Конспект сюжетно-ролевой игры Поездка в Третьяковскую галерею
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 108 г. Ангарска
Конспект
сюжетно-ролевой игры
на тему «Поездка в Третьяковскую галерею»
с использованием ИК технологии
в старшей группе.
Составила:
Воспитатель
Бобришова Анна Григорьевна
Цель: Развитие у детей навыков игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять у детей умение отражать знания о профессиях: эксперт по кредитам, экскурсовод, стюардесса, пилот, продавец авиабилетов, официант, о необходимых атрибутах для работы, действиях в данной профессии.
Расширять умения детей самостоятельно выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Учить детей сменять игровые роли в процессе игры.
Расширять представления о сферах человеческой деятельности: работники галереи, сотрудники аэропорта.
Развивающие:
Развивать умение детей подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развивать умение использовать в игре постройки из строительного материала.
Развивать умение детей объединяться в игре, умение договариваться, распределять между собой роли и материал, умение согласовывать действия друг с другом и совместными усилиями достигать результатов.
Развивать парное ролевое взаимодействие.
Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Развивать умение у детей творческого самовыражения в игре.
Развивать коммуникативные умения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей культуру общения, дружеские взаимодействия.
Воспитывать интерес детей к искусству.
Атрибуты: слайды с изображением улиц Москвы, фильм «С Высоты птичьего полёта», аудиозапись «Шум улиц», карта России.
Банк:
2 платка для экспертов по кредиту
2 компьютерной клавиатуры
Бланки
Рекламные брошюрки
Бумажные деньги
Ручки
2 телефона
2 бейджика Кафе:
Кружечки под чай
Стаканчики для сока
Пакетики чая
Пирожное
Чайные ложечки
Бутылка или коробка из-под сока
Меню
Фартук
Продавец авиабилетов:
Билеты на самолёт
Компьютерная клавиатура
Касса
Деньги
Ручка
Авиастроители:
Чертежи самолёта
Фотография кабины пилота
Фотография салона самолёта
Нарисованные циферблаты
Конструктор «Лего»
Мягкий конструктор
Стюардесса:
Пилотка
Разнос
Микрофон
Коробочки из-под сока
Пассажиры:
Паспорт
Сумочки
Кошельки
Пилот, помощник пилота:
Наушники
Карта маршрута полёта
Экскурсоводы:
Указки
БейджикиДиспетчер:
Наушники
Карта полёта
Радар
Предшествующая работа:
Образовательная область Содержание
Социально-коммуникативное
развитие. Обыгрывание игровых ситуаций: «Кафе», «Банк», «Большая покупка», «Едем в Москву», «Аэропорт», «Самолёт», «Экскурсавод».
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». (официант, банкир, пилот, продавец, стюардесса, экскурсовод, строитель).
Дидактическое упражнение «Кто что делает?» (эксперт по кредитам – заполняет бланки, предлагает выгодный кредит, выдаёт карточку или деньги; продавец авиабилетов – предлагает выбор авиакомпаний, спрашивает данные покупателя, заполняет билет, берёт деньги, отдаёт билет покупателю; официант – предлагает меню посетителю, принимает заказ, приносит заказ; авиастроитель выбираетстроительный материал, чертёж будущего самолёта, строит самолёт; стюардесса приглашает пассажиров в салон самолёта, проверяет билеты и документы, предлагает напитки; экскурсовод приглашает посетителей в здание, показывает экспозиции, рассказывает о них.)
Познавательное развитие .Беседы на темы: «Музеи и галереи», «Банк», «Третьяковская галерея», «Художники»
Рассматривание иллюстраций: «Портреты», «Пейзажи»
Беседы на темы: «Кто работает в банке», «работники аэропорта», «экскурсовод», «Кто водит самолёты», «Как строят самолёты».
Просмотр слайдовой презентации «Галереи и музеи
Москвы», «Музей часов», «Третьяковская галерея».
Д/и «Какие картины есть в Третьяковской галерее, каких картин есть»
Д/и «Что напутал художник»
Беседа «Знакомим детей с художниками и их произведениями».
Оформить альбом «Картины Третьяковской галереи»
Экскурсия в Сбербанк.
Работа с родителями:
Предложить родителям вместе с ребёнком посетить музей часов и музей минералов, понаблюдать за работой экскурсоводов.
Порекомендовать родителям сходить с ребёнком в сбербанк.
Беседа «Деньги. Какие бывают деньги. Зачем нужны людям деньги»
Речевое развитие Чтение рассказа «День в музее»
ФлорансДюкато, ШантальПетен, перевод: Ирина Михайлова
Чтение стихотворений про музеи
Беседа «Что такое цена».
Рассматривание картин из альбома «Картины Третьяковской галереи»
Составление описательных рассказов по картинам из Третьяковской галереи»
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание иллюстраций картин Третьяковской галереи.
Рисование пейзажей по картинам знаменитых художников.
Создание карт – алгоритмов по действиям профессий.
Упражнение «Конструкторы» - чтение схем, алгоритмов разных видов самолётов.
Физическое развитие Подвижная игра «Самолёты».
Игра с мячом «Летает, не летает»
В игре участвует 13 детей.
Роли Ролевые действия
Строитель самолёта
2 ребёнка Обговаривает со своим помощником чертёж самолёта, выбирают строительный материал, строят самолёт.
Стюардесса Проверяет у пассажиров билеты и документы, предлагает пройти в салон самолёта, предлагает напитки.
Эксперт по кредиту
2 ребёнка Обговаривает с каждым клиентом: на что хочет потратить деньги, сколько денег ему для этого нужно; договаривается, какую сумму нужно будет вернуть в банк в конце игры.
Продавец авиабилетов Предлагает выбрать авиакомпанию, спрашивает данные покупателя, заполняет билет, берёт деньги, отдаёт билет покупателю;
Пилот Проверяет готовность самолёта к полёту, запрашивает у диспетчера разрешение на взлёт, разрешение на посадку. Во время полёта запрашивает у помощника температуру за бортом, высоту полёта.
Помощник пилота Следит за панелью управления и докладывает пилоту.
Официант Предлагает меню посетителю, принимает заказ, приносит заказ;
Экскурсоводы
2 ребёнка Встречают остей, предлагают пройти в галерею, показывают картины и рассказывают о них.
Пассажиры Идут в банк, оформляют кредит, получают деньги, покупают билет на самолёт, в кафе покупают напитки, чай, пирожное, проходят в самолёт.
Предполагаемое время: 30 - 40минут.
Организационный момент:
Дети в свободной деятельности.
Воспитатель предлагает детям подойти к ней.
Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о Третьяковской галерее, картинах, которые там находятся. А вы хотите посетить её?
Дети: да
Воспитатель: Где находится Третьяковская галерея?
Дети: В Москве.
(отмечаю на карте Москву)
Воспитатель: Но мы с вами живём далеко от Москвы (отмечаю на карте город Ангарск)
На чём мы сможем быстро добраться до Москвы?
Дети: на самолёте.
Воспитатель: предлагаю детям выбрать ребёнка, который сможет построить надёжный и быстрый самолёт и управлять этим самолётом.
(выбранному ребёнку предлагаю выбрать себе помощника)
После того как детей выберут, они идут подбирать чертёж самолёта и выбирают строительный материал, после чего начинают строить самолёт.
Воспитатель: поездка в Москву очень дорогая и у нас нет необходимой суммы, но так хочется съездить в Третьяковскую галерею! Где же нам взять деньги на поездку?
Дети: взять кредит в банке.
Воспитатель: нам нужен эксперт по кредитам, я предлагаю на эту роль выбрать Настю Ч, так как у Насти мама работает в банке, и она хорошо знает действия эксперта по кредитам.
Воспитатель: и нам нужен второй эксперт по кредитам, он должен хорошо считать.
Задаю детям пример: сколько будет 3+4?
Кто первый сосчитает, тот ребёнок и выбирается на роль эксперта по кредитам. Дети идут готовить банк к открытию.
Воспитатель: а где можно приобрести билеты на самолёт?
Дети: в кассе
Воспитатель: с помощью жеребьёвки мы выберем продавца авиабилетов.
Детям предлагаются карточки, все пустые кроме одной, на которой нарисован самолёт.
Кто вытянет карточку с самолётом, тот и будет продавцом авиабилетов.
Выбранный ребёнок идёт готовить рабочее место.
Воспитатель: остальные дети будут авиапассажирами.
Ход:
Дети подбирают необходимые атрибуты, обустраивают своё рабочее место.
Строители самолёта: просматривают чертёж самолёта, подбирают разные виды строителя: мягкий модуль, конструктор «Лего», деревянный конструктор, игрушки – заместители для панели управления. Строят самолёт, обустраивают кабину пилота необходимой «аппаратурой», расставляют стульчики для пассажиров.
Эксперты по кредиту: обговаривают с каждым клиентом, на что он хочет потратить деньги, сколько денег ему для этого нужно; договариваются, какую сумму нужно будет вернуть в банк в конце игры, заполняют договор, проверяют документы у клиента, выдают деньги или банковскую карточку.
Продавец авиабилетов: предлагает выбрать авиакомпанию, спрашивает данные покупателя, документы, заполняет билет, берёт деньги, отдаёт билет покупателю.
Во время подготовки к полёту, предлагаю одному ребёнку открыть в аэропорту кафе и взять на себя роль официанта.
Дети заходят в кафе, пьют чай, кофе или напитки.
Официант: предлагает меню посетителю, принимает заказ, приносит заказ.
После того как все будут готовы, предлагаю официанту взять на себя роль стюардессы.
Воспитатель: ребята, чтобы самолёт долетел до Москвы и не сбился с курса, нужен диспетчер. Вы разрешите взять эту роль мне?
Дети: разрешаем.
Предлагаю детям пригласить с собой в Москву кассира авиабилетов и экспертов по кредиту.
Стюардесса: приглашает пассажиров на борт самолёта, проверяет у пассажиров билеты и документы, предлагает пройти в салон самолёта, предлагает напитки.
Пилот: Проверяет готовность самолёта к полёту, запрашивает у диспетчера разрешение на взлёт, разрешение на посадку. Во время полёта запрашивает у помощника температуру за бортом, высоту полёта.
Помощник пилота: Следит за панелью управления и докладывает пилоту.
Во время полёта дети рассматривают журналы, пьют напитки, смотрят в иллюминаторы.
(Во время полёта показ фильма «С высоты птичьего полёта»)
После приземления дети сходят с трапа самолёта, и их встречает гид.
Воспитатель берёт на себя роль гида, спросив разрешения у детей.
Воспитатель - гид: уважаемые гости столицы, предлагаю вам пройтись по улицам Москвы. (Показ слайдов иллюстраций улиц Москвы. Звучит аудиозапись «Шум улиц»)
Воспитатель - гид: мы с вами подошли к Третьяковской галерее. Для дальнейшей игры нам нужны экскурсоводы, я на эти роли я предлагаю Лизу и Олега. Если вы помните, они составили хорошие описательные рассказы по пейзажной картине.
Вы согласны с моим выбором?
Дети: да.
Воспитатель - гид: Они проведут экскурсию по Третьяковской галерее и расскажут об известных картинах. Давайте пройдём в галерею.
(дети проходят в приёмную группы – в галерею, где их встречают экскурсоводы)
Экскурсовод 1: здравствуйте, мы рады видеть вас в нашей галерее. Проходите,
пожалуйста.
В галерее развешаны картины известных художников:
Илья Ефимович Репин «Стрекоза»
Валентин Александрович Серов «Портрет Мики Морозова»
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»
Иван Иванович Шишкин «Зима»
Экскурсовод 2: вашему вниманию предоставлена коллекция картин Третьяковской галереи, которая содержит множество шедевров всемирной живописи, и большая ее часть посвящена русскому искусству.
Экскурсовод 1:
(Ребёнок подходит к картине И. Е. Репина «Стрекоза», показывает указкой на эту картину ).
Одной из самых известных портретов Ильи Ефимовича Репина является картина «Стрекоза». Здесь художник изобразил свою старшую дочку Веру Репину. Эта девочка очень похожа на веселую стрекозу. Когда мы смотрим на эту картину, нам кажется, что девочка спрыгнет вниз и побежит играть с ребятами.
Экскурсовод 2: Обращает внимание на картину В. А. Серова «Портрет Мики Морозова»
Нет для художника задачи сложнее, чем писать портрет ребенка. Портрет Мики Морозова - гениальная работа великого мастера Серова.
У Мики широко открытые, блестящие глаза, розовые щеки. Он увлечен происходящим вокруг. Мика охвачен жадным любопытством. Еще одно мгновение, и он бросится навстречу чему-то новому, необычному, интересному.
Экскурсовод 1: предлагает подойти к следующей картине - Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».
Исаак Ильич Левитан - мастер пейзажа-настроения. Природа не раз становилась героиней полотен Левитана. В картине написана самая яркая осенняя пора.
Экскурсовод 2: вместе с детьми подходит к следующему полотну - Иван Иванович Шишкин «Зима».
Перед вами картина Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Художник хотел написать скованный холодом и морозом зимний лес. Художнику удалось передать уснувший под снегом зимний лес. Он как будто уснул до наступления тепла и весны. И только мощные стволы деревьев темнеют на белоснежном фоне.
Экскурсовод 1: Уважаемые гости. В нашей галерее очень много картин и их невозможно просмотреть за один день. Но мы будем рады видеть вас здесь каждый день. Приходите к нам.
Воспитатель с детьми благодарят экскурсоводов за интересную экскурсию.
Дети выходят из галереи.
Окончание игры.
1 вариант:
Воспитатель предлагает детям вернуться на борт самолёта и полететь домой.
Во время полёта дети с воспитателем обсуждают экскурсию: что понравилось в Москве и что было наиболее запоминающимся.
Обращаю внимание детей, на каком хорошем самолёте мы летим, какой слаженный экипаж, как хорошо ведут самолёт - легко ведут самолёт на взлёт и мягко приземляются. Стюардесса внимательная и вежливая.
Если не будет хватать времени, то игра заканчивается по 2 варианту.
2 вариант:
Воспитатель: вам понравилась экскурсия в Третьяковскую галерею?
Дети: да
Воспитатель: у нас есть ещё время до самолёта, и я предлагаю вам погулять по Москве и полюбоваться улицами Москвы. А потом дома мы расскажем, что мы видели в столице нашей страны. Вы согласны?
Дети: да
Воспитатель с детьми идут по группе и рассматривают улицы Москвы.