Комментарии к презентации Смысловое чтение как верный шаг к анализу художественного текста


Смысловое чтение как «верный шаг» к анализу художественного текста (технологии и приемы развития смыслового чтения).
Что такое чтение? Это универсальный навык для человека, который является незаменимым спутником в нашей жизни. Мы живем в мире текстов
Сплошные тексты: описания, повествования, рассуждения (всё что относится к художественной, учебной, методической, справочной, энциклопедической литературе, изданиям СМИ, законодательным источникам, материалам сайтов, блогов, Интернет-пространства в целом. Даже предложенный в канун Нового Года рецепт является текстом.
Несплошные тексты: информативно ёмкие и наглядные графики, диаграммы, кластеры, таблицы, карты сайтов, исторические и географические карты и карты местности, планы помещений и сооружений, пути пожарной эвакуации, схемы безопасного маршрута следования в школу и домой, расписания движения транспорта, планы различных мероприятий, турнирные таблицы спортивных событий.
 В государственной программе обучения текстам отводится важное место. Изучение текстовой информации - неотъемлемая часть учебного процесса.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту.
Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
Обществу нужны не просто «быстрые» читатели, но понимающие, способные откликнуться на текст, умеющие дать оценку полученной информации. Другими словами, читающие со смыслом. Смысловое чтение.
Предложив слова «стратегия», «прием», «форма», «план-программа», хочется еще раз убедиться, что все новое – это хорошо забытое старое. В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя . В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Итак, поговорим о стратегиях смыслового чтения Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию  учителем следующих технологий, форм работы:
технологии проблемного обучения;
интерактивных технологий;
технологии критического мышления;
Технология продуктивного чтения.
Проблемное обучение. Стержнем на таком уроке должны стать проблемный вопрос и проблемная ситуация.
Проблемный вопрос должен быть сложным, в нем должно быть противоречие.
«Через терние к звездам или превращение в кисель?» И.А. Гончаров «Обломов».
Проблемный вопрос должен быть емким, способным охватить широкий круг проблем, тем. Проблемный вопрос предполагает спор на базе различных истолкований.
Кто (Бог, История, Страх смерти, Человек, Пороки, Любовь) управляет человеческой жизнью? (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Учителя словесности – счастливые люди: большую часть времени работают с художественными текстами (ничего личного!) .
Приём  «Кластер» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Практическая часть:
М. Горький «На дне».
Прием «Ориентиры предвосхищения»
1.            Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).
До чтения текста Суждения После чтения текста
  «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)  
  «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство» (Сатин)  
Отметьте еще раз после прочтения. Если ответ изменился, прокомментируйте, почему.
Тема: «Основной конфликт пьесы М. Горького «На дне». (сформулировать вторую часть темы).
Задания
Замените слово «конфликт» синонимами (противоречие, спор).
Задайте вопросы к слову спор. (О чем спор? Между кем спор?).Предполагаемые ответы:
- спор о правде,
- между Лукой и Сатином.
4. «Переводчик». Лука и Сатин являются резонерами в пьесе. (Лука и Сатин отражают авторскую позицию).
5. Можно ли поставить знак =? Сделайте вывод, ответив на вопрос «Какова позиция автора?»
Это и станет продолжением темы урока.
Предполагаемые ответы:
- Двойственность, противоречивость, неоднозначность позиции автора.
Целеполагание:
- доказать двойственность позиции М. Горького через спор Луки и Сатина.
Планирование (Определение вида деятельности (цитатные характеристики). (Никакая самостоятельная «добыча» информации не заменит живого участия учителя. Чтобы урок «Не забуксовал», предлагаю следующие задания:
Стратегия «Ключевые слова» (для того, чтобы вспомнить одну из жанровых особенностей пьесы).
Ремарка, действующие лица, речь…
Примечание: Речь – является главным элементом драмы.
«Жалеть людей надо! Вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!»
«И… чего тебе правда больно нужна…Она, правда-то, может, обух для тебя…», «Не всегда правдой душу вылечишь».
«Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…»
«Ложь - религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!
Продукт урока (Технология продуктивного чтения») – «Социальная реклама» (реклама нравственного понятия).
Примечание: «Смерть двум зайцам»: анализируем художественный текст и готовимся к ОГЭ (даем определения нравственно-этическим понятиям).
«Ложь во спасение», «Правда», «Сострадание».
Прием «Реклама».
Формулируем основную мысль текста (идею).
Истины от М.Ю. Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»right000Шесть лепестков – шесть типов вопросов.Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать ?».
11. Приём «Верите  ли вы…» Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.
12.  Приём «Синквейн»Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна:Существительное (тема).Два прилагательных (описание).Три глагола (действие).Фраза из четырех слов  (описание).Существительное (перефразировка темы).
Прием «Отношение между вопросом и ответом» (эффективная работа при подготовке к написанию части С ЕГЭ).
Работаем по схеме «Где ответ?» Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).
В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.
Если ответ в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях. Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем.
Прием « Список тем».
Цель: Раскрыть логико-смысловую структуру текста
1.            Начинать работу рекомендуется с выбора тех тем из списка, которые близки к личностной интерпретации текста.
2.              Добавьте свои темы и объясните свой выбор:
—             Любовь и ненависть.
—             Легкомысленные поступки и их последствия.
—              Предательство и ложь.
—              Страдания и печали.
—              Человеческие умения, вызывающие уважение других людей.
—           Войны и стихийные бедствия.
—           Связь человека с окружающим миром.
—           Взаимоотношения человека и животных.
3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения. Он представляет её, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаются или нет с его точкой зрения.
Прием «Проверочный лист» (краткий пересказ – сжатие текста). Я называю «Телеграмма».
1.            Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)
2.             Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)
3.             Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)
4.             Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)
Прием «Соревнуемся с писателем».
1.               Преподаватель, молча перелистывает страницы книги, демонстрируя всем иллюстрации. Затем один участник предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель может комментировать ответы обучающихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя обсуждение
Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию  учителем следующих технологий, форм работы:
технологии проблемного обучения;
интерактивных технологий;
технологии критического мышления;
Технология продуктивного чтения.
Маленькие находки большого дела
Замена репродуктивных заданий продуктивными при анализе художественного произведения.
М. Горький «Детство», 7 класс.
Задание: Представь, что ты, человек 21 века, оказался в семье Алексея. За какие действия членов семьи ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни (используй форму творческой работы – письмо).
Итоговый урок по рассказу М. Шолохова «Судьба человека».
Представьте, что в Россию приехал иностранец, почти ничего не знающий о нашей стране. Сможет ли он понять, почему Советский народ одержал великую победу во второй мировой войне, прочитав рассказ М. Шолохова «Судьба человека»?
Примечание:
"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.
Уроки анализа художественного текста – это одно из средств формирования образованного, духовно развитого читателя. Эти уроки развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь обучающихся, развивают навыки исследовательской деятельности