: Особенности развития архитектуры, живописи, скульптуры и театра России в первой половине XIX века.

Разработка сценария урока истории в 8-ом классе
Тема урока: Особенности развития архитектуры, живописи, скульптуры и театра России в первой половине XIX века.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: углубить у учащихся комплексные представления об особенностях развития отечественной культуры первой половины XIX века, особенно в области архитектуры, живописи и театра.
Задачи урока:
Образовательные – ознакомить учащихся с крупными достижениями отечественной культуры первой половины XIX века в архитектуре, живописи, скульптуре и театре.
Воспитательные – воспитать уважение к истории, культуре, традициям своего народа, нравственно-эстетического отношения к окружающему миру.
Развивающие – формировать у учащихся навыков анализа и систематизации полученных знаний, установление преемственных связей различных эпох (сентиментализм, романтизм, реализм), развивать у них мыслительные и коммуникативные способности.
Используемая литература:
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Шкарлупина Г. Д. Преподавание истории и обществознания/ Г. Д. Шкарлупина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Ведущие приемы и средства обучения:
· Образная характеристика.
· Сообщения учащихся.
· Работа над иллюстрациями
Понятия и идеи: архитектурный стиль, романтизм, классицизм, ампир, жанры в живописи, русско-византийский стиль.
Оборудование урока: компьютер совмещен с интерактивной доской или проектором и экраном, ПМК : интерактивные плакаты «История России XVIII-XIX века» компании «Новый диск».
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
История России (7 класс): русское искусство второй половины XVIII века.
Новая история (7 класс): архитектура и живопись классицизма.
 
Этапы урока: Хронометраж:
Организационный момент. 1,5 мин.
Актуализация занятий. 7 мин.
Изучение нового материала. 25 мин.
Закрепление изученного материала. 8 мин.
Подведение итогов урока. 3,5 мин.
 Итого: 45 мин.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы продолжим знакомиться с достижениями отечественной культуры первой половины XIX века в архитектуре, живописи, скульптуре и театре.
Проверка домашнего задания.
Второй этап урока проходит в нескольких вариантах: один из учащихся устно рассказывает значения понятий сентиментализм, романтизм, реализм, «золотой век» русской литературы, «желтая» пресса, открытость культуры. Остальные учащиеся работают в тетрадях, выполняя задание с экрана – «вставить пропущенные слова» из раздела ПМК «Российская империя в первой половине XIX века: культура: литература» («Новый диск»).
Изучение нового материала проходит согласно плану:
· Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX века: влияние на развитие архитектуры, живописи и театра политических событий.
· Архитектура: время расцвета русского градостроительства, творчество А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К. Росси.
Учитель. Ребята, давайте вспомним характерные черты классицизма.
Ученики. Создание крупных ансамблей, их единство и гармоничность.
Учитель. Русская архитектура первой половины XIX века связана с традициями позднего классицизма. Это особенно проявилось в Петербурге.
 
· Живопись и скульптура: время исканий и расцвета, творчество О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, А. А. Иванова, П. А. Федотова.
Учитель. Вспомните имена поэтов-романтиков.
Ученики. Жуковский, Батюшков, Баратынский, Лермонтов, Пушкин.
Учитель. Художники, как и поэты, тоже могут принадлежать к определенным течениям. Если бы вы встретили «романтика», вы бы смогли отличить его от других людей? По каким признакам?
Ученики. Мечтательность, отстраненность от жизни, созерцательность, благородство, устремленность к туманному, несбыточному идеалу.
Учитель. Давайте попытаемся выяснить, что же есть «романтичного» в работах Брюллова, Кипренского, Тропинина.
(Рассмотрение и анализ работ художников).
Учитель. А теперь давайте попытаемся подвести итог. Так чем же характерен русский романтизм в живописи?
Ученики. Интересом к внутреннему миру человека. Художники изображали человека прекрасным, особенно красив его внутренний мир.
 
· Музыка: обращение к народной мелодии и национальной тематике, творчество А. С. Даргомыжского и М. И. Глинки.
Учитель. В первой половине XIX века тематика музыкальных произведений в основном обуславливалась развитием исторической науки и проявлением интереса к родной истории. В это время развивается традиция русского романса. Самым выдающимся произведением считается «Жизнь за Царя» М. И. Глинки. Это первая классическая национальная русская опера. Романтизм проявляется в операх Верстовского «Аскольдова могила», «Вадим». В произведениях Даргомыжского «Эсмеральда», «Русалка» развивается психологизм, также свойственный романтизму.
 
· Театр: переворот в русском театре, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов.
На этом этапе урока, кроме слова учителя и чтения текста учебника §17, используются сообщения учащихся.
Темы докладов и сообщений:
Русский театр в первой половине XIX века.
П. С. Мочалов – выдающийся русский актер.
М. С. Щепкин – реформатор русского театра.

Закрепление изученного материала проходит при выполнении задания:
составьте краткие тезисы к ответу на вопрос о значении русской живописи и музыки первой половины XIX века.
· В русской живописи первой половины XIX века утверждение романтизма происходило одновременно с отмиранием классицизма.
· Наиболее ярко романтический идеал воплотился в творчестве О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова.
· В музыке романтизм ярче всего выразился в романсе.
· Возникновение национальной школы русской музыки связанно с именем М. Глинки. В своем творчестве он соединил богатства народной мелодии и высочайшие достижения европейской музыки.
· В творчестве художников и композиторов происходит обращение к народным истокам и традициям.
 
На этом этапе урока делаются выводы по изученному материалу, оценивается работа учащихся и объясняется выполнение домашнего задания (изучение текста §17, выполнение заданий на с. 121).