ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКИЕ УЧЕБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ОТДЕЛЕНИЕ «УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СОШ №2»


Рассмотрено Согласовано с завучем Утверждено
на ШМО 31.08.2016 Заведующий отделением:
Протокол: _________________ ____________
№ 1 от 30.08.2016г. / Н.А. Тихонова/ / В.Г. Усольцева/




.







ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКИЕ УЧЕБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
(Гуманитарный профиль – история и обществознание)





Составитель:
Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории













с.Усть-Ламенка

2016 год

Индивидуализация обучения определяется в современной дидактике как учёт в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Индивидуализация на практике всегда относительна: как правило, принимаются во внимание индивидуальные особенности не каждого учащегося, а группы учащихся, обладающих сходными характеристиками; реализуется данный принцип не во всём объеме учебной деятельности, а лишь эпизодически, в отдельных её видах.
Индивидуализацию обучения следует отличать от индивидуального, личностного и дифференцированного подходов, относящихся, прежде всего к воспитанию.
К индивидуализации обучения относятся такие разнообразные и не похожие друг на друга формы обучения, как семейное и домашнее обучение, обучение в классах, сформированных по уровню подготовленности учеников и с учётом состояния их здоровья. Это также экстернат, самообразование и дистанционное обучение, индивидуальные учебные планы (программы), метод проектов, адаптивное обучение, наконец, индивидуальный подход на уроке (занятии). Индивидуализированное обучение всегда предполагает дифференциацию учебного материала.
Академический аспект индивидуализации.
Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы и интеллектуального развития помогает разделить школьников на две соответствующие группы и дифференцировать с ними работу. Как показали исследования и практика, у детей, для которых характерна незрелость эмоционально-волевой сферы в сочетании с нарушениями внимания, но относительно успешно справляющихся с решением невербальных и вербальных задач, трудности в обучении обусловлены несформированностью механизмов регуляции деятельности. Работа с такими детьми при индивидуализации обучения, рационально организованном учебном процессе, дозировании заданий по времени и объёму может дать положительную динамику в усвоении знаний и представлений по школьной программе. Школьники, у которых в структуре познавательной деятельности превалирует интеллектуальная недостаточность, нуждаются в направленном коррекционном обучении.
Диагностика знаний и умений ученика по каждому предмету. Проводится учителем в начале сентября (нулевой срез) и в конце каждой четверти и координируется классным руководителем. Позволяет учителю контролировать уровень знаний и умений; оценивать прогресс ученика за четверть; определять пробелы в знаниях ученика.
Независимое тестирование по каждому предмету (система закрытых тестов с выбором ответов из предложенных и на установление соответствия двух рядов информации). Учитель получает и детальную картину уровня обученности всех учеников по всем выбранным темам; материал для сопоставления результатов каждого ученика по своему предмету и в сравнении с другими предметами; рейтинг ученика, отражающий его успехи относительно успехов других учеников без учёта абсолютных показателей обученности; возможность сравнить данный рейтинг с рейтингом оценок, выставленных на уроках.
Выведение среднего балла каждого класса в целом (подсчитывается еженедельно и ежемесячно, отражается на доступных для ознакомления графиках). Позволяет учителю оценить динамику успешности ученика, сравнить его успехи по предметам.
Методологический аспект.
Работа по надпредметным программам «Алфавит», «Прояснение слова», «Вдумчивое и углублённое чтение», «Ораторское искусство», «Письмо» идёт на всех уроках. Контроль числа «прояснённых» (выписанных со всеми значениями из словарей) слов, проанализированных текстовых фрагментов, подготовленных устных выступлений и написанных эссе должен осуществлять еженедельно классный руководитель. Помогает учителю организовать работу по совершенствованию общеучебных умений учащихся (работа со словарём, навыки чтения, письма, устного выступления). Наличие в кабинете информации для всеобщего обозрения об уровнях исторического образования, об общих умениях и навыках.
Личностный аспект индивидуализации обучения.
Создание и обновление ПУДа – портфеля учебных достижений (портфолио) всех учащихся не зависимо от качества выполненной работы. Составляется классным руководителем.
Формы работы учащихся.
Выполнение общих для всех домашних заданий.
Выполнение индивидуализированных домашних заданий.
Работа по выданному учителем подряд-заданию (список заданий на один урок) или индивидуальной программе (программа занятий на один месяц).
Работа по надпредметным программам, смотрите выше.
Цели индивидуализации работы с неуспевающими учениками.
Образовательные цели:
усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся;
содействие реализации учебных программ;
преодоление каждым учащимся его абсолютного и относительного отставания,
углубление знаний, исходя из интересов и способностей учащихся.
Развивающие цели:
Формирование и развитие логического мышления;
Формирование и развитие креативности и общеучебных умений;
Формирование и развитие познавательного интереса;
Формирование и развитие мотивации обучения.
Направление
Дата выполнения
Характеристика деятельности
Класс (Ф.И.)

Психологическая диагностика эмоционально-волевой и познавательной деятельности
Сентябрь-октябрь
















Ноябрь







В течение года
Проводя дифференциально-психологическую диагностику детей, целесообразно рассматривать их умственные возможности в контексте развивающегося самосознания и формирования эмоционально-волевой сферы. При обследовании детей используются характеристики родителей и учителей о поведении ребёнка дома и на уроках, изучаются продукты деятельности детей (рисунки, поделки, тетради). Проводить обследование, определяющее уровень познавательной деятельности, помогают анкеты для учителя и родителя. Анкета №1 (см. приложение) даёт возможность сравнить поведение ребёнка дома и в школе, а, кроме того, проанализировать особенности его взаимоотношений с разными взрослыми. Анкета №2 (см. приложение) позволяет фиксировать реакции во время тестирования и получить представление о степени сформированности эмоционально-волевой сферы деятельности ребёнка.
Дети делятся на две группы по выраженности и характеру недостатков познавательной деятельности.
Первая группа – это школьники, у которых трудности обучения главным образом обусловлены недостатками произвольной регуляции (эмоционально-волевая сфера и внимание).
Вторая группа – это учащиеся с интеллектуальной негрубой первичной недостаточностью.
Тестирование по истории и по обществознанию: обучающее, текущее и итоговое.
5 –11 классы.
Первая группа – это школьники, у которых трудности обучения главным образом обусловлены недостатками произвольной регуляции (эмоционально-волевая сфера и внимание).
1 группа:
5 класс – Евлоев Абдула, 6 класс – Балакин Сергей, Медведев Дмитрий, 7 класс – Афанасьев Сергей, 8 класс – Ложников Олег, 9 класс – Манаков Никита, Шестаков Данил, Мамергов Алик, Винокуров Никита; 10 класс – Решетников Толя
Вторая группа – это учащиеся с интеллектуальной негрубой первичной недостаточностью.
2 группа:
5 класс – Начинов Саша, 6 класс – Непримеров Семён, 9 класс – Колов Виталий

Работа с группой №1.
Сентябрь – октябрь


Ноябрь – декабрь





Январь - апрель
Ликвидация режимных трудностей. Беседа и практические рекомендации «Мой оптимальный режим» - сочетание рабочих часов со временем отдыха. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ликвидация коммуникативных трудностей. Развитие межличностных отношений, формирование навыков работы в паре и группе. Развитие речи, простейшие логопедические упражнения по ликвидации дефектов речи. Предупреждение грамматических и исторических ошибок при написании рассказов, эссе, ответов на вопросы.
Развитие памяти, мышления, внимания, воображения. Упражнения на развитие непроизвольного и произвольного внимания. Описание картин, музыкальных произведений с целью развития воображения. Решение проблемных задач, создание модуля для логического рассказа и раскрытия темы или подтемы. Упражнения для развития всех видов памяти (зрительной, рациональной, слуховой) во взаимосвязи.
1 группа:
5 класс – Евлоев Абдула, 6 класс – Балакин Сергей, Медведев Дмитрий, 7 класс – Афанасьев Сергей, 8 класс – Ложников Олег, 9 класс – Манаков Никита, Шестаков Данил, Мамергов Алик, Винокуров Никита; 10 класс – Решетников Толя


Работа с группой №2.
В течение всего года
Работа на уроке.
Подготовка к восприятию нового материала.
1) Заполнение таблицы (см. приложение №3).
2) Составление вопросов для изучения темы.
3) Выполнение заданий по карточкам.
Изучение нового материала.
1) индивидуальный проект или работа на основе подряд- задание.
2) сочетание индивидуальной и групповой (классной) форм работы.
3) сочетание фронтальной и индивидуально (дифференцированной) работы.
Закрепление материала.
1) внимательное слушание;
2) наблюдение;
3) ответы на вопросы;
4) формулирование вопросов;
5) чтение учебника.
Контроль знаний.
Если ученик из «слабой» группы успешно выполняет задания первого уровня, он получает отметку «5», тогда как сильный школьник должен выполнить задания повышенного уровня.
Домашнее задание – должно быть дифференцированно и направлено на развитие интереса.
1) подготовить рассказ по рисунку или картине;
2) пересказ пункта из параграфа;
3) устное сообщение;
4) выполнение рисунка, карты-схемы, таблицы и т.п.
5) посещение музея вместе с родителями.
Работа во внеурочное время.
Отработка полученных знаний, навыков и приёмов работы на уроке сразу же в этот день после уроков.
2 группа:
5 класс – Начинов Саша, 6 класс – Непримеров Семён


























5-10 классы (см. Ф.И. учеников выше)


ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета №1.
Дата заполнения.
Ф.И.О.
Год, число, месяц рождения.
Домашний адрес, телефон.
Детское учреждение.
Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а, б, в, г.
Трудности в поведении: а) имеются; б) отсутствуют. Трудности в обучении: а) имеются; б) отсутствуют.
I. Особенности эмоционально-волевой сферы, внимания.
Проявляет ли ребенок:
1. Нервность (нервозность), тревожность: а) очень часто, б) обычно, в) редко, г) очень редко.
2. Двигательное беспокойство; расторможенность: а) очень часто, б) обычно, в) редко, г) никогда.
3. Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность: а) очень часто, б) обычно, в) редко, г) никогда.
4. Утомляемость, истощаемость: а) очень часто, б) обычно, в) редко, г) очень редко.
Раздражительность, агрессивность: а) очень часто, б) обычно, в) редко, г) никогда.
Вялость, пассивность: а) очень часто, б) обычно, в) редко, г) никогда.
Робость, скованность: а) очень часто, б) обычно, в) редко, г) никогда.
II. Особенности познавательной деятельности.
Как ребёнок запоминает:
А) очень хорошо; Б) хорошо; В) посредственно; Г) плохо.
Как понимает объяснения:
А) очень хорошо; Б) хорошо; В) посредственно; Г) плохо.
Познавательная активность (стремление к новым знаниям):
А) высокая; Б) средняя; В) низкая; Г) отсутствует.
Колеблется ли успешность выполнения однотипных учебных заданий:
А) очень часто, Б) обычно, В) редко, Г) очень редко.
Может ли ребёнок перестроиться на другой вид деятельности:
А) легко; Б) не легко, не трудно, В) с трудом, Г) с большим трудом.
III. Имеются ли нарушения в двигательной сфере, координация движения:
А) да; Б) нет.
О других специфических особенностях поведения, характера познавательной деятельности (если они имеются) просьба написать на обороте.
Анкета-характеристика №2.
Дата заполнения.
Ф.И.О.
Год, число, месяц рождения.
Домашний адрес, телефон.
Детское учреждение.
I. Реакции, выявляемые на протяжении обследования.

Проявление


сильное
среднее
слабое

1
Оживлённость
А
Б
В

2.
Поспешность, импульсивность
А
Б
В

3
Неусидчивость
А
Б
В

4
Истощаемость, пресыщаемость
А
Б
В

5
Тревожность, нервозность
А
Б
В

6
Скованность, робость
А
Б
В

7
Неуверенность
А
Б
В

8
Вялость, пассивность, медлительность
А
Б
В

9
Негативизм
А
Б
В

II. Отношение к успеху – неуспеху (при заполнении подчеркнуть).
Заинтересованность в результатах выполнения заданий, активность.
Агрессивно-раздражительные реакции (при неудачах).
Сдержанные реакции.
Заключение по результатам анкетирования анкеты-характеристики №2.
Первый вариант.
При сочетаниях: I 1б, в; I – 2 б, в; I – 3 в; I – 4 в; I – 5 в; I I – 1. 3 можно констатировать, что ребёнок демонстрирует адекватные для возраста эмоциональные реакции.
Второй вариант.
При сочетаниях: I – 1а; I – 2а, б; - 3а, б; I – 4 а, б; I – 5 а, б; I I – 2 можно предполагать, что у ребёнка недостаточная произвольная регуляция (по типу гиперактивности).
Третий вариант.
При сочетаниях: I – 6; I – 7; I – 8; I 9; I I – 2 можно констатировать, что у ребёнка имеются нарушения эмоционально-волевой регуляции деятельности (по апатико-адинамическому типу).
Заполните две первые графы таблицы (третья графа заполняется после изучения темы).
Что вы знаете по теме?
Что бы вы хотели узнать по теме?
Что вы узнали по теме?














13PAGE 15


13PAGE 14115




15