Урок русского языка по теме: Фонетический разбор слова. Обобщение изученного по теме Фонетика. Графика. Орфоэпия».


Чехунова Светлана НиколаевнаМОУ «Илёк-Пеньковская средняя общеобразовательная школа»
Краснояружский район, Белгородская область
Предмет: Русский язык.
Класс: 5
Тема урока: «Фонетический разбор слова. Обобщение изученного по теме Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Цель урока: 
1. Повторение и обобщение изученного материала по фонетике, морфемике, лексикологии, морфологии и орфографии.
2. Закрепление навыков выявления орфограмм с применением теоретических знаний других разделов лингвистики.
Задачи: 1. Образовательные: привить понимание языка как системы, где все элементы (разделы) взаимосвязаны.
2.Развивающие: закрепить навыки выявления орфограмм с применением теоретических знаний основ других разделов лингвистики.
3.Воспитательные: способствовать развитию творческой активности учащихся, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью.Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Формируемые УУД:
Предметные: обобщение учащимися знаний по пройденному материалу.
Метапредметные: умения выделять главное, логически мыслить, давать определение, действовать по алгоритму.
Личностные: формирование познавательных мотивов учебной деятельности на основе системного подхода к изучению уже пройденного материала.Оборудование: Учебник : Русский язык 5 класс Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. . Презентация в формате Power Point.
Обобщение и повторение: от теории к практике.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
Друзья мои! Я очень радаВойти в приветливый ваш класс.И для меня уже наградаВниманье ваших умных глаз.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Вступительное слово:
-Ребята, вы любите путешествовать? Куда вы совершали путешествие? А что значит путешествовать?
(дети предлагают толкование слова ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, после чего, в тетради оформляется запись из ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ) –ПУТЕШЕСТВИЕ, -я, ср. Поездка или передвижение пешком по каким-н.местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Кругосветное п. П. породной стране. Жанр путешествий (повествовательная литература опутешествиях, странствованиях).
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в «Страну Фонетика», страну, которой вы не найдете на обычной географической карте, но с которой, как мне думается, уже хорошо знакомы. Нам знакома ФОНЕТИКА ? Что мы о ней знаем? Можно сказать, что это большая страна. Следовательно, кто ее жители?
- Сформулируйте тему нашего урока? Какую цель поставим перед собой?
-А если это путешествие?
-Тогда в путь! Отправная точка путешествия – поселок ФОНЕМА.
-Жители поселка согласные и гласные звуки, просят вспомнить изученные вами скороговорки, постараться как можно быстрее их произнести, назвать преобладающий в них звук, дать его полную характеристику. В группе один из членов группы произносит скороговорку, другой быстро называет доминирующий в ней звук, третий даёт его характеристику, затем группа громко произносит ее еще раз.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха! Х
Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула! П, Р
Карл у Клары украл кораллы. К, РОт топота копыт пыль по полю летит. Т, ПИдет с козой косой козел. К, З, С
Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да и не выболтала. Б
-Жителям поселка понравились ваши дружные ответы и слаженная работа, и они просят еще немного задержаться у них в гостях. Они просят вас отгадать загадки, записать ответы в тетрадь и объяснить, чем они отличаются. ( 1 чел. К доске)
1.С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким в нем же обитаем. (ТОМ – ДОМ)
2.С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню в раздолье. (КОЛОС – ГОЛОС)
3.Когда я с Д – меня сорвут,
Когда я с Т – на мне плывут. (ПЛОД – ПЛОТ)
4.С глухим траву она срезает.
Со звонким все листочки объедает. (КОСА – КОЗА).
-Делаем вывод, что слова – отгадки различаются по звонкости – глухости, потому что согласные звуки имеют пары по звонкости – глухости.
-Все ли согласные имеют такие пары?
2. Формулирование цели учебной деятельности.
-Ребята, жители поселка ФОНЕМА заставили вас изрядно потрудиться. Вы, наверное, устали и хотите отдохнуть. Сделать это можно будет у костра ПРИВАЛ. Но путь к нему идет через быструю речку ФОНЕМКУ. Есть и мостик. Посмотрите на карту, найдите его и попробуйте сами догадаться, какое задание вас ждет.
Дети без труда определяют, что это фонетический разбор.
Ребята, нам знаком порядок разбора? Давайте с вами откроем учебник на с. 146 и познакомимся с порядком и образцами фонетического разбора.
Учитель предлагает учащимся выбрать в каждой группе самого хорошего «пловца», который сможет организовать «переправу». Пять человек, таким образом, разбирают слова у доски, остальные – в рабочих тетрадях.
Слова для разбора: юг, костёр, пять.
После выполнения задания следует коллективная проверка.
- Спасибо нашим «пловцам». Давайте задержимся на мостике, посмотрим на быстрое течение и ответим на вопросы речки Фонемки:
Подтвердите примерами, что одна буква может обозначать сразу два звука.
Какие буквы и когда образуют два звука?
В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
- Немалую часть пути мы уже прошли. А теперь привал у костра. Давайте немного поиграем, разгадаем шарады:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(о – цен – к –а)
 
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом - по мне на уроки пойдёте.
(рас–пис-ани-е)
Со звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(соль – моль)
 
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
(aтлас – атлaс)
6.Первичное закрепление с комментированием.
- Отдохнули? Продолжаем путешествие. Впереди – необычный город. Хором прочитайте его название на карте. (Дети читают: «Алфавитск».) Но путь преграждают тесовые ворота и стражники. Они спорят. Один стражник, ребята, с твёрдым, неумолимым характером, ни за что не хочет пускать посторонних в город, а другой мягок и податлив, просит своего напарника задать вам несколько вопросов и только ответив, мы сможем попасть в Алфавитск. Справимся?
Дети с удовольствием отвечают на вопросы:
-Что такое алфавит? Почему он имеет такое название?
-Каким другим словом можно заменить слово алфавит и почему?
- Спор разрешён, мы в городе. Будьте осторожны и внимательны: по Алфавитску передвигаемся только группами и с орфографическими словарями в руках. Орфографический словарь – это священная книга алфавитян, и поэтому они предлагают каждой группе поработать с ним. Группы получите задание.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель вручает конверты с заданиями:
1 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных в алфавитном порядке;
2 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв;
3 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных с удвоенной согласной;
4 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных с непроизносимой согласной;
5 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.
Коллективная проверка: каждая группа отчитывается о проделанной работе, остальные корректируют и дополняют ответы своих товарищей.
- Вы завершили увлекательную образовательную прогулку по городу, подружились с его жителями. Всех запомнили? Давайте проверим.
(Дети рассказывают алфавит.)
Если кто-то из ребят ошибётся, можно провести игру на развитиевнимания. Суть её такова: на доске – плакат с расположенными на нём вразброс буквами алфавита; за одну минуту предлагается «собрать» весь алфавит, показывая и громко называя буквы алфавита по порядку. Перед началом игры учитель обращается к ученикам: «Ой, как вы плоховато знаете алфавит! Посмотрите на доску: все жители города, обидевшись на вас, разбежались. Давайте попробуем их собрать». Ребята с интересом относятся к подобному заданию, учатся концентрировать своё внимание, закрепляют ещё раз знание алфавита.
8.Включение в систему знаний и повторение.
- А впереди вновь очень трудный и опасный путь: нас ждут горные вершины. Не боитесь? Тогда вперёд!
Учитель обращает внимание учащихся на отдельный фрагмент карты с изображением пика Ударения, на пути к его вершине расположены разные слова (см. Рисунок № 2; есть на каждой парте).
Если вы правильно расставите ударение во всех словах, мы сможем достичь вершины пика и водрузить там свой флаг. Ученики записывают слова в тетради, расставляют ударение в них (идёт самостоятельная работа). В это время учитель может пройти по рядам и проверить грамотность и аккуратность ведения записей в рабочих тетрадях. Правильность выполненного задания по расстановке ударения в словах проверяется путём взаимоконтроля. Можно предложить ученикам (при наличии времени) определить лексическое значение выделенных слов.
Алфавит, сантиметр, партер, расположить, портфель, теннис, ворота.
- А теперь скажем последнее «Прощай!» городу с вершины пика Ударения и выполним последнее задание – пожелание алфавитян: «Запишите слова с пика Ударения в алфавитном порядке. Кто быстрей это сделает, тот первым примчится к Весёлому привалу»
Коллективная проверка.
На Весёлом привале  Физкультминутка:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём
И опять писать начнём.
- На Весёлом привале нас вновь ждёт игра. Называется она «Не пишите мягкий знак». На столе – кубик с надписями на гранях: РЩ, НЧ, НЩ, СТ, ЧК. Учитель приглашает по одному человеку от группы и объясняет правила игры: подбросить кубик и назвать слово с выпавшим сочетанием. В случае затруднения отвечающего ему может помочь группа.
- А сейчас другая игра: «Допиши словечко». Я читаю вам четверостишие, а вы должны записать в тетради отгадки – орфограммы «Непроверяемое написание».
Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется… (перрон)
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … ( хоккей)
На большом расстоянии
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с,
Называется… ( экспресс)
Во мне два к, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом -… (аккуратный)
В конце двойное л пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера гранёным стал
Блестящий, правильный… (кристалл)
Привал Оценка: подведение итогов урока.
- Мы совершили сегодня трудное, но весёлое путешествие в Страну Букв и Звуков. Давайте подведём итоги нашего путешествия: какие знания, умения, навыки по теме «Фонетика. Графика. Орфография» мы привели в систему и обобщили?
Учитель, завершая урок, «вручает» оценки (их можно изготовить из картона и раскрасить). Обязательно нахожу возможность для поощрения на подобных уроках каждого ученика: кто-то получает оценку за активную и грамотную работу, кто-то за быстроту реакции, кто-то за внимательность, за безошибочное и аккуратное письмо в течение всего урока и т. д.
4. В качестве домашнего задания ребятам предлагается комплексная работа со словом фонетика:
произвести его этимологический анализ;
выполнить фонетический анализ;
подобрать однокоренные слова;
к каждой букве, входящей в состав слова фонетика, дописать 1-2 слова – теоретических понятий, связанных с изучением темы «Фонетика. Графика. Орфография».
Вот один из вариантов последнего задания, выполненного детьми дома:
Ф - фонема, фонетический, фонетика
О – орфограмма, орфоэпия
Н – непроизносимый (согласный)
Е – единица (языка)
Т – твёрдый (звук), транскрипция
И – изучение (звуков и букв)
К – количество (звуков и букв)
А – алфавит, азбука, артикуляция
Список использованной литературы:
1.   Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.: ил. – ISBN – 978 – 5 – 09 – 035699 - 2
2. А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская и др. Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Под ред. А.Д. Шмелева. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-360-03587-9