Программа элективного курса по литературе серебряный век русской поэзии.
ГБОУ "Гимназия Назрановского района"
с.п. Али-юрт Республика Ингушетия
Рабочая авторская программа
элективного курса по литературе для 11 класса
«Серебряный век русской поэзии»
Составитель Нальгиева Лида Халитовна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Авторская программа элективного курса «Серебряный век русской поэзии» предназначена для учащихся 11 класса, планирующих сдавать ЕГЭ по
литературе. Курс имеет практическую направленность не только для формирования знаний учащихся творчества поэтов Серебряного века, но и для развития их умений и навыков анализа поэтического произведения. Предметом изучения данного курса является жизнь и творчество поэтов Серебряного века в контексте культурной жизни рубежа веков.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Русская поэзия конца 19 – начала 20 в.». Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество представителей различных литературных течений рубежа веков, однако культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы и построена таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по предыдущим темам элективного курса или знаниями базового уровня по литературе, по смежным дисциплинам , предоставляет возможность интеграции в национальную культуру. Интеграция литературы с другими видами искусства (музыкой, живописью), предполагаемая этой программой, позволит учащимся лучше понять, в чём состоит своеобразие культуры Серебряного века.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Программа может подойти к любому УМК, и может быть реализована как в профильном, так и в общеобразовательном классах.
Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Цели курса:
дать учащимся целостное представление о периоде, именуемом в литературе "Серебряный век русской поэзии".
Задачи:
сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в литературе Серебряного века;
развить у старшеклассников навыки филологического прочтения отдельных произведений и в целом творчества поэтов рубежа веков;
повысить общую культуру учащихся, развить у них художественный вкус, пробудить стремление к вдумчивому чтению.
Методы обучения
-словесный
-объяснительно- иллюстративный
-репродуктивный
-проблемно-поисковый
-эвристический и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
владение диалогической и монологической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Тематическое планирование по элективному курсу
«Серебряный век русской поэзии»
№ п/п
Название раздела. Тема занятия.
Форма организации занятия
Кол-во часов
1
2
ВВЕДЕНИЕ.
Серебряный век: имена.
Русская культура Серебряного века.
Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Место поэзии в культуре Серебряного века.
Лекция с элементами беседы.
Лекция + сообщения учащихся.
2 часа
1 час
1час
3-4
5
6
7
8
СИМВОЛИЗМ
Символисты: отношение к миру.
Декаденты, «старшие символисты», «младосимволисты».
Творчество В. Брюсова.
«Трижды и семижды чтимый поэт» - лидер символистов.
Психологический портрет лирического героя ранних поэтических сборников В. Брюсова
Восприятие реального мира лирическим героем В. Брюсова.
Мотив трагического одиночества в творчестве В. Брюсова.
Лекция с элементами беседы и анализа стихов.
Лекция + анализ стихотворений.
Практикум – анализ стихов.
Практикум – анализ стихов.
Практикум – анализ стихов.
6 часов
2 часа
1 час
1час
1 час
1 час
9
10
11
12
13
14
АКМЕИЗМ
Возникновение «Цеха поэтов» в Петербурге.
Итальянское Возрождение в творчестве акмеистов.
Творчество Н. Гумилёва.
Метаморфозы души лирического героя
Анализ ранних стихотворений Н. Гумилёва.
Первые сборники стихов.
«Огненный столп» - последний сборник Гумилёва.
«Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Мандельштама.
Тютчевские мотивы в книге стихов
О. Мандельштама «Камень».
Лекция + анализ стихов.
Практикум – анализ стихов.
Практикум – анализ стихов.
Практикум – анализ стихов
Сравнительный анализ стихов.
Сравнительный анализ стихов.
6 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
15
16
ФУТУРИЗМ
Конфликтность и полемичность поэзии футуристов.
Анализ стихотворений И. Северянина,
В. Хлебникова.
Лекция
Практикум.
2 часа
1час.
1 час
17
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Трагическая судьба поэтов Серебряного века.
Беседа.
1 час
1час
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (17 часов).
Введение «Серебряный век: имена» (2 часа).
Обзорная лекция с элементами беседы.
Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков. Условность временных рамок Серебряного века. Основные тенденции в развитии философии, живописи, музыки, театра, литературы. Подъём лирического искусства. Декадентство как явление в культуре Серебряного века (декаденты Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус).
Раздел 1. «Символизм» (6 часов).
Символизм как направление в искусстве. "Старшие"символисты."Младосимволисты."
Влияние на символистов В.С. Соловьёва. Вера в Софию, воплощение Мудрости, Добра и красоты.
Основные черты символизма. В.Я. Брюсов – лидер символистов. Статья
В.Я. Брюсова « О искусстве». Стихотворения В.Я. Брюсова «Творчество»,
«Предчувствие», «В ночной полумгле», «Первый снег», «Мучительный дар»,
«Юному поэту», «Путь к высотам». Поэтика намёка и иносказания в лирике В. Брюсова. Лирический герой стихотворений В. Брюсова. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты. Понимание слова как элемента тайнописи.
Самостоятельная работа:
составление учащимися композиции по ранним поэтическим сборникам
Брюсова, монтажа по автобиографическим материалам и воспоминаниям современников.
Оборудование:
фотопортреты В. Брюсова; иллюстрации к ранним стихам Брюсова, выполненные учениками; «Соната № 2» С. Рахманинова; репродукции
К. Моне «Скалы в Бель-Иль», В. Борисова-Мусатова «Водоём»; таблица словесных образов, из которых слагаются картины реального мира и картины мира мечты в лирике В. Брюсова.
Раздел 2 «Акмеизм» (6 часов).
Основные положения манифестов Н. Гумилёва, О. Мандельштама,
С. Городецкого. Создание «Цеха поэтов» (1911-1914г.г.). "Манифест" школы акмеистов. Журнал "Гиперборей": ежемесячник стихов и критики.
Основные признаки акмеизма. Итальянское Возрождение в русской литературе Серебряного века. Стихотворение Н. Гумилёва «Фра Анжелико» и стихотворение С. Городецкого «Фра Беато Анжелико». Образ лирического героя в стихотворениях Н. Гумилёва «Старый конквистадор», «Капитаны», «У меня не живут цветы», «Отравленный». Конкретность и вещественность образов О. Мандельштама. Стихотворения О. Мандельштама «Silentium», «Я скажу тебе с последней прямотой». «Silentium» О. Мандельштама и «Silentium!» Ф.И. Тютчева. Традиции Тютчева в лирике Мандельштама.
Оборудование:
репродукции полотен Леонардо да Винчи «Джаконда», Микеланджело «Корзина с фруктами»; репродукции картин фра Беато Анжелико.
Раздел 3 «Футуризм» (2 часа).
Основные принципы футуризма. Кубофутуризм. Манифест русского футуризма «Пощёчина общественному вкусу». Отказ от традиций. Одержимость идеей разрушения старого мира.
Поэты содружества "Центрифуга".
Эгофутуризм. Манифест эгофутуризма.
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов.
Словотворчество И. Северянина, В. Хлебникова. Стихотворения поэтов-футуристов (по выбору).
Оборудование:
репродукции полотен К. Малевича «Крестьянка», В. Кандинский «Композиция», «Арабы», «Доминирующая кривая», М. Шагала «Прогулка»
Формы контроля: реферат, творческий отчёт, составление композиции или монтажа о творчестве поэтов, написание сценария литературного вечера.
Литература.
1.Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1996.
2.Бек Т. «Серебряный век» русской поэзии. Силуэт явления// Первое сентября. Литература, 1997, № 21/ июнь.
3.Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1998.
4.Михеева С.А. Серебряный век русской поэзии (К постановке вопроса в школе) // « И век серебряный, как месяц молодой» Калининград, 1990.
5.Островский Г. Рассказы о русской живописи. М., 1983.
6.Русские художники от «А» до «Я». М., 1996.
7. Ходасевич В. Стихотворения. М., 1989.
8.Эстетика: Словарь/ под ред. Беляева А.А. М., 1989.
9.Айхенвальд Ю. Валерий Брюсов// Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.
10.Казак Вольфганг. Лексикон русской литературы ХХ века. М.: РИК «Культура», 1996.
11.Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. М.: Наука, 1984.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415