Мастер-класс: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Ревина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольной группы МКОУ СОШ с УИОП п. Мурыгино, Юрьянского района Кировской области
Мастер-класс:
«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми
младшего дошкольного возраста»
Ревина Наталья Николаевна,
воспитатель дошкольной группы МКОУ СОШ с УИОП
п. Мурыгино, Юрьянского района
Кировской области
Цели: 1. Раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с младшими дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности
2. Ознакомить педагогов с многообразием техник нетрадиционного рисования.
Подготовительный этап: Подбор образцов рисунков в разных техниках; подготовка материалов, которые используются в нетрадиционном рисовании.
Ход выступления:
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, что вошло в разум и сердце ребенка из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит каким человеком станет малыш» (В.А.Сухомлинский).
В возрасте 3-х лет, когда дети поступили в детский сад, мне пришлось столкнуться с проблемой, где большинство ребят не умеют работать с красками и даже вообще боятся это делать. В ходе бесед с родителями выяснила, что у некоторых детей дома вообще нет красок, пластилина, а если они и есть, то родители неохотно предоставляют их детям, потому что результаты их продуктивной деятельности оставляют следы не только на бумаге, но и на стенах, диванах и другой мебели.
Привить любовь к рисованию, выработать устойчивый интерес к изодеятельности – стали главными задачами в моей работе.
Многолетний опыт педагогов показывает, что отсутствие необходимых умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок нарисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.
При четком обучении в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства ребенок приобретает некоторые навыки, но это обучение исключает свободные творческие действия ребенка.
Не всегда кисть, карандаш, фломастер способствует развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Изодеятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение и т.д.
Самые разные способы нетрадиционного рисования используются в детском саду.
Давайте подробно остановимся на нетрадиционных способах рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
1. Рисование пальчиками.
Дети испытывают восторг, когда их руки пачкаются красками непроизвольно. А, используя данную технику, ребенок может не бояться услышать замечание взрослого, ведь в данном случае, чтобы нарисовать, надо обязательно запачкать в краске пальчики.
Применяя технику рисования пальчиками, на первых этапах используем всего лишь один цвет краски и один пальчик ребенка.
Когда малыш начнет свободно действовать пальчиком в рисовании, можно начинать работать несколькими тонами красок и несколькими пальчиками.
(Показ образцов в технике рисования пальчиками).
Рисование ладошкой.
Данная техника немного подобна предыдущей, только в технике рисования ладошкой инструментом рисования становится вся ладонь ребенка.
(Показ образцов в технике рисования ладошкой).
Тычок жесткой полусухой кистью.
В данной технике для рисования мы используем жесткую кисть (щетина). По заранее приготовленному контуру ребенок выполняет кистью тычки, держа кисть строго вертикально к листу бумаги. В такой технике удачно получаются различные животные, где нужно показать объемность меха ( например, кот, белка, медведь и др.).
Рисование ватными палочками.
Используя вместо кисти ватные палочки, дети могут свободно изобразить снегопад, ягоды на рябиновой ветке, а также мелкие детали в своем рисунке – глаза, бусинки, пуговицы и т. д.
Оттиск печатками картофеля.
При работе в данной технике педагог готовит различные печатки, например, в виде листьев и цветов. Этот способ рисования уместно использовать в том случае, когда необходимо изобразить не один элемент рисунка, а несколько. Например, листья на дереве, цветы на поляне.
Давайте попробуем нарисовать портрет Осени, используя техники оттиска печатками из картофеля и рисование ватными палочками. (Практическая работа с педагогами).
С детьми старшего возраста можно применять уже более сложные техники рисования, такие как:
«граттаж» - рисование по восковой прокладке – процарапывание (космос, ночной город т др.);
витраж – рисование на стекле;
рисование мятой бумагой, бумажными шариками ( мех животных, крона дерева и др);
рисование на деревянной поверхности;
рисование на камне.
Использование различных техник рисования – это творческий процесс. А творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Заголовок 1Заголовок 315