Образовательный материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3











УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ

7 КЛАСС








Разработан учителем
русского языка и литературы
МОУ-СОШ № 3
Катрецкой Н.В.


















АРМАВИР

Тема урока: Не с причастиями.
Тип урока: урок закрепления.
Технология: технология дифференцированного обучения
Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения, сложное предложение, причастный оборот.
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации.


Ход урока:

Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания НЕ с причастиями, а сегодня мы потренируемся в правописании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты с этими словами. А самое главное, мы с вами узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Мы поговорим о необычайном, неповторимом цветке – о хризантеме. Но прежде всего вспомним правило.
3. Повторение.
Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания НЕ с причастиями.
( Один ученик излагает правило у доски, на которой начерчена таблица; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры)
Работа с текстом на основе разноуровневых заданий ( цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями)

А теперь мы с вами познакомимся с историей хризантемы.
( Каждый ученик выбирает текст определенного уровня сложности)
Прочитаем текст (один ученик читает)
Ответим на вопросы по тексту:
- Докажите, что перед вами текст.
- Определите тему текста, придумайте заголовок.
- Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.
- Выполните предложенные задания. (См. приложение)

5.Работа по развитию речи (работа ведется в тетрадях по развитию речи)
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий

Конечно, нелегко было в те далекие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок. Обратимся к тетрадям по развитию речи. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.
Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.
Во время первой выставки (10 в.) цветущие цветы хризантемы оказали на посетителей неизгладимое впечатление.
Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.





6.Закрепление изученного на основе разноуровневых заданий.

Давайте продолжим подбирать причастия для описаний хризантемы. Каждый из вас выбирает уровень сложности.
Первый уровень:
составьте словосочетания:
(не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший;
От цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами.
Второй уровень:
Не – приставка
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Купленный
Подаренный

Третий уровень:

Не – частица
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Купленный
Подаренный


7. Работа по составлению текста.
А теперь попробуем правильно определить причастие с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с еще одной версией истории хризантемы.

По другой легенде, родиной этого ____________________________________________
очарования растения является Китай. Китайцы, __________________________________
в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ________________
_______________________________ силы преданию, смельчак, _______________________
Сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Для справок: (не)побоявшийся, (не)потерявшего, (не)утратившему, (не)сомневающиеся.

8. Подведение итогов.
Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы не только потренировались в написании причастий с НЕ. Мы узнали историю хризантемы. Мы познакомились с этимологией слова «эликсир». Мы посмотрели, как участвуют причастия в создании текста, и обнаружили ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.

9. Домашнее задание:
Попытайтесь вспомнить материал сегодняшнего урока и напишите изложение «Необыкновенная история хризантемы» или «Удивительное рядом».




15