Народнопоэтическая основа образа Земфиры в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»
Народнопоэтическая основа образа Земфиры в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»
В 1824 году Пушкин пишет поэму «Цыганы», в которой стремится создать обобщенный характер молодого человека XIX века. В основе поэмы лежит противоречие между цивилизацией и первобытнообщинным цыганским обществом, между «европейским просвещенным человеком» и «дикими». Простыми людьми. Пушкин, который сам путешествовал с табором цыган, отдает предпочтение их вольному миру.
В жизни цыган поэт отмечает две главные особенности: вольность и бедность. Цыганский табор беден, лишен роскоши, но в нем живут вольные и смелые люди.
Реалистические картины жизни цыган в сочетании с общим романтическим пафосом и стилем поэмы делают ее неповторимой, своеобразной и прекрасной.
Главная героиня поэмы – молодая красивая цыганка Земфира .Она является частицей степного приволья, которое ее окружает:
Здесь люди вольны, небо ясно,
И жены славятся красой
В поэме поэт говорит о женской красоте, но мы практически не найдем описания внешности Земфиры. Об этом можно только догадывается:
С ним черноокая Земфира
Поэт останавливает свое внимание на одежде цыганок:
Лохмотьев ярких пестрота
В Цыганах А. Пушкин нам показал необычный женский образ. Например, обязанности женщины. Многие женские заботы здесь перекладываются на мужские плечи или выполняются совместно:
Семья кругом готовит ужин
Настанет ночь; они все трое
Варят нежатое пшено;
Старик уснул и все в покое,
В шатре и тихо и темно
Песня является неотъемлемой частью цыганской жизни. Ее любили в России, ее страстно любил Пушкин. И нет ничего удивительного, что поэт включил в поэму цыганскую песню, которую поет Земфира. В основу этой песни положена цыганская хора – плясовая, хороводная песня, которая была записана Пушкиным во время южной ссылке на молдавском языке:
Старый муж. Грозный муж.
Режь меня, жги меня:
Я тверда, не боюсь
Ни ножа. Ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя:Я другого люблю,Умираю любя.Режь меня, жги меня ;Не скажу ничего;Старый муж, грозный муж Не узнаешь его.
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда Мы твоей седине !
Песня Земфиры – это сама Земфира. В ней полностью раскрывается столь же дикий, неистово страстный, ни перед чем не останавливающийся, непримиримо смелый, вольный, как ветер, характер цыганки.
Земфира проста, как дитя, капризна, как дитя. безжалостна, как иногда бывают, не осознавая этого, дети. Многозначительно ее сравнение с луной: сияющая. «вольная» луна, которая пышно озаряет облака. И старик говорит о Земфире, сравнивая ее с ночной красавицей:
Кто место в небе ей укажет
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись
Надо отметить и принятую цыганами свободную любовь, которую не понимают цивилизованные люди. Так не понимает ее Алеко. Старик говорит нам о своей бывшей жене Мариуле, которая оставила ради новой любви и мужа. И маленькую дочь. Эта история подтверждает, что “непостоянство” Земфиры не исключение, что это не является особенностью чисто её характера . Свобода любви- закон племени.
Материал поэмы “Цыганы “основан на предании, меньше наблюдается сказочных элементов. Пребывание на юге Пушкина способствовало развитию его интересов к песенному фольклору. В поэме образ женщины сопровождается песней. Заметно обращение поэта к широким и правдивым картинам быта народа ,этнографическим данным . Всем этим богат и интересен материал поэмы Пушкина.
15