Интегрированный урок – литературное чтение + окружающий мир Литературное чтение Тема: Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Окружающий мир Тема: Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок – литературное чтение + окружающий мир
3 класс
Программа «Школа России»
Учебники «Литературное чтение», авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др., стр. 162, 163.
«Окружающий мир», автор Плешаков А.А., стр. 55-58.
Литературное чтение
Тема: Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Окружающий мир
Тема: Круговорот воды в природе.
Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о типах текстов и умения их различать;
создать условия для формирования у учащихся представлений о круговороте воды в природе.



Планируемые результаты

Предметные: знать структурные особенности различных типов текстов - рассуждения, описания, повествования;
изображать схематически круговорот воды в природе, используя тексты и иллюстрации.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, работать с различными источниками для нахождения необходимой информации;
сравнивать различные типы текстов;
доказывать предположения, делать выводы.
Личностные: проявлять интерес к чтению;
бережно относиться к окружающему миру.

Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД


·. Организационный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Я предлагаю вам урок,
но необычный!
Читать и думать –
пусть войдёт у вас в привычку!
Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!
Скорей садитесь на места,
Ведь начинать уже пора.


Слушают учителя.
Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности.


·
·.Актуализация знаний.
Предлагает карточки с опорными словами, по которым дети вспоминают о жизни Л.Н.Толстого.
 1829 ГОД -  
ЛИТЕРАТУРА –
«Азбука»
 Ясная Поляна -
1910 ГОД –
Выслушивает ответы детей, дополняет.
2. Предлагает карточки с отрывками из роизведений Л. Толстого

3. - Как одним словом можно назвать все отрывки? (Текст)
- Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. В этом нам поможет статья, после изучения который, вы дополните предложения. Задание выполняем в парах.

Закончи предложения:
Текст – это ..
Тема текста – это то, о чем
Основная мысль текста - самое.
Части (текста):
 В тексте есть . .слова.
- Кто готов, поднимите руки.
- Проверим выполнения задания.

- Какие типы текстов вы знаете? Определите тип текста.
Три текста. Работа в парах.
1 текст
«Однажды зимой Лида кормила кроликов. Под сеном она нашла мерзлого мышонка, мороз превратил малютку в льдинку. Девочка стала греть находку своим дыханием. Вдруг мышонок шевельнулся. Лида поняла: малыш ожил!»
(повествовательный текст)
2 текст
«На ветке сидит воробушек. Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, вверху на крыльях – белая полоска. Щечки у него почти беленькие, а под шейкой черное пятно, как галстук»
(Текст – описание)
3 текст
«В тени деревьев спрятался ландыш. Мы любим этот цветок. Почему?
Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыш очень красив и имеет нежный запах. Из этого цветка делают лекарство для сердечных больных»
(текст-рассуждение)
- По каким признакам определили?

В паре обсуждают опорные слова, анализируют информацию
1829 ГОД -  год рождения
ЛИТЕРАТУРА – ВСЮ ЖИЗНЬ ПОСВЯТИЛ ЛИТЕРАТУРЕ
«Азбука» написал «Азбуку» для крестьянских детей
 Ясная Поляна – имение, открыл в Ясной поляне школу,
– год смерти

2. Дети выходят с карточками и для класса читают отрывки. Остальные учащиеся называют произведение, из которого он взят.








3. Дети в паре читают сообщение о тексте и дополняют предложения нужной информацией.






Дети читают тексты, определяют типы.
ПОВЕСТВОВАНИЕ – отвечает на вопросы: что случилось? Что произошло? Состоит из трех частей. Можно представить серию картинок.
ОПИСАНИЕ – дано описание животных, явлений природы и т.д. Можно задать вопрос КАКОЙ? И представить одну картинку.
РАССУЖДЕНИЕ – рассуждать значит доказывать. Объясняет причину явлений, событий. Можно поставить вопрос ПОЧЕМУ?
   

Предметные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в произвольной форме, извлекают информацию из услышанного и прочитанного.


Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.


Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.


·
·
·. Постановка проблемы
Дома я прочитала два рассказа Л.Н. Толстого, но не смогла определить, к какому типу они относятся. Помогите мне.
Слушают учителя, предлагают помощь в решении проблемы.
Личностные: выражают готовность помочь в решении проблемы, проявляют доброжелательность.


·
·.Поиск путей решения проблемы.
а) Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве».
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве» одним учеником
Самостоятельное чтение рассказа учащимися по учебнику «Литературное чтение»
Анализ текста.
- Вы прочитали рассказ.
- Определите тип этого текста.
- Что такое текст - описание?
- С чем сравнивает Л.Н.Толстой капельки росы?
Найдите и прочитайте.
- Значение этого слова найдите в словарике или в словаре С.И.Ожегова.
- А с чем автор сравнивает мохнатый пушистый листок. Найдите и прочитайте.
- Значение этого слова найдите в словарике или в словаре С.И.Ожегова.
- Найдите в тексте слова, словосочетания, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, зачитайте их.
- С чем бы вы сравнили капельки росы? Рассмотрите слайды с фотографиями росы на траве, цветах и подберите красивые слова.




Дома попробуйте составить текст-описание о дожде.










Слушают чтение текста, участвуют в коллективном обсуждении поставленной проблемы, анализируют полученную информацию, делают выводы.
Находят нужную информацию в словаре















Рассматривают фотографии, подбирают красивые слова, выражения, составляют предложения.





























Предметные: умеют выявлять особенности (качества, признаки) объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске информации





·.
б) Подготовка к изучению текста Л.Н.Толстого « Куда девается вода из моря?»
Постановка проблемы.
- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Инсценировка стихотворения (динамическая пауза).
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
- Эй, ты туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не могла?
Отвечала Морю Туча:
- Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай –
Расплатилась, чем могу!
- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»
Анализ текста.
- Назовите тип текста
- В середине текста Л.Н.Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? От чего она не течет через край?)
- Давайте ответим на эти вопросы практическим путём и выборочным чтением из этого текста.

Проведение опыта:
- сливание воды из разных сосудов в одну колбу.
Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен.
- нагревание колбы спиртовкой. Испарение.
Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле.
- охлаждение пара льдом.
Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море.
Заключение.
- Какое явление природы описал в своем тексте Л.Н.Толстой?
Предлагает рассмотреть рисунок на стр. 56 в учебнике «Окружающий мир».
Предлагает прочитать текст на стр. 57 в учебнике «Окружающий мир»

Слушают учителя, предлагают помощь в решении проблемы.


















Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Куда девается вода из моря?» учащимися.
Называют тип текста, доказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы учителя, зачитывают отрывки из текст.







Наблюдают за проведением опыта, читают соответствующий отрывок из текста, комментируют.



















Читают текст на стр.57 учебника «Окружающий мир»


Коммуникативные: понимают смысл заданий и принимают новую учебную задачу.


























Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; осуществляют поиск информации из разных источников.



Личностные: сориентированы на плодотворную работу, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, сотрудничать в поиске информации









Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, сравнивают полученную информацию из разных источников.


·
·. Применение нового знания.
Предлагает ответить на вопрос № 5 учебника «Литературное чтение» на стр. 163


Предлагает в рабочей тетради по окружающему миру схематически нарисовать круговорот воды в природе и подготовить по ней рассказ.
Читают вопрос, обсуждают и приходят к выводу, что описание относится к художественной литературе, а рассуждение – к научно-популярной.

В рабочей тетради рисуют схему круговорота воды в природе, составляют рассказ.





·
·
·. Итог урока.
Подведём итог урока.
- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?
- О каких явлениях природы вы узнали?
- Какие виды текстов вы изучили?
- Что особенно вам запомнилось на этом уроке?

Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют свою работу на уроке.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва работы на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.


·
·
·
·. Рефлексия.
- У каждого в конверте на парте лежат три капельки. Одна из них улыбающаяся, другая расстроенная, а третья не выражает никаких эмоций. Покажите мне ту капельку, которая отражает ваше настроение после этого урока.

Анализируют свою работу на уроке, выбирают соответствующую капкльку.
Регулятивные: умеют адекватно оценивать свою работу на уроке.

Домашнее задание.
Предлагает составить текст- рассуждение или текст-описание о дожде по выбору.
Слушают учителя.
















13PAGE 15


13PAGE 14115




‰ђ Заголовок 1‰ђ Заголовок 2‰ђ Заголовок 3‰ђ Заголовок 4‰ђ Заголовок 5‰ђ Заголовок 6‰ђ Заголовок 7‰ђ Заголовок 8‰ђ Заголовок 915