Научная работа на тему: Работа инструктора по физической культуре с родителями по формированию здорового образа жизни у школьников

РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Выполнил инструктор по физической культуре,
педагог дополнительного образования
Кирилина Т.М.

1.Введение.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физические, нравственные, и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»
Закон «Об образовании»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, недостаточно ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Всё ещё низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно-значимых; не все учащиеся школ представляют проблемы распространения наркомании и ВИЧ-инфекции, как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом не у всех учащихся в полной мере развита потребность в ведении здорового образа жизни, сформирован стиль поведения, обеспечивающий высокий уровень здоровья.
Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Именно поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально- экономическим условиям жизни общества, но к формированию своего образа жизни.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды., а остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [10, с.21].
Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются: труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой [9, с. 219].
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное, и зависит, в первую очередь, от воспитания.
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [9, с. 220].
Признаками здоровья являются:
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
показатели роста и развития;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [9, с. 221].
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. И.И. Брехман охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [7, с. 37].
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение человеком своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. ЗОЖ выражает направленность личности на формирование, сохранение и укрепление, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
2.Теоретический раздел I. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить и достигнуть высоких целей и качества жизни. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. 2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью». Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и их родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления. Воспитателям необходимо владеть методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. А как известно, первыми воспитателями являются родители, но не все владеют теорией и методикой формирования здорового образа жизни, да и сами не все чувствуют в необходимости соблюдать правила и нормы здорового стиля поведения. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения.
Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается проблема интересного, полезного досуга.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, сформирована законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек. Основной формой антинаркотической профилактики является пропаганда. Разъяснительная работа проводится специалистами здравоохранения, педагогическими работниками. 4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
В настоящее время очень остро стоит проблема охраны, укрепления
здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста. По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. Такое положение явно не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья. В связи с этим состояние здоровья, складывающееся в современной ситуации, вызывает опасения за будущее всей нации, за национальную безопасность нашей страны.
Проблема охраны и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного
возраста, формирования здорового образа жизни в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выделить факторы, влияющие на здоровье школьников, но и проранжировать их по значимости и силе влияния:
·стресс, испытываемый ребенком в образовательном учреждении во время взаимодействия с другими учащимися и педагогами;
·интенсификация учебного процесса;
·несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
·некачественное дошкольное образование;
·отсутствие системности и последовательности в формировании у школьников ценности здоровья и здорового образа;
·соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
·функциональная грамотность педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников;
·элементарная медико-психолого-педагогическая грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
·медицинская служба образовательного учреждения
·существующая система физического воспитания.
Этот перечень факторов, влияющих на здоровье школьников, условно можно подразделить на две группы.
Учебно-организационные факторы:
·организационно-педагогические условия жизнедеятельности образовательного учреждения (поддержание санитарно-гигиенических условий эксплуатации школьного здания и территории, организация качественного и разнообразного питания и качественного медицинского обслуживания;
·психологическое обеспечение образовательного процесса; организация внеурочной деятельности учащихся и физкультурно-оздоровительной работы);
·психологический климат в педагогическом коллективе;
·наличие системы работы по формированию у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни;
·активное привлечение родителей и общественности к деятельному участию в жизни школы.
Психолого-педагогические факторы:
·психологический климат в классе на уроке (стиль педагогического общения с учащимися; характер проведения опросов; объективность оценивания учебных достижений школьника с учетом его личных психофизиологических особенностей; поддержание разумной дисциплины);
·степень реализации педагогом индивидуального подхода на уроке и учет индивидуальных особенностей учащихся при организации учебного процесса;
·личные психологические особенности педагога;
·соблюдение педагогом здорового образа жизни, его отношение к собственному здоровью;
·профессиональная подготовленность педагога по вопросам организации здоровье сберегающего образования.
Основы физического и психического здоровья ребенка и первоначальные
навыки ведения здорового образа жизни формируются в детские и юношеские годы.
Для начала, предлагает литовский педагог К. Мишкинис: «В семье должны соблюдаться педагогические и гигиенические требования. Для этого родители должны: Создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте. Установить рациональный режим дня.

Создать условия для достаточной подвижности ребенка. Создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать. Систематически развивать внимание детей. Бороться с умственной ленью. Развивать веру в свои силы. Регламентировать просмотр телепередач. Не требовать с ребенка больше его возможностей. Не перегружать ученика письменными заданиями. Поощрять положительный взгляд на учебу».
Учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни необходимо начинать в детском возрасте. Это возможно путем активного привлечения педагогов, родителей и медицинских работников к организации и проведению совместной просветительной и оздоровительной работы в условиях семьи и школы. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям». При активном взаимодействии семьи и школы повышается эффективность физкультурно-оздоровительной работы, направленной на формирование здорового образа жизни и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и полезных привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация этих задач осуществляется педагогом вместе с родителями с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
Тесное и регулярное взаимодействие в воспитательном процессе педагогов, детей и родителей, их совместное творчество позволит ребенку осознать здоровье – как самоценность, которое бы помогло каждому выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.
С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни мы проводится анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, обобщенные результаты которого позволяют определить проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения.
Создавая условия для личностного развития детей, педагогами используются принципы личностно-ориентированного обучения, контроль эффективности полученных знаний проходит как через идеологию критериально-ориентированного тестирования, так и через вовлечение детей в активную творческую деятельность. Сами принципы требуют знаний и изучений индивидуальных особенностей темперамента, характера, взглядов и вкусов, привычек воспитанников. В этом им помогает социально-психологическая служба школы, совместная деятельность с классными руководителями и родителями учащихся. Использование в работе диагностик Айзенка, Рокича, опросников Климова и Пряжникова, результатов школьного теста умственного развития, анкетирование и собеседование с родителями и учащимися позволяет изучить сформированность мышления, интересов, установок, направленности личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентиры, планы, развивать самостоятельность, самодеятельность, направлять ведущую к успеху деятельность.
Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения.
С. Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем. Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:
Познание семьи ученика.
Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.
Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.
Помощь родителям в воспитании детей дома.
Организация педагогического просвещения родителей.
Нейтрализация отрицательного влияния семьи»
Это подтверждается высказыванием мнения В. Н. Ибрагимовой, что содержание работы учителя с родителями первоклассников определяется «тремя основными задачами: Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе».
Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с родителями разнообразны: Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе. Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом. Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения». И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей - их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается классный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-предметник и т. д.
Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
С. Дапкене выделяет следующее содержание общего педагогического просвещения родителей: Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения: 1.Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания. 2.Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей. 3.Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни. На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...»
Эту же мысль продолжает Вильма Сикорските-Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться» (20, 45). Мнение по тому вопросу в своей статье высказывает и
Е. Мартишаускене: « Часто оценка родителями поведения их детей не совпадает с оценкой учителей участников, а также с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда: учитель старается родителям дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям); учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детей (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями); учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей; учитель надеется на победу добра в душе ребенка; учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.» (14, 173). С. Дапкене подчеркивает, что для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством: Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу. Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач. Эффективно применять воспитательные формы, методы и способы. Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника. Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.

Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт. Развивать свои способности и педагогическое мастерство (5, 17). Очень правильное замечание, «от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа».
Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.
Литовский педагог С. Дапкене предлагает учителям следующие методы познания семьи: «Наблюдение Беседа Анкетирование Метод сочинений Мнение других». В. Сикорските-Войшнене пишет: «В первом - втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководителям школы». Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы: 1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы. 2. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание». Советы по решению проблем взаимоотношений между родителями, учителем и учащимися предлагает Тома Гедрайтене: « Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты». «Для родителей учащихся первого - второго класса характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать родителям больше информации, чем их интересует». Вильма Сикорските - Войшнене выделяет следующие важные аспекты общения учителя с родителями в 1 -2 -ом классах: « Начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы; Показывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом; Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей; Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать; Договориться об общих целях и на родительских собраниях говорить о том, что важно всем; Уделять столько времени, сколько требуется; Мотивировать аргументы тем, что то, о чем вы говорите, важно всем и большинство вас поддерживают; Информировать родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц ».
Личностное развитие основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся, но не в традиционном его понимании. Суть такого вида деятельности в разработке и обосновании комплексной и системной технологии с ориентацией на внутренние механизмы развития и функционирования личности - персонализацию, рефлексию, стереотипизацию. Другими словами создаются определенные условия для развития личности, с учетом предпочтений и интересов воспитанника, позволяющие ему самовыражаться и самоактуализироваться. Создавая условия для личностного развития детей, педагоги используют принципы личностно-ориентированного обучения, контроль эффективности полученных знаний проходит как через идеологию критериально-ориентированного тестирования, так и через вовлечение детей в активную творческую деятельность. Сами принципы требуют знаний и изучений индивидуальных особенностей темперамента, характера, взглядов и вкусов, привычек воспитанников. В этом им помогает социально-психологическая служба школы, совместная деятельность с классными руководителями и родителями учащихся. Использование в работе диагностик Айзенка, Рокича, опросников Климова и Пряжникова, результатов школьного теста умственного развития, анкетирование и собеседование с родителями и учащимися позволяет изучить сформированность мышления, интересов, установок, направленности личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентиры, планы, развивать самостоятельность, самодеятельность, направлять ведущую к успеху деятельность.
В этой работе не маловажная роль отводится совместной деятельности и с родителями воспитанников. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее».[5, 7] «Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое».[27, 38]
В основе сотруднического взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Только тогда можно сформировать потребность у ребенка в занятие физической культурой или спортом, в сознательном желании вести активный и здоровый образ жизни.
«Родительское требование к себе и ребенку, родительское уважение к себе и своей семье, родительское понимание твоих поступков и действий - вот главный метод воспитания» по словам Антона Семеновича Макаренко.
Значительное место в системе работы инструктора по физической культуре с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Выделяются следующие формы педагогического просвещения: Традиционные: Родительские собрания Лекции Вечера вопросов - ответов Диспуты Дни открытых дверей Нетрадиционные: Деловые игры Круглый стол Регламентированные дискуссии (5, 22 - 32).

3. Практический раздел II. Коллективная творческая деятельность инструктора по физической культуре, родителей и других педагогов направлена на формирование здорового образа жизни, это освоение   ценностно-мотивационных установок, а также знаний, умений, навыков сохранения и укрепления здоровья, принципов организации здорового образа жизни.
Система воспитательного воздействия  инструктора по физической культуре по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, образование в области личной гигиены, питания и психического воспитания учащихся.
2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3.Организация оздоровительной работы.
Девизом нашей работы по формированию  здорового образа жизни  можно считать слова Жан Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым», следовательно,  основную цель мы видим в формировании ценностного отношения учащихся к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и любительским спортом и воспитание, потребности в активном культурном семейном досуге.
Работа инструктора по физической культуре по формированию здоровьесберегющей компетенции и сохранении здоровья учащихся: включает в себя следующие направления , такие как:  
- организация учебного процесса в бассейне и в спортивных залах в соответствии с требованиями СанПиН;
-воспитательная работа по формированию полезных привычек, культуры питания, гигиены и движений - здорового образа жизни у учащихся;
-контроль за своевременностью медицинского обследования;
-организация мониторинга физического развития, физической и технической подготовки занимающихся и информирование родителей о его результатах.
- организация традиционных мероприятий соревновательного характера в бассейне с участием родителей;
-организация просветительской деятельности для учащихся и родителей, с целью пропаганды здорового образа жизни.
Организация совместной воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся  предполагает решение следующих задач:
формирование ответственного  отношения к своему здоровью и здоровью окружающих   как  к важнейшей социальной ценности;
выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и полезных привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация   этих задач  осуществляется инструктором по физической культуре вместе с родителями  с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
Тесное и регулярное взаимодействие  в воспитательном процессе инструктора по физической культуре, детей и родителей, их совместное творчество позволит ребенку осознать здоровье – как самоценность, которое бы помогло каждому выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.
С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни мы проводится анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, обобщенные результаты которого позволяют определить проблемы и потребности, актуальные для всех участников, возможные  пути их решения и удовлетворения.
На занятиях в нашей школе инструктора по физической культуре используют различные здоровьесберегающие технологии или их элементы: личностно- ориентированные, развивающие, информационные и т.д.
Организация оздоровительной работы обучающихся  занимает ведущее место в учебно-воспитательной процессе. Инструктор по физической культуре дает первичные знания о понятиях ''здоровье'' и ''здоровый образ жизни'', прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающему миру, проводит беседы об основах медицинских знаний, по технике безопасности на занятиях в бассейне и в спортивных залах, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях на занятия и открытых водоемах и спорт площадках, а родители дома по рекомендациям о культуре правильного питания и навыков самообслуживания, проводят закаливающие процедур. Все это способствует развитию физических качеств и кондиционных способностей занимающихся.
Работая с родителями, объясняем необходимость регулярного посещения врача терапевта, сдачи ряда анализов. Со своей сторон проводим мониторинг физической подготовленности занимающихся тестированием, а вместе с медицинским персоналом школы мониторинг здоровья и физического развития обучающихся по медицинским картам. Для оценки динамики состояния здоровья школьников могут быть использованы карты наблюдений, на основе которых составляются сводные таблицы и дальнейшее планирование работы. Сводные результаты, которых, вывешиваются на стендах информации.
Мониторинги проводятся 2 раза в год, для определения динамики физического развития и успехов в физической подготовки обучающихся
Благодаря тесному контакту с родителями добиваемся регулярного посещения учащихся занятий плаванием, мероприятий соревновательного характера, по итогам которых каждый участник получает диплом и медаль соответствующего достоинства. После бесед с родителями о возможной спортивной перспективе их ребенка многие наши воспитанники продолжили занятия в других спортивных комплексах узкой спортивной направленности, это бассейны ЦСКА ВВС, Нептун, различные фитнес клубы, которые они посещают вместе со своими родителями. Многие наши учащиеся начинавшие обучаться плаванию в нашем бассейне неоднократно участвовали в областных, зональных соревнованиях, которые проходили в различных городах России, и становились победителями и призерами в плавании на различных дистанциях. Большой вклад в осуществление мечты быть первым, быть лучшим на спортивном поприще ребенка вносят его родители. Учащиеся всегда активно участвуют в соревнованиях школьной и районной спартакиады школьников по различным видам спорта, в школьных традиционных спортивных мероприятиях: « День здоровья», «Веселые старты», в военно-патриотической игре «Зарница» на суше и воде, «День открытых дверей». Фотографии самых активных спортсменов и родителей размещаются в рамках на стенах бассейна, на отчетных плакатах с результатами соревнований.

Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.
Поэтому в своей работе с родителями направленной на формирование здорового образа жизни, с целью просвещения родителей, инструктор по физической культуре использует такие формы взаимодействия с родителями как: 1. Посещение классных собраний, по вопросам, например таких как:
1).«Полезные привычки», «закаливание», «двигательный режим дня школьника» и т. д.
2).План классных, общешкольных мероприятий направленных на осознание школьниками самоценности здоровья.
3).Расписание работающих в школе кружков, объединений по интересам и спортивных и творческих секций. 4).Необходимость в дополнительном образовании и активном досуге. 2. Проведение интересных лекций, индивидуальных и групповых бесед, индивидуальных тематических консультаций, викторин, спортивных конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», просмотр и участие в организации мероприятий «Весёлые старты», «Зарница», «Отдыхаем всей семьёй», День открытых дверей», общешкольных Дней здоровья, КВНов, классных часов, часов общения с участием ребят, их родителей, психолога, классного руководителя способствующих воспитанию у детей потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. 3. Информирование родителей о здоровье, специфике и уровне физического развития их детей, успехов в развитие их физических способностей, специальной, физической и тактической подготовке.
Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень реального учебного потенциала, состояние его здоровья. 4. Организация и совместное проведение свободного времени детей, родителей и педагога.
Дискуссии на родительских собраниях позволяют многим родителям утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Темы родительских диспутов и дискуссий могут быть самыми разнообразными, например, такими: Плохие привычки - наследственность или влияние социума? Как научить ребёнка всегда и везде заботиться о своём здоровье? Соблазны и пути их преодоления. Здоровье и личная гигиена. 5. Привлечение родителей и детей к эстетическому оформлению места занятия- важное направление формирования потребности в красоте, а значит в здоровье. Родители учеников помогли создать уютную и тёплую обстановку помещения бассейна, а ребята стараются поддерживать чистоту и сохранность этой красоты. 6. Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление информационных и тематических стендов для детей и родителей. Такие уголки создаются в помощь педагогу по осуществлению педагогического обучения родителей, повышению их педагогической культуры, для ознакомления с результатами физической и технической подготовки их детей. Это позволяет расширить, углубить знания о той деятельности, которой занимаются их дети. 7. Организация выставок поделок «Мир увлечения нашей семьи», рисунков на тему « Мой досуг в кругу семьи».
8.Оформление стены с фотографиями самых активных родителей и детей (некоторые фотографии распечатываются из серии снимков, принесенных родителями), с отчетными плакатами после проведенных мероприятий. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности их ребенка, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами и иными специалистами школы, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.
В школе для расширения информационного пространства родителей традиционно проводятся дни открытых дверей, когда каждый родитель имеет возможность посетить занятия дополнительного образования, побывать в роли ученика, понаблюдать за успехами своего ребенка. Давней традицией стали ежегодно проводимые соревнования в бассейне и спортивном зале в форме эстафет с упражнениями прикладного характера. На такие мероприятия привлекаются родители, классные руководители, педагоги-предметники, которые выступают в роли зрителей, участников, союзников. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с методикой преподавания, требованиями инструктора, с практическими успехами в обучении. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы
Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать», поэтому в бассейне нашей школы родители - частые гости на мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта, пообщаться с другими родителями сверстников ребенка. Формы досуга: совместные праздники, соревнования в присутствии родителей. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные мероприятия, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект например, проведение выставок «Мир увлечений нашей семьи», на которой демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время. 3. Заключение.
Опыт показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует позитивный опыт семейного общения, формирует идею здорового образа жизни, как у учащегося, так и у всей его семьи в целом. Привлекает ее к осознанному и активному участию в образовании школьника, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучение и самообучение личности. Происходит объединение усилий в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую активность педагога. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать возникающие проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и союзников, помощников.
У большинства детей, регулярно занимающихся, сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о взглядов на ведение здорового образа жизни.
Список использованной литературы . Алексеева И.А., Новосельская И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2005 г.; . Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005 г; . Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. - М.: Семья и школа, 1996 г.; . Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта. Социально-психологические проблемы ментальности: 6 Международная научно-практическая конференция. - Смоленск: СГПУ, 2004 г. . Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - Хабаровск, 1989. . Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. - Белгород, 1993. . Диалоги о воспитании /книга для родителей/. - М., 1995.
. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2001. . Минтаян А.А. Потребительское поведение семьи. - М., 1989. . Мудрость воспитания: Книга для родителей. - М., 1989. . Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. - М., 1992.
. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1987. . Хямяляйнен. Воспитание родителей: Концепция, направление и перспектива. - Пер. с финск. - М., 1993. . Януш Корчак, Как любить детей. - Хабаровск, 1988. . Юркевич В. “Проблема эмоционального интеллекта”. - “Вестник практической психологии образования”, № 3, июль - сентябрь 2005. . Савенков А.И. “эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха”. - “Вестник практической психологии образования”, № 1 (6), январь - март 2006. . Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Речь, 2006. . Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. - М., 1983. - 265с. . Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с. . Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. Вопросы психологии. - 1992. - № 1 - 2. - с. 22 - 33. . Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Диссертация канд. псих. наук. - М.а 1995. - 222с. . Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. - 336с. . Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000. - 224с. . 3емская М. Семья и личность. - М., 1986. - 224с. . Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. - М., 1999. - 188с. . Рыбакова М.М. Кон991. . Психология развивающейся личности. Петровский А.В. и др. - М., Педагогика, 1987.
15