Урок по русскому языку на тему: Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.


План-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Тема урока: Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
Цели урока: формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему, развивать связную устную и письменную речь, воспитывать высокие моральные качества, любовь к родному языку и родине.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, рабочие листы к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок русского языка
II. Сообщение темы, целей урока, запись в тетрадь.
III. Орфографическая минутка.
Слово учителя.
Урок русского языка невозможен без повторения орфографических, пунктуационных и орфоэпических норм. Прежде чем начать работу над темой урока, мы проведём орфографическую минутку и орфоэпическую разминку. В это время один ученик должен выполнить индивидуальное задание, подготовленное на доске.
Перед вами высказывание предложение: «Счастье — (не)предвиде..ый заране костерок, мерцающий в тумане; в знойный полдень родничок студё..ый, путь далёкий, до конца пройде..ый... (Н. Рыленков)». Нужно сделать полный синтаксический и пунктуационный разборы этого предложения. (один учащийся на оценку выполняет задание)
Чтобы справиться с орфографической минуткой, поработаем устно. Повторим правописание –н-, -нн- в различных частях речи. Но, как показывает опыт, самое большое количество ошибок допускается именно на эту орфограмму.
№1. Спишите, подбирая к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу существительные; буквы, поставленные на месте пропусков, обозначьте как орфограммы.
Сдержа..ый, рассмотре..ый, реше..ый, вскипячё..ый, опубликова..ый, плавле..ый, расплавле..ый, неписа..ый, негада..ый, консервирова..ый, усовершенствова..ый, суше..ый, кале..ый, вяза..ый, вороне..ый.
№2.Спишите. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова, какими частями речи они выражены. Обозначьте контрольные орфограммы.
1. Путешестве..ики напряжённо всматривались в мглистую даль. Лицо у моего собеседника было напряже..о. 2. Животное испуга..о охотником. Мальчик смотрел на приближающийся поезд испуга..о. 3. Получе..ое на старте преимущество было спортсменом постепе..о растеря..о. Мать растеря..о посмотрела на сына. 4. Принимаемое решение было заранее взвеше..о и тщательно обдума..о. Спасатели действовали в чрезвычайной ситуации взвеше..о и обдума..о.
№3.Запишите слова, графически обозначая условия выбора н и нн.
Труже..ик, гости..ица, мороже..ое, путешестве..ик, дружи..ик, родстве..ик, мали..ик, свяще..ик, бессребре..ик, воспита..ик, уче..ик, листве..ица, ко..ица, гриве..ик, муче..ик, пута..ица, пле..ик, имени..ик, ставле..ик, конопля..ик, нефтя..ик.
IV. Орфоэпическая разминка.
Слово учителя.
Теперь проведём орфоэпическую разминку.
Беседа с учащимися.
- Что изучает орфоэпия как раздел лингвистики? (Произношение слова).
- Трудность выполнения следующего задания состоит в отсутствии правил, которыми можно было бы регулировать произношение слова, поэтому здесь должна работать ваша память. Какой словарь поможет вам в случае затруднения справиться с этим заданием?
- Спишите данные на экране слова, расставьте в них ударение. (Учитель во время орфоэпической разминки проверяет синтаксический разбор данного ранее на доске предложения).
Позвонит, рвала, шарфы, лгала, балуясь, сливовый, намерение, ходатайство, торты, каталог, квартал, оптовая, начали, цемент, банты, щавель, вручит
- Давайте проверим. Один ученик должен подойти к доске с тетрадью и расставить в данных словах ударение.
(Позвонит, рвала, шарфы, лгала, балуясь, сливовый, намерение, ходатайство, торты, каталог, квартал, оптовая, начали, цемент, банты, щавель, вручит).
V. Работа над темой урока.
Слово учителя.
Начинаем работу над темой урока.
Материал для словарно-семантической работы: благородный, достоинство, кичливый.
Основное содержание урока.
I. Повторение сведений о типах речи.
II. Выяснение того, какая из данных тем может быть раскрыта на основе: а) повествования, б) описания, в) рассуждения, г) разъяснения смысла понятия; какая из них допускает разный подход.
1. Что такое благородство?
2. Благородный поступок.
3. Благородство — это стремление делать добро.
4. Благородство.
5. Трудно ли быть благородным?
III. Рассмотрение композиционных схем построения текстов разных типов речи. В частности, учитель подчеркивает, что композиционная схема построения текстов, составленных на основе рассуждения, имеет следующие компоненты: во введении дается подход к теме, в гласной части сначала формулируется общий (основной) тезис, далее следуют частные тезисы с доказательствами, заключается рассуждение выводами. Во введении текста, раскрытого на основе разъяснения смысла явления (понятия), указывается, чем вызван наш интерес к явлению (понятию), в главной части осуществляется разностороннее рассмотрение явления или понятия: даётся его определение, выделяются и уточняются его главные характеристики, проводится сопоставление с другими явлениями (понятиями), в заключении делаются выводы.
IV. Анализ вариантов связных высказываний публицистического характера на морально-этическую тему, в процессе которого выясняется, на основе каких типов речи раскрыты темы сочинений, соответствуют ли их названия и композиционные схемы построения этим типам речи.
Для анализа используются сочинения, написанные школьниками в предыдущие годы, или такой, например, текст:
Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит.
В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время — гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей.
Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают “благородным гневом”. Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.
В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиция и высокомерие.
Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или грудное положение ради выручки товарища — это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот — сохранить его!
Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство.
Вспомним “хитроумного гидальго” Дон-Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое положение? Да нет же! Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их торжества.
Воля творить добро—вот основа благородства Дон-Кихота. Благородный человек знает: всякая несправедливость, где бы она ни проявлялась, унижает его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь.
Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. Нет, не “донкихотством”, а вполне современным благородством. (По Ю. Ценину).
V. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана. Составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте.
Далее прослушиваются написанные сочинения, проводится коллективный их анализ, организуется работа над совершенствованием учащимися собственных высказываний.
V. Домашнее задание
На дом можно дать задание собрать материал для сочинения публицистического характера на общественно-политическую тему (например: “За что я люблю свой край”, “Достопримечательные места нашего города”, “Из истории нашего края”, “Человек интересной судьбы” и др.). Для этого учащиеся должны сделать необходимые выписки из газет, справочников, путеводителей, экспонатов и документов краеведческого музея и т. д.
VI. Подведение итогов урока.
1. Беседа учителя с классом
– Какую цель мы перед собой поставили в начале урока? – Что мы повторили на уроке? Что нового узнали на этом уроке?
Выставление и комментирование оценок.
2. Слово учителя
Разрешите закончить наш урок следующими словами: (цитата на проекторе)
Жизнь — это подаренный человеку праздник. Каждый самостоятельно, выбирает свой собственный путь. Либо путь истины, либо лжи.
В природе так устроено: без возвышения духа человек многое теряет. Более счастлив тот, кто даёт, чем тот, кто берёт. Настоящее великодушие человека проявляется тогда, когда он испытывает сострадание к людям, искренне жалеет их...