Исследовательская работа педагогическая династия



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Коммунаровская средняя общеобразовательная школа №2.
«Чтобы жизнь повторилась сначала,
загляните в семейный альбом»
Исследование педагогической династии моей семьи.
Выполнил: ученица 9 классаДорохова Татьяна
Педагог-консультант: Косарева Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы
(тел:
с.Коммунар,2014г.
Старые фото, как память из прошлого, Хранятся они на альбомных страницах. Такие родные, такие хорошие, Такие любимые, милые лица.
Казалось, что жизнь не такая уж сложная, Но только с годами сложней оказалась. Старое фото беру осторожно я, Так мало на память о прошлом осталось. Под пальцами глянец теплее становится, И, кажется, прошлое вновь возвращается. А ночью приходит подруга бессонница, И с ней все потери на два умножаются. События прошлые память прокрутит, А утром захватят иные заботы. И тех, кто ушел, уже больше не будет. Остались на память лишь старые фото.
На это стихотворение Татьяны Ивановны Лагутиной, неизвестного мне пользователя интернета, я натолкнулась случайно. Уже с первых строк оно заинтересовало меня. Прочитав до конца, я почувствовала непреодолимое желание заглянуть в прошлое своей семьи.
Семейный альбом, пожалуй, есть в каждой семье. Либо традиционный, либо, как принято сейчас, электронный. Свой альбом в синей потёртой обложке наша семья достаёт из шкафа нечасто. Я заметила: мы обращаемся к нему только в минуты душевных волнений или в особо торжественных случаях, которые, случаются в нашей жизни нечасто. Листать страницы альбома мы любим в одиночестве и очень редко, когда необходимо воспоминание. Наверное, потому, что воспоминания о прошлом, навеваемые старыми пожелтевшими снимками, заставляют сильно сжиматься сердце…
1844040513080Как много неизвестного и интересного я нашла, открыв старый альбом с фотографиями. Перелистывая его страницы и разглядывая черно-белые снимки, я наткнулась на фотографию моей бабушки по маминой линии Гриборенко Галины Михайловны. Я знаю, что всю свою жизнь она посвятила школе, преподавая русский язык и литературу учащимся с 5 по 11 классы, но под фото надпись « Урок арифметики в 1 классе». Вот с этого снимка и началась моя исследовательская работа, которая не смогла обойтись лишь одной фотографией.
Итак, начнем исследование.
Как много неизвестного и интересного я нашла, открыв старый альбом с фотографиями. Перелистывая его страницы и разглядывая черно-белые снимки, я наткнулась на фотографию моей бабушки по маминой линии Гриборенко Галины Михайловны. Я знаю, что всю свою жизнь она посвятила школе, преподавая русский язык и литературу учащимся с 5 по 11 классы, но под фото надпись « Урок арифметики в 1 классе». Вот с этого снимка и началась моя исследовательская работа, которая не смогла обойтись лишь одной фотографией.
Итак, начнем исследование.
24726904994275 Гриборенко Галина Михайловна закончила Минусинское педагогическое училище имени А.С. Пушкина в 1966 году и по распределению попала в поселок Коммунар. Вот что сказал мой дедушка: «В то время младшие школьники учились в разных зданиях со старшеклассниками. Это единственный снимок твоей бабушки из той школы, она всего четыре года работала с малышами, потому что поступила в 1972 году в Абаканский государственный педагогический институт. В 1977 году окончила его и перешла в старшую школу учителем русского языка и литературы. Галя работала до 2004 года, хоть и сильно болела, а шла к детям. В 2005 году ее не стало». Дедушка открыл дверки шкафа и достал бабушкины дипломы, грамоты и трудовую книжку, где на пожелтевшей от времени странице первой строкой записано: «Приказ №49 от 16.08.66 г.по Ширинскому РОНО Назначена учителем начальных классов в Коммунаровскую начальную школу». Для меня было удивительно узнать, что бабушка была классным руководителем своих детей: моей мамы Косаревой Анны Владимировны с 1990 по 1997 год и дяди Жени с 1978 по 1984 год. Из воспоминаний ее дочери: «Мамой я не уставала любоваться. Ею восхищались и ученики, и их родители. Как она двигалась, говорила, одевалась, как держала себя – завораживало и притягивало к ней людей всех возрастов и профессий. Ей хотелось подражать. Что такое учительская семья? Лучше всего это знают именно учительские дети. Учительская семья -это вечные разговоры про учеников, про то, кто кого учил и кто у кого учился, это букеты на 1 сентября, это жизнь, которая измеряется не простыми, а учебными годами, это допоздна склоненная над ученическими тетрадками мамина голова. Мама всегда была для меня примером во всём; её стремления, научный стиль мышления, преподавательский талант восхищали меня и побуждали к активности, целеустремлённости и самосовершенствованию, формировали мой стержень личности. Мой выбор был очевиден. Так получилось, что мой класс оказался последним выпуском мамы, из-за тяжелой болезни она не взяла больше классное руководство, хотя свою педагогическую деятельность продолжала еще семь лет.
В прошлом году мы отмечали пятнадцатилетие нашего выпуска, все мои одноклассники помнят интереснейшие уроки русского языка и литературы и, конечно, красочные и познавательные литературные кафе. Весело и дружно проходили наши репетиции, внеклассные мероприятия, дежурство. Эта фотография сделана в 1997 году при очередной весенней уборке территории вокруг школы. У мамы был уникальный талант воспитывать: без нотаций и поучений она смогла передать мне убежденность в правильности и незыблемости того, что – как я узнала позже – называют десятью заповедями. Меня всегда хранила и хранит родительская любовь и их вера в меня. Я, как и моя мама, считаю, что главное для родителей – любить своих детей, а главное для учителя - любить своих учеников".
1844040526415Моя бабушка была не единственным ребенком в семье, который пошел в педагогическую деятельность, ее родная старшая сестра Третьякова Екатерина Михайловна положила начало педагогической династии. Так как ее не стало в прошлом году на 78 году жизни, а из нашего поселка она переехала в 1997 году, о ней узнать я смогла лишь из телефонного звонка ее мужу. Деда Ваня вспоминал: « В 1957 году я пришел из армии и увидел новую учительницу начальных классов в Коммунаровской школе, она поразила меня своей красотой и бойкостью. Когда мы познакомились, я узнал, что она после распределения уже год отработала пионервожатой. 41год Катя жила школой и детьми». Разглядывая страницы альбома, я наткнулась на фотографию, где одно из детских лиц показалось мне очень знакомым. С помощью мамы я узнала, что это Рыжкова Елена Юрьевна, работающая теперь в нашей школе секретарем и педагогом-психологом. Я обратилась к ней с просьбой рассказать о ее первой учительнице, моей бабушке:" В первый класс я пошла не с 1 сентября 1981года, потому что мама отправила меня в конце августа в санаторий . Вернувшись в октябре, я наконец-то познакомилась с Екатериной Михайловной. Простой школьный урок познания мира она превращала в целое путешествие в мир природы. На уроках  математики она учила нас не просто решать, а размышлять логически. Ведь это так пригодится в старших классах. Русский язык и литература – это были действительно уроки по развитию культуры речи и языка. Екатерина Михайловна всегда была серьёзным учителем, строгим и справедливым. Но на переменках и после уроков она жила жизнью учеников: нашими заботами, печалями, нашими детскими проблемами. Она всех могла понять. И всем старалась помочь. Классные часы становились для нас настоящим праздником, независимо от того, о чём шёл разговор. Наша вторая мама учила нас жить в коллективе и для коллектива, старалась сплотить и сдружить всех детей в классе, хотя мы все такие разные. В памяти сохранилось немного из начальной школы, но это самые добрые и светлые воспоминания".
Итак, обе мои бабушки были учительницами, но педагогическая история нашей семьи не закончилась. Для продолжения исследования построим схему родословной моей семьи и отметим людей, причастных к педагогике.
Абловы
Михаил Петрович
Евдакия Никитична




Гриборенко Галина Михайловна(учитель русского языка и литературы, стаж 28лет,
1976-2004год)

Шалавина Надежда Михайловна

Третьякова Екатерина Михайловна(учитель начальных классов, стаж 41год, 1956-1997год)




Гриборенко Евгений (2 курса факультета физического воспитания, без педагогической деятельности), женат на Гриборенко Тамаре Викторовне(учитель математики и физики с 1989года)
Шалавина Дина Владимировна (дошколный воспитатель, учитель начальных классов)
Снеткова Александра Владимировна

Косарева Анна Владимировна (учитель русского языка и литературы с 2001г.)

Третьяков Сергей Иванович



Снетков Дмитрий Александрович
(учащийся школы)
Шалавин Никита Евгеньевич(учащийся школы)

Третьяков Иван Сергеевич
(учитель- биолог, магистратура ХГУ 2012г.)
Третьяков Алексей Сергеевич
(учитель истории с 2011года)


Косарев Михаил Александрович

Мельникова Мария Александровна
(учитель начальных классов и английского языка с 2012года)


Гриборенко Иван Евгеньевич
(учащийся школы)
Гриборенко Юлия Евгеньевна
Дорохова Татьяна Антоновна
(учащаяся школы)

-52768526479545491401474470По стопам Бабушки Кати пошли оба ее внука. Третьяков Алексей окончил исторический факультет ХГУ имени Катанова Н. Ф. с красным дипломом и в 2011году поступил в магистратуру. В настоящее время преподает историю в школе города Абакана и учится. Алексей Сергеевич выиграл гранд на историческое моделирование. Сейчас он ведет исторический кружок, где со своими школьниками и желающими студентами реконструирует доспехи и оружие из жести, шьют кольчуги и участвуют в настоящих турнирах. Его девушка тоже учитель истории и студентка магистратуры. Третьяков Иван окончил биохимический факультет ХГУ им.Катанова Н.Ф. с красным дипломом и в 2012 году закончил магистратуру.
-527685504190 Следующая страница фотоальбома. Перед вами фотография педагогического коллектива Коммунаровской СОШ 1991-1992 учебного года.
Во втором ряду первая слева моя бабушка Гриборенко Галина Михайловна, а третья – моя двоюродная бабушка Третьякова Екатерина Михайловна. В нижнем ряду вторая справа -моя тетя, Гриборенко Тамара Викторовна. Тетя Тома училась с 1984 по 1989год в АГПИ, где с ней и познакомился мой дядя- сын Гриборенко Галины Михайловны Евгений, он поступал в 1985 году в АГПИ на факультет физического воспитания, но через 2 года был призван в армию и дальнейшее обучение не продолжил. Тамара Викторовна закончила факультет физики и математики и с 1989 года работает в нашей школе, в этом году третий раз выпускает свой класс. Через интернет я связалась с учеником из первого выпуска Тамары Викторовны Дмитрием Распопиным, он откликнулся на мою просьбу вспомнить школьные годы: «Моим классным руководителем была Гриборенко Тамара Викторовна, она же учила нас математике. Из всех предметов, изучаемых мною в школе, больше всего мне нравилась математика. У многих эта школьная дисциплина вызывает трудности, так как она требует упорства в достижении цели. Математика учит точности мысли, логике, умению делать обобщения. Когда решал задачи, я никогда не подсматривал ответы в учебнике. Мне нравилось самостоятельно прийти к правильному решению, это приносит какую-то радость и гордость за себя. Математика – очень нужная наука. Без знания этой дисциплины нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные явления. Через математические знания, полученные в школе, лежит дорога к новым величайшим открытиям. Тамара Викторовна проводила с нами занятия в математическом кружке, я до сих пор помню, как мы решали занимательные задачки, математические головоломки и учились логически мыслить, перекладывая палочки, чтобы поменять геометрическую фигуру.
Хочу сказать огромное спасибо всем своим учителям. Они, несмотря на мое «сопротивление», все- таки сумели дать первоначальный объем знаний, который позволил учиться в высшем учебном заведении, не тратя много сил на общеобразовательные предметы. Со школьным багажом знаний мне легко давались задачи по физике и математике, химические опыты и английские тексты, не возникало проблем со словарным запасом и знаниями устных предметов. И СПАСИБО за помощь всем учителям, принимавшим участие в моей подготовке к сдаче экзаменов в ВУЗ. Здоровья, счастья, успехов и огромного терпения в работе с новыми учениками, такими же оболтусами какими были мы! Школа дает очень многое, если умеешь брать».
Баба Галя удивительно тактичная, воспитанная, болеющая за свое дело, смогла с малых лет привить любовь к своей профессии и своей дочери Анне Владимировне, моей маме. По окончании школы перед ней стоял выбор профессии. Она была уверена, что свою жизнь и судьбу свяжет только с педагогической деятельностью. И поэтому, окончив Коммунаровскую среднюю школу в 1997 году, Косарева Анна Владимировна закончила филологический факультет КГПУ им.В.П.Астафьева. Педагогическую деятельность начала с 1999 года воспитателем группы продленного дня, о чем свидетельствует запись в ее трудовой книжке, в которую мне разрешил заглянуть директор школы Брянкина Наталья Леонидовна, приказ №13 от 29.04.1999года. А приказ №33 от 31.08.2001года говорит о переводе ее в учителя русского языка и литературы. Сейчас мама работает в Коммунаровской СОШ №2 на третьем этаже в бабушкином кабинете.
401574045720Со стороны бабы Нади педагогическую династию продолжила ее внучка. Мельникова Мария уже с начальных классов показала свои возможности хорошей учебой и участием во внеклассной работе школы. К 11классу среди всех грамот и благодарностей у Марии Диплом 1 степени в номинации «Премия им. Торосова в области общественной деятельности» Абакан, май 2008г. и Мария Александровна- Лауреат премии по поддержке талантливой Федерации от 6 апреля 2006года молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006года №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Студенческая жизнь Марии началась в 2008 году, но и в Институте непрерывного педагогического образования моя сестра не осталась в стороне от внеклассных мероприятий. Летние каникулы проводит в детских лагерях, сначала попробовала себя как вожатая, Талантливую и активную девушку заметили, и Мария уже попробовала себя как воспитатель и как старший вожатый. Свою педагогическую деятельность Маша начала в 2012-2013 учебном году учителем английского языка в начальных классах школы города Абакан, хотя диплом (и скорее всего красный) получит в 2013году.
Дочь бабы Нади тоже не осталась в стороне. В 1987году Дина Владимировна поступила в АГПИ и в 1992году получила диплом дошкольного воспитателя. Она и сейчас занимается своим любимым делом.
Практически вся жизнь моей семьи связана с образовательными учебными заведениями Хакасии. Сколько  существует профессий, столько и династий. Каких только династий не существует! Это и нефтяники, шахтеры, механизаторы, врачи, артисты... В чем же суть того, что многие члены семьи выбирают одну и ту же профессию? Может быть, это стремление прославиться, быть богатым, или нет другой профессии в данной местности.
Династия учителей – это особая тема, так как работать в школе, воспитывать детей, жить их заботами и проблемами дается не каждому. Здесь нет никаких видимых привилегий. Конечно же, наблюдая за активной педагогической деятельностью своих родственников, у меня в свое время тоже сформировалось желание связать свою судьбу с данной профессией. Уверена, что я буду далеко не последним участником нашей педагогической династии.
Вот так, заинтересовавшись лишь одной фотографией, мы провели исследование педагогической династии моей семьи.
Аннотация.
«Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом»
Разглядывая фотографии семейного альбома моей бабушки, я наткнулась на снимок, надпись под которым меня заинтересовал. Оказалось, что баба Галя в начале своей педагогической карьеры учителя русского языка и литературы работала учителем начальных классов Коммунаровской школы. Так как я тоже хочу стать учителем начальных классов, для меня эта работа оказалась очень интересной, познавательной и актуальной. Переходя от снимка к снимку, я пришла к выводу, что исследование одной фотографии привело к изучению педагогической династии нашей семьи.
Педагогическая деятельность моих бабушек началась в 1956 году и продолжается их детьми и внуками в настоящее время.
Сложно восстановить историю, потому что основоположников нашей династии уже нет, но сохранились документы, хоть и не все. Для более точного восстановления событий я связывалась по телефону с родственниками, по интернету с выпускниками, встречалась с бывшими учениками, изучала сохранившиеся документы, и мною была составлена схема нашей родословной.
Цель исследования:
Изучить педагогическую династию моей семьи.
Для достижения цели я перед собой поставила следующие задачи:
побеседовать с родственниками;
позвонить близким родственникам основоположницы нашей династии;
изучить сохранившиеся документы, грамоты и фотографии;
составить схему родословной моей семьи, отметив людей, причастных к педагогике;
встретиться с выпускниками наших учителей;
через интернет связаться с бывшими учениками нашей школы.