Русская история и русская литература второй половины 19 века (10 класс)
Тема урока: «Русская история и русская литература второй
половины XIX века».
Тип урока: вводный интегрированный урок по литературе и истории.
Форма проведения: урок – размышление, урок - панорама
Цели урока.
Обучающая: показать единство литературного и культурно – исторического процесса, подчеркнуть специфику истории и литературы, сформировать у учащихся представление о русской литературе
II половины ХIХ века как золотом веке русской литературы
Развивающая: создать условия для размышления, осмысления соотношения русской истории и литературы в русской культуре, развитие умения мыслить исторически и системно, умения видеть художественные явления в их развитии, активизировать стремление учащихся иметь собственную точку зрения и умение её отстаивать, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
Воспитывающая: воспитание любви к истории отечества, гордости за духовную и нравственную силу русской литературы.
Оборудование: выставка портретов и книг русских писателей и исторических деятелей – западников и славянофилов второй половины XIX века.
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
литературы
Опережающее задание: сообщения учащихся:
«Он из Германии туманной привез учености плоды»
(Истоки западничества);
«Перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые»
(Основы славянофильского учения).
Ход урока: Знакомство с целями урока и эпиграфом:
Пока жива и здорова наша поэзия, до
тех пор нет причины сомневаться в
глубоком здоровье русского народа
Н.Н.Страхов, русский критик второй половины XIX века
Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели
выносили из его лекций веру в свое будущее,
ту веру, которая светила им путеводной звездой
среди самых беспроcветных ночей нашей жизни
Василий Осипович Ключевский,
русский историк
План урока.
Вступительное слово учителя: «Соотношение русской литературы и
русской истории»
2. Духовное состояние общества в России второй половины XIX века
3. Сообщение учащегося: «Он из Германии туманной привез учености плоды».
( Истоки западничества)
4. Сообщение учащегося: «Перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые»
(Основы славянофильского учения).
5. Сценка «Западник и славянофил»
6. Специфика истории и литературы познание» (Выготский)
7. Особенности литературного образования по программе 10 класса.
8. Литература второй половины XIX века как образный
«художественный анализ современного общества»
Вопросы для исследования:
Каково было духовное состояние общества, во второй половине XIX века?
Каковы на ваш взгляд сильные и слабые стороны общественных программ западников и славянофилов?
Как споры западников и славянофилов отозвались в нашей современности?
В чем смысл перехода от концентрического изучения литературы к историко – литературному?
Почему именно во второй половине XIX века реализм, как художественный метод, и роман, как жанр достигли наивысшего расцвета?
В чем специфика литературы и истории?
Почему Томас Манн, немецкий писатель, русскую литературу XIX века назвал святой?
Как вы понимаете слова Белинского, что литература есть «художественный анализ современного общества»?
Проблемные вопросы:
1. Как соотносятся русская история и русская литература
второй половины XIX века?
2. Можно ли об этом соотношении сказать словами К.Аксакова,
что у них «сердце было одно»?
Оформление доски.
Цитаты:
«Опыт времени для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно Одинокие в мире мы миру ничего не дали, ничего у мира не взялиВ крови у нас есть что-то такое, что отвергает всякий исторический прогресс. Одним словом мы жили и сейчас живем лишь для того, чтобы преподать урок отдаленным потомкам, которые поймут его».
П.Я.Чаадаев. Философические письма
«До Петра Русь развивалась естественно и гармонично; она «не знала ни железного разграничения неподвижных сословий, ни стеснительных для одного преимуществ другого, ни истекающей оттуда политической и нравственной борьбы, ни сословного презрения ни сословной ненависти И князья и бояре, и духовенство и народ, и дружина княжеская и дружины боярские, и дружины городские, и дружина земская – все классы и виды населения были проникнуты одним духом одними убеждениями и понятиями, одинакою потребностью общего блага»
И.В. Киреевский. О характере просвещения Европы и о его
отношении к просвещению России
1. Вступительное слово учителя: «Соотношение русской литературы и
русской истории»
Мы с вами закончили повторение материала по курсу общего среднего образования и переходим к программе полного среднего образования - к программе 10 – 11 классов. Сейчас перед нами стоит задача перехода от концентрического (изучения литературы как единичных литературных фактов) к историко – литературному – восприятию литературного процесса в контексте культурно – исторического пространства. Мы должны с вами научиться не только осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, но и стремиться к умению мыслить исторически и системно, к умению видеть художественные явления в их развитии. Тема сегодняшнего урока : «Русская история и русская литература второй половины XIX века». Мы постараемся ответить на вопрос, как же они соотносятся?
2. Духовное состояние общества в России второй половины XIX века
В России второй половины XIX века происходят огромные перемены не только в политической и социально – экономической жизни, но и в духовном состоянии общества.
Начало развития капиталистических отношений, возникновение фанатической веры в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства, попрание религиозных истин разрушали традиционные представления о добре и зле, нарушали целостность человеческой личности. О том, какие страсти кипели на политической арене свидетельствуют простое перечисление партий: либерально – западническая партия, либерально – славянофильская партия, почвенники, революционеры – демократы. Наиболее яркими представителями духовных ценностей тех времен являются западники и славянофилы. Какие же взгляды они защищали?
3. Сообщение учащегося: «Он из Германии туманной привез учености плоды». ( Истоки западничества)
А.С.Пушкин так описал типичного западника IXI века:
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Основоположником русского западничества считают П.Я.Чаадаева, который в журнале «Телескоп» опубликовал так называемое философское письмо, в котором попытался проанализировать исторический путь пройденный России. По мнению Чаадаева, православие, принятое Киевом, оказалось роковым выбором. Оно изолировало Русь от тогдашнего мира, лишило ее своеобразной общечеловеческой соборности (духовного всеединства), ввергло в грех духовного индивидуализма. Самая большая опасность подобной ситуации заключается в том, что божественные истины (в области политики, экономики, культуры), как утверждал мыслитель, открываются не отдельным народам, а человеческому сообществу, в стороне от которого и оказалась Россия. В своем знаменитом письме Чаадаев писал: «Опыт времени для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно Одинокие в мире мы миру ничего не дали, ничего у мира не взялиВ крови у нас есть что-то такое, что отвергает всякий исторический прогресс. Одним словом мы жили и сейчас живем лишь для того, чтобы преподать урок отдаленным потомкам, которые поймут его».
Западники: Т.Н.Грановский, К. Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин, С.М.Соловьев отстаивали европейский вариант развития России. Они начинали отсчет исторического развития с преобразований Петра I, которого еще Белинский называл «отцом России новой». К допетровской истории они относились скептически. Но, отказывая России в праве на «допетровское историческое предание, западники выводят из этого факта парадоксальную мысль о великом нашем преимуществе: русский человек, свободный от груза исторический традиций может оказаться «прогрессивнее» любого европейца в силу своей «переимчивости». Молодая нация может легко заимствовать последнее и самое передовое в науке и практике Западной Европы и, пересадив его на русскую почву совершить головокружительный скачок вперед». По мнению западников дальнейшее развитие России должно привести к установлению конституционной монархии или буржуазной республики.
4. Сообщение учащегося: «Перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые» (Основы славянофильского учения).
Славянофилы (в переводе с латинского любящий славян): А.С.Хомяков, братья Киреевские, семейство Аксаковых, Ю.Ф.Самарин отстаивали особенный путь развития России. Славянофилы тоже отрицали «безотчетное поклонение прошедшим формам нашей старины», но заимствования они считали возможными лишь в том случае, когда они прививались к самобытному историческому корню. Споря с западниками, славянофилы полагали, что Россия уже в первые века своей истории, с принятием христианства, была образована не менее Запада, но «дух и основные начала русской образованности существенно отличались от западноевропейской.
Иван Васильевич Киреевский в статье о характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» выделял три существенных признака этих различий:
Россия и Запад усвоили разные типы античной культуры,
Православие имело ярко выраженные самобытные черты, отличавшие его от католичества,
Разными были исторические условия, в которых складывалась западноевропейская и русская государственность.
Римская культура наложила свой отпечаток и на западноевропейское христианство. Запад стремился подчинить веру логическим доводам рассудка. В России законы имели скорее внутренний, чем внешний характер. «Святость предания» предпочиталось юридической формуле, нравственность – внешней пользе.
Петровская реформа, подчинившая церковь государству, круто сломала естественный ход истории. В евроипезации России славянофилы видели угрозу самой сущности русского национального бытия. Поэтому они отрицательно относились к петровским преобразованиям и правительственной бюрократии, были активными противниками крепостного права. Они ратовали за свободу слова, за решение государственных вопросов на земском соборе.
Учитель: Какие утверждения славянофилов по - твоему вызывают самое большое уважение?
Ответ: На мой взгляд, особое уважение вызывает мысль о том, что Россия должна развиваться по самобытному пути, что не нужно бездумно копировать западные образцы, ведь чужая одежда не всем к лицу - она может быть коротка, жать в подмышках или просто тесна.
Учитель: Учащиеся нашей группы подготовили сценку «Западник и славянофил» Я специально не буду говорить, кто какую роль играет. Вы определите сами, кто есть кто. Свои догадки подтвердите выводами.
5. Сценка: «Западник и славянофил»
(Выходят западник и славянофил. Раскланиваются, один как
бы приподнимает шляпу, другой отвешивает русский поклон) Славянофил: Ну так что ж по вашему Русь от Петра началась?
Западник: От него родимого. Он и был великим зодчим. Он направил Россию по истинному пути развития - по европейскому. При нем Россия из поры юности выступила в пору зрелости. А по вашему что не так?
Славянофил: Да, конечно не так! Что до Петра и Руси не было? Была... и образована была не менее Европы. Это Петр порушил и естественное развитие, вывернул наизнанку. Да и вера наша православная сильнее.
Западник: Это чем же?
Славянофил: А духом крепче, нам - то важнее уяснить, как по совести, по справедливости, чтобы душой понять и принять.
Западник: А там то, в Европе, что же все грешники?
Славянофил: Да у них - то все по юридической формуле, по закону. Ваше государство начиналось насилием...потому и революционных переворотов у них много. А у нас - то государство это соборность, всеединство.
Западник: Ну а тогда, что мы так отстали в развитии?
Славянофил: Да ведь русские запрягают долго, а ездят быстро
Западник: Это про вашего товарища рассказывают, что он нарядился в красную шелковую рубашку с косым воротом, натянул сапоги с кисточкой, мурмолку надел, стараясь выглядеть очень русским, а баба глядя ему в след говорит, «Глядь - ка как нарядился! Должно быть иностранец какой –нибудь!»
Славянофил: А это про вас сочинили?
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины
В вас не живет, в вас помертвело
Родное чувство
Западник: Про нас.
(Оба раскланиваются и уходят)
Учитель: Ну, так кто же из них Западник, а кто Славянофил? Почему?
Так ли уж далеки друг от друга взгляды западников и славянофилов?
Как споры западников и славянофилов отозвались в нашей современности?
Вывод: Василий Осипович Ключевский, характеризуя деятельность западников и славянофилов заметил: «Задача исторического исследования раздвоилась: для одних предметом его сделались преимущественно генезис и развитие политических форм и социальных отношений, политика и право, для других - рост национальных преданий и обычаев, дух и быт народа... т.е. простым разделением труда в работе...
К.Аксаков высказался еще эмоциональнее: «Да, мы были противниками их, но очень странными, у нас была одна любовь, но не одинакая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство... безграничной, охватывающей все существование к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце было одно».
Дискуссия западников и славянофилов осталась яркой страницей в русской и общественной мысли. Спор о старом и новом нередко вспыхивает среди литераторов, философов, политиков и в наше время, и обращение к истокам разногласий оказывается весьма поучительно.
И западники, и славянофилы были настоящими русскими патриотами, беззаветно любящими свою землю и народ, настоящими русскими интеллигентами. В словаре Оксфордского университета о слове «интеллигент» говорится следующее: «В русском обществе человек, который о благе других думает более чем о собственном.
Учитель: А теперь мне хотелось бы спросить вас, а для чего мы все это вспоминаем?
Ответ: Мне кажется, чтобы можно было понять, что же сейчас происходит?
Учитель: Верно. Нам важно знать наши корни, чтобы суметь оценить сегодняшнее событие. Вот совсем недавно в газете «Аргументы и факты» от
26 сентября опубликовано интервью с известным телеведущим Владимиром Соловьевым, где он заявил следующее: «Когда - то мы спорили с Новодворской - она призывала вытаскивать Россию в западную демократию, словно тонущего ребёнка из воды. Я возражал: а, может, это вовсе не ребёнок тонет, а просто дельфин купается? Глупо тащить страну из её естественного бытия. Наши либералы- западники не понимают, что народ этого не хочет. Их ценности строятся на протестанской морали. А Россия живёт скорее интуитивно, чем прагматично. Поэтому и понимает интуитивных политиков, к которым относится Ельцин, Путин...»
Его высказывание ближе к западникам или славянофилам? Почему?
Ответ: Ближе к славянофилам, потому что он отстаивает самобытный, естественный путь развития России.
Учитель: А каких политиков, ориентированных на Запад вы знаете?
Ответ: Здесь уже говорилось о Новодворской, еще можно назвать Хакамаду, Немцова и «Союз правых сил», Явлинского и «Яблоко».
6. Специфика истории и литературы
Учитель: А теперь вернемся к нашей теме: Русская история и русская литература. Давайте проведем исследовательскую работу, сравним два отрывка:
Первый текст посвящен событиям Северной войны:
«Генеральная баталия началась ранним утром 27 июня 1709 года наступлением шведов на земляные редуты, защищавшие подступы к русскому лагерю. Редуты разделяли ряды наступавших, подвергая их перекрестному ружейному огню».
Второй текст посвящен этим же событиям: А.С.Пушкин. Поэма «Полтава».
И грянул бой. Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский- колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон...
В чем разница между этими текстами? –
Что характерно для каждого из них?
Учащиеся: Первый текст относится к истории. Он в точности воссоздает события прошлого, передаёт их в хронологической последовательности.
Учитель: А что вообще изучает история и для чего?
Учащиеся: История рассказывает о знаменательных событиях прошлого, передает этапы развития общества, исследует причины тех или иных событий, анализирует логику факта.
Учитель: А для чего?
Обратимся к нашему эпиграфу, к словам В.О.Ключевского о профессоре Московского университета Тимофее Грановском: «Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели выносили из его лекций веру в свое будущее...» Великий историк подводит нас к выводу, необходимо знать прошлое, чтобы ориентироваться в настоящем.
А теперь обратимся к поэтическому тексту - отрывку из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
Учитель: С помощью каких языковых средств автор передает быстрое
движение войска?
(с помощью глаголов и деепричастий: «Над падшим строем свежий строй штыки смыкает», «сшибаясь», «бросая»);
(с помощью однородных членов: «Швед, русский - колет, рубит, режет...»)
Учитель: Можно ли сказать, что Пушкин обладает панорамным зрением? Как ему удается создать целостную картину боя.
( от выразительных деталей: «шары чугунные... в крови шипят...»,
«стеной живою отраженной..» А.С.Пушкин переходит к картине –
панораме: «Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, ржанье,
стон, И смерть, и ад со всех сторон).
Учитель: как поэту, никогда не участвовавшему в сражении, удается создать у читателя эффект полного присутствия?
(С помощью художественного зрения, анализа, художественных
деталей и приемов).
Учитель: Добавлю еще, что с помощью творческого воображения, «образного познания», по словам психолога Выготского.
Можно ли сказать, что у истории и литературы
«сердце было одно»?
Да, можно. И история, и литература исследуют, анализируют одни и
те же события. История - через логику факта, литература - через
образное слово, «художественный анализ современного общества»
(В.Г.Белинский), «образное познание» (Выготский)
7. Особенности литературного образования по программе 10 класса?
В чем же особенности литературного образования по программе 10 класса? Главная цель - сделать шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно. Первокурсник должен научиться видеть художественные явления в их развитии. То есть перейти от концентрического изучения литературы к историко – литературному, научиться понимать логику литературного процесса, сопоставлять разные произведения.
По словам Н.Г.Чернышевского наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. В сознании читателя XIX века литература была не только «изящной словесностью», но основой духовного бытия нации. Русский писатель относился к своему творчеству по особому: оно было для него не профессией, а служением. «Учебником жизни» называл литературу Чернышевский, а Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а его идейному противнику.
Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую, духовно – практическую цель. «Слово воспринималось не как звук пустой, а как дело – чуть ли не столь же «религиозно», как и древним карельским певцом Вейнемейненом, который «делал пением лодку». Эту веру в чудодейственную силу слова таил в себе и Гоголь, мечтая создать такую книгу, которая сама, силой лишь высказанных в ней, единственно и неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Россию».
8. Литература второй половины XIX века как образный
«художественный анализ современного общества»
Давайте посмотрим в содержание учебника.
С творчеством каких же писателей мы встретимся?
А.Н.Островский - основатель русского театра. Именно на его первом представлении комедии «Свои люди - сочтемся» зритель воскликнул: «Господи, да откуда же он это взял, ведь это все правда». Читатели вдруг обнаружили, что в мире купечества так же важны такие вечные истины, как любовь, честь, достоинство, поиски смысла жизни. А вместе с творчеством И.С. Тургенева, его «Записками охотника» в литературу пришли крестьяне. В первом же очерке «Хорь и Калиныч» автор называет Хоря «административной головой», сравнивает его с Сократом - древним мыслителем.
Вместе с Тургеневым появилось такое понятие как «тургеневская девушка», что стало синонимом женственности, скромности, жертвенности, духовности. Название романа «Отцы и дети» стало нарицательным. Нигилисту Базарову показалось, что с помощью естественных наук можно объяснить все: и любовь, и общественные отношения, и жизнь. А Лев Николаевич Толстой вообще перевернул историческую науку. В своем романе «Война и мир» он опровергнул мнение, что русские войска проиграли Бородинское сражение (ведь русские оставили Москву). Толстой доказал, что русские одержали нравственную победу в этом сражении, что французы получили такой удар под Бородино от которого уже не смогли отправиться и «дубина народной войны гвоздила французов до тех пор, пока последний француз не покинул русскую землю». Творчество А.П.Чехова - это удивительная страница в русской литературе. Казалось бы, он писал о вещах обыкновенных, а они становились символичными. В пьесе «Вишневый сад» именно сад становится символом родины, чистоты, детства для его хозяев. Но они говорят, говорят, говорят и... раздается стук топора. Они заболтали и растратили все самое дорогое.
Что же удивительного в русской литературе второй половины XIX века?
Почему это период называют золотым веком русской литературы?
Потому что литература этого периода была возведена в достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. Для русского писателя литература стала не профессией, а служением. В основе этой литературы лежали патриотизм, поиски светлого идеала, любовь и добро.. Вот когда говорят об англичанах - подчеркивают чопорность, о французах - раскрепощенность, а что говорят о русских?
Учащиеся: Русская душа
Учитель: Русская душа - это удаль, размах, хлебосольность. А в каких видах искусства эта душа выражается?
Учащиеся: В песне, танце, живописи, литературе.
Учитель: Так чему же и как помогает литература?
Учащиеся: формированию души, внутреннего духового мира.
Учитель: Верно. Слово создало человека, сформировало его душу. И в библии сказано: «Вначале было слово. И слово было Бог». Слово сделало человек человеком. И слово является главным инструментом литературы. Поэтому мы сейчас послушаем стихотворение В.Полторацкого «Слово о словах...»
Учащийся: В.Полторацкий «Слово о словах». (Читает наизусть)
Слова бывают разные-
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые.
То льстивые, фальшивые.
Есть слово - утешения
И слово - удушения.
Есть трезвые и пьяные,
Лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно - грязные,
Одни помогут выпрямить,
Другие - душу вытравить.
Есть речь огнем горящая,
Есть тлением смердящая.
Слова - высокой доблести,
И самой низкой подлости...
Поэт, тебе назначено
Засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как
Чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми,
А добрыми, правдивыми.
Чтоб хлеб добросердечности Д
Давала нива вечности.
Учитель: Мы сейчас говорили о золотом веке русской литературы - литературе второй половины XIX века. Золотой век - по охвату, широте, гуманизации идей, пробуждению «чувств добрых», объединению лучших здоровых народных сил вокруг писателей
Русскую литературу XIX века немецкий писатель Томас Манн назвал святой. Его покорило то, что основой русской литературы стал принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. В ее основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России. Именно во второй половине XIX века реализм, как художественный метод и роман как жанр достигли наивысшего расцвета. Они возникли как попытка разобраться в тех сложных процессах, которые происходили в России и на Западе, когда, по словам Белинского «все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов»
Литература дает образный «художественный анализ современного общества», являясь искусством слова, она, по словам Б.Пастернака, есть «образ мира в слове явленный». Литература как никакое другое искусство характеризует душу народа, его национальное самосознание, его видение мира.
*В чем особенности литературы как искусства?
Итоги урока.
Д/З:
1. Подобрать наиболее выразительные цитаты, характеризующие
взгляды западников и славянофилов.
Письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете слова
Белинского, что литература есть «художественный анализ современности?