техники персональной защите.
3
39
Обучение и совершенствование техники зонной защиты.
3
40
Обучение и совершенствование техники комбинированной защиты.
3
41
СФП
1
42
Учебная игра с разбором допущенных ошибок.
1
43
Совершенствование основных тактических навыков.
6
44
Совершенствование основных технических навыков
3
45
Итоговое занятие.
1
Итого
136
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФУТБОЛ ГНП – 1 (нагрузка в неделю - 2 часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
1
2
История возникновения и развития футбола. Изучение правил игры
1
3
Обучение и совершенствование техники передвижения футболиста
2
4
Обучение и совершенствование техники удара по мячу на месте.
2
5
Обучение и совершенствование техники удара по мячу в движении.
2
6
Обучение и совершенствование техники удара по мячу с лета и полулета.
2
7
Обучение и совершенствование техники ударов по мячу головой на месте и в движении.
2
8
Обучение и совершенствование техники ударов по мячу головой в нападении.
2
9
ОФП.
2
10
Учебная игра.
2
11
Обучение и совершенствование техники остановки мяча.
2
12
Обучение и совершенствование техники ведения мяча.
2
13
Обучение и совершенствование техники обманных движений.
2
14
Совершенствование комбинаций из изученных элементов.
2
15
Учебная игра.
2
16
Обучение и совершенствование техники ведения мяча ведущей и неведущей ногой.
2
17
Участие в первенстве школы.
2
18
Судейская практика
2
19
Подвижные игры с элементами футбола.
2
20
Обучение и совершенствование техники отбора мяча.
3
21
Обучение и совершенствование техники вбрасывания мяча.
2
22
Обучение и совершенствование техники игры вратаря.
2
23
Обучение техники нападения и выхода игрока на свободную позицию.
2
24
Обучение и совершенствование техники игры без мяча.
2
25
СФП.
3
26
Обучение и совершенствование техники передач мяча на месте и в движении.
2
27
Обучение и совершенствование техники отбора мяча посредством согласованных действий игроков.
2
28
Обучение и совершенствование техники выполнения стандартных положений.
2
29
Обучение и совершенствование техники взаимодействий вратаря с полевыми игроками.
2
30
Обучение тактическим действиям в защите.
2
31
Обучение и совершенствование техники быстрого прорыва.
2
32
Учебная игра.
1
33
ОФП.
2
34
Обучение и совершенствование техники позиционного нападения.
2
35
Обучение и совершенствование техники персональной защите.
2
Итого
68
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФУТБОЛ ГНП – 2 (нагрузка в неделю – 3 часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
1
2
История возникновения и развития футбола. Изучение правил игры
1
3
Обучение и совершенствование техники передвижения футболиста
2
4
Обучение и совершенствование техники удара по мячу на месте.
2
5
Обучение и совершенствование техники удара по мячу в движении.
2
6
Обучение и совершенствование техники удара по мячу с лета и полулета.
2
7
Обучение и совершенствование техники ударов по мячу головой на месте и в движении.
2
8
Обучение и совершенствование техники ударов по мячу головой в нападении.
1
9
ОФП.
1
10
Учебная игра.
2
11
Обучение и совершенствование техники остановки мяча.
4
12
Обучение и совершенствование техники ведения мяча.
3
13
Обучение и совершенствование техники обманных движений.
1
14
СФП.
2
15
Совершенствование комбинаций из изученных элементов.
1
16
Учебная игра.
2
17
Обучение и совершенствование техники ведения мяча ведущей и
неведущей ногой.
2
18
Участие в первенстве школы.
10
19
Судейская практика
5
20
Подвижные игры с элементами футбола.
2
21
Обучение и совершенствование техники отбора мяча.
3
22
Обучение и совершенствование техники вбрасывания мяча.
1
23
ОФП.
1
24
Обучение и совершенствование техники игры вратаря.
3
25
Обучение техники нападения и выхода игрока на свободную позицию.
3
26
Обучение и совершенствование техники игры без мяча.
4
27
СФП.
1
28
Обучение и совершенствование техники передач мяча на месте и в движении.
3
29
Обучение и совершенствование техники отбора мяча посредством согласованных действий игроков.
3
30
Обучение и совершенствование техники выполнения стандартных положений.
3
31
Обучение и совершенствование техники взаимодействий вратаря с полевыми игроками.
3
32
Обучение тактическим действиям в защите.
2
33
Обучение и совершенствование техники быстрого прорыва.
3
34
Учебная игра.
1
35
ОФП.
1
36
Обучение и совершенствование техники позиционного нападения.
1
37
Обучение и совершенствование техники персональной защите.
1
38
Обучение и совершенствование техники зонной защиты.
1
39
Обучение и совершенствование техники комбинированной защиты.
3
40
СФП
1
41
Учебная игра с разбором допущенных ошибок.
1
42
Совершенствование основных тактических навыков.
5
43
Совершенствование основных технических навыков
3
44
Итоговое занятие.
1
Итого
102
Литература для обучающихся
Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 1988г.
Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва. Изд. «Радуга». 1982г.
Сосновский И.Ю., Чайковский А.М. Энциклопедический словарь юного спортсмена. Москва. Изд. «Педагогика» 1980г.
Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Москва. Изд. «Просвещение» 1997г.
Литература для педагога
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Москва. АСТ АСТРЕЛЬ. 2003г.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 1998г.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2001г.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2002г.
Андреев С.Н. Играй в футбол. Москва. ПОМАТУР 1999г.
Коняхина Г.П.., Болотин В.Г. Методические основы изучения баскетбола в 5-7 классах
Швыков И.А. Футбол в школе. Москва. ТЕРРА – СПОРТ. 2002г.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315