Конспект урока: Закрепление. Читаем и обсуждаем
Обучение грамоте. Чтение
Тема: «Закрепление. Читаем и обсуждаем»
Цель урока:
совершенствование читательских умений детей;
систематизация сведений о согласных звуках и их буквах;
проведение лексической работы.
Задачи:
способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха;
продолжить работу по классификации букв и звуков;
воспитывать чувство дисциплинированности.
УМК: Гармония.
Ход урока
Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Речевая разминка.
Скороговорка
Крича Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Словарная работа
Что такое лесная чаща? (густой, частый, труднопроходимый лес, заросль)
А что такое роща? (небольшой, чаще обособленный от основного лесного массива участок, состоящий обычно из одновозрастных деревьев лиственной породы (березы, дуба и др.))
Сообщение темы урока.
Дети, из слов, записанных на доске, составим предложение и узнаем тему урока: читаем и; слова; предложения; обсуждаем; тексты (читаем и обсуждаем слова, предложения, тексты)Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику (с. 82).
Педагог просит учащихся рассмотреть голубую рамку-заголовок, и сказать, какие буквы сегодня предстоит повторить. Дети называют и характеризуют звуки, которые каждая из букв обозначает.
Дальнейшие вопросы и задания можно предлагать от имени учёного, который проверяет, разобрались ли первоклассники в том, чему учились последнее время. (Не все вопросы обязательны – часть из них, если сочтёте нужным, можете опустить.)
Дети, посмотрите на звуковые значки в голубой рамке и скажите: чем похожи все звуки, обозначаемые этими буквами. (Они согласные, глухие, у них нет звонких пар.)
Найдите эти буквы в «ленте букв». Правильно ли, что они расположены в одной её части? (Да.) Почему? (Потому, что это буквы непарных звуков.)
А как в «ленте» показано, что их звуки непарные? (Буквы расположены по одной.) А нельзя ли их было присоединить к первой группе букв согласных? Может быть, буквам было бы веселее? (Нельзя. Те непарные звонкие, а эти непарные глухие.)Назовите (хором) буквы непарных звонких звуков. А теперь – непарных глухих.
Посмотрите ещё раз на голубую рамку. Какая одна буква отличается от трёх других по звукам, которые может обозначать? (Буква х, она обозначает и твёрдый, и мягкий согласный.)
Чем одна из трёх оставшихся букв отличается от двух других? (Буква ц обозначает твёрдый согласный, а ч и щ – мягкие.)
А чем отличаются от всех других буквы, которые размещены в средней части «ленты»? (Это буквы парных глухих и звонких согласных.)
Далее педагог предлагает детям «погулять» по Буквограду и найти дом тех букв, с которыми недавно познакомились.
Физкультминутка
Работа по учебнику (с. 82) и карточкам.
Читая материалы с. 82 букваря, педагог напоминает детям: неразборчиво произнесёшь звуки – может послышаться совсем другое слово.
В строках про волка учитель учит первоклассников орфоэпической норме: на месте сочетания чт произносить [шт].
Если надо, для дополнительного чтения (может быть, на резервном уроке) используйте, например, стихотворение В. Мусатова «Черепаха» (напечатано на карточках). Потом возможен вопрос: какие буквы непарных глухих согласных встретились, а какие – нет?
Тяжела´ её рубаха,
Но довольна черепаха.
Нет прочней рубахи,
Чем у черепахи.
Физкультминутка для глаз.
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
Работа по учебнику (с. 83).
Читая слова, готовящие к восприятию текста, педагог спрашивает у детей: можно ли о ком-то из птиц сказать, что они трещат, щёлкают? Если ученики не ответят, то порекомендуйте узнать это из рассказа, который будете читать. Уточните, кто может стрекотать, близки ли по смыслу слова ходить, бродить, гулять.
Приступая к чтению текста, посоветуйте представлять себе картину, которая нарисована словами. Желательно успеть проверить восприятие прочитанного. Можно спросить:
Где мы «гуляли», читая первую часть рассказа? (В роще.)
Хорошо было? А тому, кто писал, тоже было хорошо? Подтвердите
ответ, перечитав предложение из букваря.
А куда нас перенесла вторая часть текста? (В чащу.) А там вам понравилось? А автору? Перечитайте предложение-ответ.
Итог урока. Рефлексия.
научился…
узнал…
вспомнил…
понравилось…
затруднялся…
поделюсь…