Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса «Серебряный век русской поэзии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
Рабочая программа элективного курса
по литературе для 11 класса
«Серебряный век русской поэзии»
Программу разработала: Якимова А.И.,
учитель русского языка и литературы
г.Семикаракорск, 2015 год
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Цели курса
3.Тематическое планирование
4.Основное содержание
5.Требования к умениям и навыкам
6.Литература
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Серебряный век русской поэзии» предназначена для учащихся 11 класса.
«Серебряный век» – один из ярких и блистательных периодов в истории развития русской литературы. Но рассматривать его без учета тысячелетней истории России, ее национальной культуры, религии - нельзя. Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников слова, а также невозможно не учитывать того, что русский ренессанс «произрастал» из «большого», европейского, Ренессанса.
Все выше перечисленные «составляющие» являются истоками рождения «новой поэзии» 1900 – 1920 годов. В современных УМК по литературе этот культурный пласт очерчен нечетко, фрагментарно. Желание глубже, подробнее познакомить учащихся с этим удивительным феноменом отечественной литературы послужило причиной создания собственной программы элективного курса «Серебряный век» русской поэзии».
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Русская поэзия конца 19 – начала 20 в.». Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество представителей различных литературных течений рубежа веков, однако культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы и предоставляет возможность интеграции в национальную культуру. Интеграция литературы с другими видами искусства (музыкой, живописью), предполагаемая этой программой, позволит учащимся лучше понять, в чём состоит своеобразие культуры Серебряного века. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности поэта, а следовательно, и к его творчеству.
Программа «Серебряный век русской поэзии» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества поэтов Серебряного века, сколько для развития их умений и навыков анализа поэтического произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется проводить в первом полугодии 11 класса.
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа стихотворения), на которых учащиеся осваивают творчество поэтов Серебряного века: читают и анализируют стихи, обобщают информацию о литературном процессе рубежа веков.
Место предмета в базисном учебном плане: программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Цель элективного курса - дать учащимся целостное представление о периоде, именуемом в литературе «Серебряный век русской поэзии».
Основные задачи курса.
а) Образовательные:
- познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода конца Х1Х-начала ХХ в., показать роль их мировоззрения на отечественную литературу ХХ в.;
- учить познавать художественный мир поэта в историко-литературном, культурном, философском аспектах;
- подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету «Литература».
б) Развивающие:
- совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся (в том числе и поэтические);
- совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;
- формировать у учащихся целостное представление о причинах, истоках рождения «новой поэзии»;
- учить грамотно строить высказывания (речь) в различных жанрах и формах;
- развивать творческие способности и исследовательские умения и навыки в соответствии с умственным и интеллектуальным потенциалом учащихся.
в) Воспитательные:
-воспитывать интерес к поэзии;
-приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении для элективного курса «Серебряный век русской литературы» приоритетами являются:
сравнение, сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
владение диалогической и монологической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Программа может подойти к любому УМК, а также быть реализована как в профильном, так и в общеобразовательном классах.
Результатом работы на занятиях элективного курса должен стать духовный рост ученика, его общее интеллектуальное развитие, успешная сдача итоговой аттестации.
Тематическое планирование элективного курса
«Серебряный век русской поэзии»
№ п/п
Название раздела. Тема занятия.
Форма организации занятия
Количество часов
1
2
ВВЕДЕНИЕ.
Серебряный век: имена.
Русская культура Серебряного века.
Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Место поэзии в культуре Серебряного века.
Лекция с элементами беседы.
Лекция + сообщения учащихся.
2 часа
1 час
1 час
3-4
5
6
7
8
СИМВОЛИЗМ
Символисты: отношение к миру.
Декаденты, «старшие символисты», «младосимволисты».
Творчество В. Брюсова.
«Трижды и семижды чтимый поэт» - лидер символистов.
Психологический портрет лирического героя ранних поэтических сборников В. Брюсова
Восприятие реального мира лирическим героем В. Брюсова.
Мотив трагического одиночества в творчестве В. Брюсова.
Лекция с элементами беседы и анализа стихов.
Лекция + анализ стихотворений.
Практикум – анализ стихов.
Практикум – анализ стихов.
Практикум – анализ стихов.
6 часов
2 часа
1 час
1час
1 час
1 час
9
10
11
12
13
14
АКМЕИЗМ
Возникновение «Цеха поэтов» в Петербурге.
Итальянское Возрождение в творчестве акмеистов.
Творчество Н. Гумилёва.
Метаморфозы души лирического героя
Анализ ранних стихотворений Н. Гумилёва.
Первые сборники стихов.
«Огненный столп» - последний сборник Гумилёва.
«Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Мандельштама.
Тютчевские мотивы в книге стихов
О. Мандельштама «Камень».
Лекция + анализ стихов.
Практикум – анализ стихов.
Практикум – анализ стихов.
Практикум – анализ стихов
Сравнительный анализ стихов.
Сравнительный анализ стихов.
6 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
15
16
ФУТУРИЗМ
Конфликтность и полемичность поэзии футуристов.
Анализ стихотворений И. Северянина,
В. Хлебникова.
Лекция
Практикум.
2 часа
1час.
1 час
17
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Трагическая судьба поэтов Серебряного века.
Беседа.
1 час
1час
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (17 часов)
Введение «Серебряный век: имена» (2 часа)
Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков. Условность временных рамок Серебряного века. Основные тенденции в развитии философии, живописи, музыки, театра, литературы. Подъём лирического искусства. Декадентство как явление в культуре Серебряного века (декаденты Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус).
Темы рефератов:
1.В.С. Соловьёв – философ, богослов, публицист, поэт.
2. « Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» (К. Бальмонт)
3. « Я – бог таинственного мира» (Ф. Сологуб)
4. «Цех поэтов» – общность акмеистов.
5. « Я – гений, Игорь Северянин»
Оборудование:
репродукции полотен В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина,
М. Врубеля; музыкальные композиции С. Рахманинова, А. Скрябина.
Раздел 1. «Символизм» (6 часов).
Символизм как направление в искусстве. Влияние на символистов
В.С. Соловьёва. Вера в Софию, воплощение Мудрости, Добра и красоты.
Основные черты символизма. В.Я. Брюсов – лидер символистов. Статья
В.Я. Брюсова « О искусстве». Стихотворения В.Я. Брюсова «Творчество»,
«Предчувствие», «В ночной полумгле», «Первый снег», «Мучительный дар»,
«Юному поэту», «Путь к высотам». Поэтика намёка и иносказания в лирике В. Брюсова. Лирический герой стихотворений В. Брюсова. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты. Понимание слова как элемента тайнописи.
Самостоятельная работа:
составление учащимися композиции по ранним поэтическим сборникам
Брюсова, монтажа по автобиографическим материалам и воспоминаниям современников.
Оборудование:
фотопортреты В. Брюсова; иллюстрации к ранним стихам Брюсова, выполненные учениками; «Соната № 2» С. Рахманинова; репродукции
К. Моне «Скалы в Бель-Иль», В. Борисова-Мусатова «Водоём»; таблица словесных образов, из которых слагаются картины реального мира и картины мира мечты в лирике В. Брюсова.
После изучения раздела 1 «Символизм» учащиеся должны:
знать/понимать образную природу словесного искусства эпохи Серебряного века, основные факты жизни и творчества В.Я. Брюсова, основные закономерности историко-литературного процесса и черты символизма;
уметь анализировать и интерпретировать стихотворения В. Брюсова и других поэтов-символистов, выявлять авторскую позицию;
использовать приобретённые знания и умения для участия в диалоге или дискуссии, для самостоятельного знакомства с произведениями поэтов-символистов.
Раздел 2 «Акмеизм» (6 часов)
Основные положения манифестов Н. Гумилёва, О. Мандельштама,
С. Городецкого. «Цех поэтов». Гиперборей: ежемесячник стихов и критики.
Основные признаки акмеизма. Итальянское Возрождение в русской литературе Серебряного века. Стихотворение Н. Гумилёва «Фра Анжелико» и стихотворение С. Городецкого «Фра Беато Анжелико». Образ лирического героя в стихотворениях Н. Гумилёва «Старый конквистадор», «Капитаны», «У меня не живут цветы», «Отравленный». Конкретность и вещественность образов О. Мандельштама. Стихотворения О. Мандельштама «Silentium», «Я скажу тебе с последней прямотой». «Silentium» О. Мандельштама и «Silentium!» Ф.И. Тютчева. Традиции Тютчева в лирике Мандельштама.
Оборудование:
репродукции полотен Леонардо да Винчи «Джаконда», Микеланджело «Корзина с фруктами»; репродукции картин фра Беато Анжелико.
После изучения раздела 2 «Акмеизм» учащиеся должны:
знать/понимать основные черты акмеизма, основные теоретико-литературные понятия, необходимые при изучении творчества поэтов-символистов;
уметь выразительно читать изучаемые произведения, аргументированно формулировать своё отношение к творчеству
Н. Гумилёва и О. Мандельштама, а также других поэтов-акмеистов;
использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа веков, для создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского языка.
Раздел 3 «Футуризм» (2 часа)
Основные принципы футуризма. Декларация «Пощёчина общественному вкусу». Отказ от традиций. Одержимость идеей разрушения старого мира.
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов. Словотворчество И. Северянина, В. Хлебникова. Стихотворения поэтов-футуристов (по выбору).
Оборудование:
репродукции полотен К. Малевича «Крестьянка», В. Кандинский «Композиция», «Арабы», «Доминирующая кривая», М. Шагала «Прогулка»
После изучения раздела 3 «Футуризм» учащиеся должны:
знать/понимать основные черты футуризма, основные факты жизни и творчества поэтов-футуристов;
уметь анализировать стихотворения И. Северянина,
В. Хлебникова, выявлять авторскую позицию в лирике футуристов;
использовать приобретённые умения и навыки для понимания и оценки произведений поэтов-футуристов.
Результат:
В результате изучения курса «Серебряный век русской поэзии» учащиеся должны знать/понимать:
образную природу словесного искусства Серебряного века;
основные факты жизни и творчества поэтов Серебряного века;
основные черты литературных направлений Серебряного века;
основные теоретико-литературные понятия эпохи Серебряного века;
уметь:
анализировать и интерпретировать произведения поэтов рубежа веков, используя сведения по истории и теории литературы;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века;
аргументированно формулировать своё отношение к поэзии Серебряного века;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста на необходимую тему;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры;
определения своего круга чтения по русской литературе.
Формы контроля: реферат, творческий отчёт, составление композиции или монтажа о творчестве поэтов, написание сценария литературного вечера.
Литература
1.Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1996.
2.Бек Т. «Серебряный век» русской поэзии. Силуэт явления// Первое сентября. Литература, 1997, № 21/ июнь.
3.Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1998.
4.Михеева С.А. Серебряный век русской поэзии (К постановке вопроса в школе) // « И век серебряный, как месяц молодой» Калининград, 1990.
5.Островский Г. Рассказы о русской живописи. М., 1983.
6.Русские художники от «А» до «Я». М., 1996.
7. Ходасевич В. Стихотворения. М., 1989.
8.Эстетика: Словарь/ под ред. Беляева А.А. М., 1989.
9.Айхенвальд Ю. Валерий Брюсов// Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.
10.Казак Вольфганг. Лексикон русской литературы ХХ века. М.: РИК «Культура», 1996.
11.Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. М.: Наука, 1984.
Поэзия и проза Электронная библиотека e-libraРисунок 1Читать онлайн - Ахматова Анна. От царскосельских лип: Поэзия и проза Электронная библиотека e-libra.ruЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415