Морфологический разбор причастия — открытый урок
План урока
Предмет русский язык Класс 7 Дата 21.01.2015
Тема Морфологический разбор причастия
Цель обучения: научиться выполнять морфологический разбор причастия, определять разряд причастия, обобщить знания по теме «Причастие»
Задачи: 1) формирование знаний о признаках причастия, разрядах причастия и способах его образования;
2) обобщение пройденного материала;
3) привитие чувства сотрудничества, взаимопомощи.
Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы
Орг. момент
1мин. 1.Приветствие Встают в круг радости. «Цепочка пожеланий» 1мин.
3мин. 2. Распределение по группам
Правила работы в группе
Выбор спикера
3. Работа в паре Определить разряд причастия.
Игра «Глагол + причастие» Словесное
«Большой палец» карточки
2.Актуализация
П пройденного материала 1мин.
5мин. 1.Мотивационная беседа:
Разработка цели урока
2.Дидактический этап-Знание
«Тонкие вопросы»
Что называется причастием?
Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия
Назовите разряды причастий
Как образуются действительные причастия?
Страдательные причастия? Обсуждают и предлагают свои мнения
Отвечают на вопросы
Формативное:
взаимопроверка слайд
3. Новая тема
5мин.
2 мин. Дидактический этап-Понимание
Объяснение правила выполнения морфологического разбора причастия
Каждой группе дается задание выполнить морфологический разбор причастия в предложении
1 группа:
Камни, покрытые холодной росой, скрывают охотника от слуха животных.
2 группа:
Возле обрыва охотник видит вожака, стоящего впереди.
В группе выполняют разбор причастия, затем выходят к доске и защищают свой постер. «Две звезды и одно пожелание»
Слайд
Лист Ватмана
Разминка
2мин
А теперь небольшая разминка Выполняют физические упражнения под музыку ИД
4. Закрепление
4. 4 Закрепление
10мин
5мин
5мин
1. Дидактический этап-Применение
Работа с учебником. Упр.10 (стр.143)
Чтение текста. Работа по содержанию.
2.Дидактический этап-Анализ
От глаголов образовать причастия
3.Дидактический этап-Синтез
Выполнение элективного теста
Коды ответов:
1-в
2-д
3-а
4-а
5-в
6-с
7-д
8-д
9-в
10-с 1.Индивидуальное задание
Читают текст. Отвечают на вопросы. Словарная работа.
Письм. выполняют задания к тексту
Каждая группа из данных в карточках глаголов составляет причастия и записывает на доске
Тест
1.Причастие обозначает:
А) действие предмета
В) признак предмета по действию
С) признак действия
2.Причастие не имеет формы
А) настоящего времени
В) прошедшего времени
С) будущего времени
3.Причастие имеет признаки:
А) глагола и прилагательного
В) глагола и наречия
С) глагола и существительного
Формативное:
письм.коммен-
тирование,
взаимооценкаУчебник
Карточки
Ламинированные листы
5. Домашнее
задание
1мин. Упр. 7,8 Записывают домашнее задание
в дневник 6.Подведение итогов 2мин.
1мин.
1мин. Дидактический этап-Оценка
Что нового мы узнали на уроке?
Понятна ли вам новая тема?
Какую тему закрепили?
Что обозначает причастие?
Какие бывают причастия?
Назовите суффиксы действительных причастий.
Назовите суффиксы страдательных причастий.
Как вы оцениваете свою работу
Комментирование оценок
Рефлексия
Как выполнять морфологический разбор причастия
Обобщили знания по причастию.
-признак предмета по действию
-действительные и страдательные
Спикер по оценочному листу считает баллы членов своей группы
Ученики пишут отзывы, об уроке
«Светофор»
Суммативное
оценивание
Сигнальные карточки
Оценочный лист
стикерыКамни, покрытые холодной росой, скрывают охотника от слуха животных.
Возле обрыва охотник видит вожака, стоящего впереди.
Поднимающий исполняемый
Пишущий хранимый
Играющий прочитанный
Читавший построенный
Молчавший открытый
Несший обладаемыйПомогший охраняемый
Карточка №2
1.Образовать страдательные причастия прошедшего времени:
Распространял, считал, начал, увенчал, описал, решить, полить.
2.Образовать страдательные причастия настоящего времени: Обладает, распространяет, утверждает, читает, охраняет, описывает, зависит.
Карточка №1
1.Образовать действительные причастия настоящего времени:
Выполняют, подгоняют, стачивают, вырезают, ломают, относятся, увлекают.
2.Образовать действительные причастия прошедшего времени:
Основал, сочетал, придал, сообщил, достиг, следовать, достиг.
Тест
1.Причастие обозначает:
А) действие предмета
В) признак предмета по действию
С) добавочное действие
2.Причастие не имеет формы
А) настоящего времени
В) прошедшего времени
С) будущего и настоящего времени
Д) будущего времени
3.Причастие имеет признаки:
А) глагола и прилагательного
В) глагола и наречия
С) глагола и существительного
Д) глагола и наречия
4. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
А)-ущ/-ющ, -ащ/-ящВ) –вш, -шС) –ем,-имД) –енн, -нн, -т
5. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов:
А)-ущ/-ющ, -ащ/-ящВ) –вш, -шС) –ем,-имД) –енн, -нн, -т
6.Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
А)-ущ/-ющ, -ащ/-ящВ) –вш, -шС) –ем,-имД) –енн, -нн, -т
7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов:
А)-ущ/-ющ, -ащ/-ящВ) –вш, -шС) –ем,-имД) –енн, -нн, -т
8.Укажите действительные причастия настоящего времени
А) опустившийся
В) брошенный
С) спетый
Д) пахнущий
9. Укажите действительные причастия прошедшего времени
А) улыбающийся
В) прочитавший
С) написанный
Д) гонимый
10. Укажите страдательные причастия прошедшего времени
А) бегущийВ) дышащий
С) защищенный
Д) уважаемый
Группа №1 Действительные причастия
Оценочный лист
№ ФИО ученика Дом.
задание Правило Морф.
разбор Работа
с текстом Письм.
задание Работа с карточкой
тест
Своя оценка
Общая оценка
1 2 3 4 5 6 7
Группа № 2 Страдательные причастия
Оценочный лист
№ ФИО ученика Дом.
задание Правило Морф.
разбор Работа
с текстом Письм.
задание Работа с карточкой
Тест
Оценка
спикера Общая оценка
1 2 3 4 5 6 7