ТЕМА УРОКА: «МИР СПАСЕТ КРАСОТА»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Серпухов, Московская область
Образовательная область «Технология»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
5 класс
ТЕМА УРОКА: «МИР СПАСЕТ КРАСОТА»

Разработал: Неволина Т.С.,
учитель технологии
2016
Цели:
образовательные:
формирование активного эстетического отношения к действительности;
развивающие:
формирование навыков общения с искусством через работу с репродукциями, слайдами, навыка осмысления собственных эмоций;
развитие умения высказывать мысли и отстаивать свою точку зрения;
научить пользоваться знаниями, полученными на уроке;
воспитательные:
воспитание культуры общения и умения действовать в команде;
Оборудование:
компьютер;
принтер;
мультимедиа;
диски CD.
Предварительная подготовка:
Класс разделен на две команды (по желанию учеников).
Команда выбирает капитана, название, готовит эмблемы и визитку.
Обе команды получают время (не менее 10 дней) на подготовку домашнего задания и кроссворда из 6 слов по пройденной теме.
Приглашаются члены жюри – 3 человека из числа учителей, старшеклассников или родителей, а также болельщики – ученики 5 – 6-х классов.
Оформление:
Негромко звучит мелодия песни “Расскажите, птицы”.
На экране телевизора слайд: И. Левитан “Озеро. Русь”.
На классной доске – тема познавательной игры-конкурса и эпиграф:
В очарованье русского пейзажаЕсть подлинная радость, но онаРаскрыта не для каждого и дажеНе каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий.
Ход игры
I. Вводное слово учителя о целях игры-конкурса и представление жюри.
– Русские просторы, блестящие серебром реки и озера, золото вечернего неба и розовые восходы солнца всегда волновали русских художников, вдохновляя на создание прекрасных пейзажей.
Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого, являющийся эпиграфом.
– Почему вам нравится смотреть на картину художника, слушать красивую музыку? Что вы чувствуете? (Восхищение, удивление, вспоминаю посещение музея и т. п.)
– Вот и сегодня мы отправимся в волшебный мир прекрасного, мир красок, линий, света и тени, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты. Наше путешествие мы проведем в форме игры - конкурса. Перед гостями и болельщиками в творческом соревновании встретятся две команды. Ребята покажут свои знания, полученные на уроках по предметам: технология, литература и изобразительное искусство. Вы увидите, как ученики 5-го класса умеют рассуждать, делать выводы, слаженно действовать в команде, общаться друг с другом и доводить начатое дело до конца. Судить конкурс будет многоуважаемое жюри, которое правильнее будет называть художественным советом. Итак, члены художественного совета, приглашаем вас занять свои места:
Узе Инесса Васильевна - учитель истории и обществознания;
Гаевая Елена Владимировна - зам. директора по воспитательной работе;
Осипова Елена Борисвна - зам. директора по учебно-воспитательной работе
– А теперь пришло время познакомиться с командами – участниками игры.
Команды показывают свои «Визитки» (приветствие, краткое знакомство с участниками).
II. Представление команд.
Представление команды «Самоделкины» …
Представление команды «Волшебники»…
– Команды показали нам, что они полностью готовы к игре. И пока жюри оценивает визитки, мы продолжаем наш урок, тему которого определим так: «Мир спасёт красота» а вернее – «Мир спасет красота, если…»
III. Конкурс «Разминка».
Мысль недосказана. Может быть, стоит поразмыслить, всем вместе попробовать закончить высказывание.
Мы хорошо знаем известные слова русского писателя Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир». Давайте вдумаемся в эти слова, как вы понимаете их смысл? Что такое красота? (Ответы учеников)
– Вот уже мнения и разделились, предлагаю посмотреть значение слов «красота» и «очарование» в словаре. Еще, по ходу путешествия, нам понадобятся значения слов «культура» и «экология». Вот только словаря ребята у меня нет под рукой, а нужно срочно найти какой-то выход?
Вот это и будет первое задание командам.
Участники конкурса находят значения слов воспользовавшись справочными материалами.
– Итак, мы выяснили, в словаре понятие «красота» толкуется как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, все красивое, прекрасное. Действительно, человек живет не только в биосфере, но и в сфере создаваемой им самим, в результате его культурной или (антикультурной) деятельности. Человек не только осваивает природу, преобразует в материалы, изменяет почву, растительность, он создает и свою собственную культуру. Поколения людей создавали язык, письменность, литературу, все виды искусств, науки, техники. С момента своего появления на свет, каждый человек оказывается в атмосфере, созданной тысячами поколений людей.
IV. Конкурс знатоков истории и искусства древних
Звучит мелодия песни «Прекрасное далёко».
Участникам предлагается в течение 5 мин. изобразить наскальную живопись и подготовить небольшое выступление на тему “Мир спасет красота”. Каждая команда получает по “куску скалы” (лист ватмана покрашен в черно-коричневый цвет) и цветные мелки.
Защита работы команды «Самоделкины»:
– С тех самых времен, когда человек жил в пещерах, ходил в шкурах и постепенно формировал свое, человеческое, а не животное отношение к жизни, уже с этих времен люди научились передавать через художественное творчество свое отношение следующим поколениям. Уже тогда среди наших предков выявлялись дизайнеры, которые украсили интерьер своих пещер. Прошли века, но их творчество дошло до наших дней.
Наш вывод: Искусство соединяет в неразрывную цепь прошлое и будущее. Красота радует людей, не дает им ожесточиться, красота спасает мир от войны и жестокости.
Защита работы команды «Волшебники»:
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов багровый закат перед встречным днем, трепетание марева над горизонтом… Красота не только в произведениях творчества, но в природе, в окружающем мире, рядом с человеком. Красота и в поступках людей. Люди спасали самые ценные произведения искусства во время войн и стихийных бедствий и охраняли как объекты музейного значения, чтобы каждый человек смог видеть эти прекрасные сокровища.
Вывод: люди должны беречь красоту природы, свой город, свою страну, свою школу, преображать мир.
– Только от самих людей зависит, будет ли вокруг красота. Вот теперь все вместе, мы и допишем тему нашего путешествия:
Мир спасёт красота,
Если люди спасут красоту.
V. Конкурс капитанов.
– Следующий конкурс капитанов. Капитаны команд тоже готовились и пришли сюда не с пустыми руками. Для команды соперника они подготовили кроссворд.
Капитаны представляют художественно оформленные кроссворды и обмениваются ими.
– Командам в течение 10 мин. необходимо решить кроссворд и вписать ответы. (Если возникнет необходимость, разрешается пользоваться электронной энциклопедией). Кроме того, из выделенных в кроссворде букв необходимо составить 2 ключевых слова по теме игры.
В следующем конкурсе будут участвовать по 2 представителя от каждой команды - истинные знатоки искусства, его видов и жанров.
VI. Конкурс знатоков и ценителей красоты.
– В нашем небольшом городе есть прекрасный историко-художественный музей. Этот музей является хранителем богатейшего собрания произведений искусства, и занимает первое место среди подобных областных музеев. Многие из вас уже бывали в этом музее и видели произведения знаменитых художников. Эти картины висят в разных залах, которые посвящены различным историческим эпохам, искусству разных стран. Попробуйте определить к каким видам и жанрам относятся эти произведения.
«Искусствоведы» из двух команд, по очереди, определяют к какому виду и жанру относится произведение искусства показанное в презентации.
VII. Домашнее задание.
– Последний конкурс, который мы назвали “Конкурс экскурсоводов”. Это конкурс решающий и самый трудный. Ребятам при подготовке пришлось и в библиотеке посидеть, посмотреть много материалов в школьной медиатеке и интернете. Большую помощь оказали родители. На суд жюри и всех гостей команды представляют как итог поисковой работы следующие альбомы:
Альбом команды «Волшебники»: «Исторические сведения о создании …».
Альбом команды «Самоделкины»: «Существовавшие методы обработки…».
VIII. Подведение итогов игры-путешествия.
Cлово предоставляется членам жюри, награждение команды - победительницы.
Учитель дает краткий анализ выступлениям команд, качественную оценку подготовленным материалам, подводит итоги занятия. Благодарит участников игры за хорошую подготовку. Выносится благодарность родителям и жюри за огромную помощь. Вручает награды победителям и участникам.
– Вот и подходит к концу наш урок. В заключение послушайте удивительно проникновенные строки стихотворения Александра Плотникова.
Один из учащихся читает стихотворение А. Плотникова:
Поклоняемся вечным святыням,И любовь наша к миру чиста.Сердце русское верит и ныне:Мир жестокий спасет красота.Но наивными все же не будем,Исповедуя истину ту:Мир спасет красота, если люди,Если люди спасут красоту.
- Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев, журчание весеннего ручейка, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжествующую тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умейте и вы слушать эту музыку. Дорожите красотой, берегите её.
Звучит мелодия песни «Как прекрасен этот мир».
Список использованных источников:
1. Как прекрасен этот мир! Наши путешествия.
pamsik.livejournal.com2.www.playcast.ru